Сущность экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:16, реферат

Краткое описание

В настоящее время АХД занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Место анализа в си-ме управления упрощено.

Известно, что си-ма управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирование, учета, анализа и принятия управленческих решений.

Оглавление

1) Роль эк анализа в управлении предприятием.

2) Предметы и объекты анализа.

3) Метод экономического анализа.

4) Принципы эк –го анализа.

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

 

      5)Коэфф. регрессии в ур-ии связи имеет разные единицы измерения, что делает их несопоставимыми, чтобы привести их в сопоставимый вид все переменные уравнения регрессии выражают в долях среднеквадратического отклонения, т.е. рассчитывают стандартизированный коэфф. регрессии.ß i = bi*Ơхi/Ơу.

ß –коэфф. показывает, что если величина фактора увеличится на 1 среднеквадратическое отклонение, то соответствующая зависимая переменная изменится на долю этого среднеквадратич. отклонения. Сопоставление ß – коэфф. позволяет сделать вывод о сравнительной степени воздействия каждого фактора на величину результативного показателя. По аналогии можно описывать и коэфф. эластичности, формула:

   Э = bi* хi среднее / у среднее,

которая показывает на сколько % в среднем изменится результат с изменением фактора на 1 %.

  Для того, чтобы убедиться в надежности ур-я связи, и правомерности его использования для практических целей, дают статистическую оценку надежности показателей связи с помощью критерия Фишера, средней ошибки аппроксимации и коэфф. множественной коррел. и детермин.

   F = Ơb²/Ơo² 

Ơb² = ∑(Yx2-Yx средневз.)²/m-1

       Ơo² = ∑(Yi-Yxi)²/m-n, где

Yxi – индивидуальное значение результативного показателя, рассчитанное по ур-ям.

Yx среднее – средн. значение результативного показателя

Yi – фактическое индивидуальное зн-е результативного показателя

m – ко-во параметров в ур-ии связи

n – кол-во наблюдений.

Фактическая величина критерия Фишера сопоставляется с табличной или нормативной, потом дается заключение о надежности ур-я связи. При этом если фактическое зн-е больше табличного, то гипотеза об отсутствии связи  м/результативными показателями и факторными отклоняется, т.е. связь есть , использование для практической цели ур-я оправданно.

Средняя ошибка аппроксимации Е средневзв. = 1/n*∑ (Yxi-Yсредневзв/Yi)² - она используется для составления оценки точности ур-я связи. Чем меньше теоретическая линия регрессии отклоняется от фактической (эмпирической), тем меньше среднее отношение аппроксимации.

Коэфф. детерминации Д = N²*100%

Если в коррел. модель удается включить наиболее существенные ф-ры, то данное ур-е можно использовать для практической цели, а именно для:

1.Оценка результатов хозяйственной деятельности.

2. Расчета влияния факторов на прирост результативного показателя

3. Подсчета резервов повышения уровня исследуемого показателя.

4. Планирование и прогнозирование исследуемой величины.

 

Основы маржинального анализа (анализа безубыточности, СVP-анализа).

 

Огромную роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами показателей:  издержками, объемом производства, прибылью.

Прогнозирование величины каждого из этих показателей при заданном значении других. В основы методики положено деление производст. и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на постоянные, переменные и использованные категории маржинального дохода (марж. прибыли, валовой моржи).

  Маржинальный доход предприятия  - это выручка –переменные издержки.

Маржинальный доход на ед. продукции представляет собой разность м/ценой этой единицы и переменными затратами, он включает в себя не только пост. затраты, но и прибыль.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

1. безубыточном объеме продаж при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затратах.

2. Законы безопасности предприятия.

3. Необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли.

4. Критич. уровня пост. затрат при заданном уровне маржинального дохода.

5. Критич. цены реализации при заданном объеме продаж и уровне пост. и перемен. расходов.

Проведение расчетов по методике маржин. анализа требует соблюдение ряда условий:

1.      Необходимость деления издержек на 2 категории.

2.      Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства.

3.      Пост. издерж. не изменяются в пределах значимого объема призводства и реализации.

4.      Пропорциональность поступления выручки объему реализации.

 

  Переменные затраты зависят от объема производства – это затраты на сырье, сдельная з/п, топливо, зап. части. Переем. затраты бывают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

Постоянные затраты – рента, з/п управляющего аппарата, амортизация, затраты на исследование работы, рекламу, на повышение квалификации работников п/п.

Условно-постоянные – транспортные расходы.

П/п более выгодно, если на ед. продукции приходится меньшая часть суммы постоянных затрат, что возможно при достижении мах объема производства и реализации, если спаде производства переменные затраты  обычно сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменится, что приводит к росту себестоимости, и к уменьшению прибыли.

Линия затрат представляет собой ур-е прямой у (х) = а+вх, где а – сумма пост. затрат, в – переменные затраты на ед. продукции, х – объем производства, либо реализации, у- полная себестоимость.

Предприятию при методике маржин. анализа необходимо вести БУ в си-ме директ-костинг, т.к. это си-ма и подразумевает разделение затрат на пост. и перем. Важное значение имеет точное определение суммы постоянных затрат (если си-ма учета не производит их деление).

Для этой цели используют следующие способы:

1.      Алгебраический

2.      Графический

3.      Статистический.

Алгебраический применяется при наличии информации о двух точках производства продукции в натуральном выражении (х1, х2) и соответствующие им затраты (z1,z2), тогда удельные переменные затраты определяются:

в = (z1-z2)/(х1-х2),

в = (z2-z1) – это себестоимость/( х2-х1) – это объем производства.

а = z1-вх1

а = z2-вх2

Графический способ – на графике откладывают 2-е точки, соотв. мах и мин объем производства, потом они соединяются прямой до пересечения с осью координат, на кот. откладывают величину издержек. Точка пересечения даст сумму постоянных затрат.

в = (z1-а)/х1

Точка А- значение суммы постоянных затрат.

Статистический способ – используется корреляционно-регрессивный анализ, но только при достаточно большой выборки данных.

  Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит не прибыли не убытка – это выручка, кот. необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль.

Безубыточность модно выразить и в кол-ве единиц продукции, кот необходимо реализовать, чтобы покрыть затраты, после чего, каждая дополнительно проданная ед. продукции будет приносить прибыль.

Разность м/фактическим кол-вом пр-ва, либо реализации и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности предприятия, чем она больше, тем более прочное финансовое благополучие предприятия.

  Для определения безубыточности объема продаж (точки безубыточности, порога рентабельности, мертвой точки) и зоны безопасности (зона безубыточности, запася финансовой прочности) применяют графический и аналитический способы и алгебраические.

 

Алгебраический или аналитический метод, используют следующие показатели:

1. Точка безубыточности в стоимостном выражении = выручка от реализации * постоянные  затраты/маржинальный доход.

2. Точка безубыточности в натуральном выражении = объем реализации (шт) * постоянные затраты/ маржинальный доход.

3. Точка безубыточности в натуральном выражении = постоянные затраты/удельный маржинальный доход.

4. Точка безубыточности в %-ном выражении = постоянные затраты/маржинальный доход *100%.

5. Маржинальный доход = прибыль + постоянные затраты.

6. Маржинальный доход = выручка от реализации – сумма переменных затрат.

7. Удельный маржинальный доход (маржинальный доход на ед. продукции) = маржинальный доход/ объем реализации (шт).

8. Удельный маржинальный доход = цена – удельные переменные затраты.

9. Зона безопасности (руб) = выручка от реализации - точка безубыточности в стоимостном выражении.

10. Зона безопасности (шт) = объем реализации - точка безубыточности в натуральном выражении.

11. Зона безопасности в % = (выручка от реализации - точка безубыточности в стоимостном выражении)/ выручка от реализации * 100%

12. Зона безопасности в % = (объем реализации (шт) - точка безубыточности в натуральном выражении)/ объем реализации (шт).

 

И графические и аналитические способы в принципе не применимы, т.к. вся вышеизложенная тема основана на прямолинейной зависимости объема производства, затрат и прибыли. И эта зависимость криволинейная.

 

 

Финансовый анализ.

Оценка финансового состояния.

1. Анализ размещения капитала п/п

Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, при этом каждому виду размещения капитала соответст. отделена стать баланса. По этим данным можно установить какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, какую оборотные ср-ва, в т.ч. в сфере произ-ва и сфере обращения.

Главным признаком группировки статей актива явл. статья ликвидности. По этому признаку все активы подразделяются на:

- долгосрочный или основной капитал – 1-ый раздел ББ

- оборотный и текущий -2-ой раздел ББ.

Капитал может функционировать в денежной или материальной формах. В период инфляции нахождение средств  в денежной форме приводит к понижению их покупательной способности, т.к. эти статьи не переоцениваются  в связи инфляцией.

В зависимости от степени подверженности инфляционным процессам все статьи баланса подразделяются на монетарные и не монетарные.

Монетарные статьи – отражают средства и обязательства в текущей денежной оценке,  поэтому они не подлежат переоценке.

К материальным активам относят то имущество, которое учитывают в текущей денежной оценке:

-денежные средства,

- краткосрочные финансовые вложения,

- средства, находящиеся в расчетах – дебиторская зад-ть

- НДС.

Монетарные пассивы – весь заемный капитал (привлеченные средства).

Немонетарные статьи актива – внеоборотные активы; запасы; затраты.

Немонетарные статьи пассива – собственный капитал.

Если монет. А. превышают монет. П., то при росте цен и снижение покупательной способности днежн. ед., п/п  несет финансовые потери из-за обесценивания этих активов. Если монет. П. превышают монет. А., то из-за обесценивания долгов по этой же причине инфляции, происходит увеличение дохода п/п.

Величину данных потерь, либо дохода можно определить по формуле:

 

Величина потерь (дохода) = (монет. П. на начало периода – монет. А. на начало периода) * (индекс инфляции на конец пер./ индекс инфляции на начало пер.) + (монет. П. на конец периода – монет. А. на конец периода) * (индекс инфляции на конец пер./ индекс инфляции в среднем за пер.) – (монет. П. на конец периода – монет. А. на конец периода).

 

Если получили положит-е значение – получен доход.

В процессе последующего анализа более детально изучается состав, структура и динамика основного и оборотного капитала, анализирует текущий капитал, т.к.оно является наиболее мобильной частью капитала предприятия, от состояния которого в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия.

При этом необходимо учитывать, что стабильная структура оборотного капитала свидетельствует о стабильном, хорошо отлаженном процессе производства.  Существенные изменения свидетельствуют о нестабильности, что характеризуется крайне отрицательно. После этого более детально изучают изменение по каждой статье актива.

 

 

 



Информация о работе Сущность экономического анализа