Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:52, контрольная работа
В 2011 году в гражданской авиации России продолжился рост основных производственных показателей. Пассажирооборот увеличился на 13,4% и достиг значения в 166,7 млрд. пасс. км., превысив наилучший за всю новую историю показатель 1990 года (159,5 млрд. пасс.км.). Перевозки пассажиров увеличились на 12,6% и составили 64 млн. чел. Вместе с тем, не стоит забывать, что 64 млн. пасс. авиапредприятия России перевезли ещё в 1976 годах.
Безопасность полетов
ICAO и IATA признали 2011 год
самым успешным в сфере
В 2011 году с воздушными судами коммерческой гражданской авиации России произошло 10 катастроф, в которых погибло 119 человек, и 8 авиационных происшествий без человеческих жертв. С воздушными судами АОН произошло 12 катастроф, в которых погибло 20 человек, и 8 аварий.
В течение 90-х годов прошлого столетия количество авиационных происшествий и катастроф в ГА России постепенно снижалось. С 2000 года эти показатели фактически перестали снижаться, а с 2003 года количество авиапроисшествий и катастроф растет.
За последние 15 лет одним из ключевых элементов комплекса мер по повышению уровня безопасности полетов, принимаемых авиационными властями России, стала планомерная работа по сокращению количества эксплуатантов. Так, в течение 2011 года приостановлено действие 10 сертификатов эксплуатанта, аннулировано - 37, отказано в выдаче - 4. На заседании коллегии Росавиации 12.03.2012г. отдельно было отмечено, что за последние два года не было выдано ни одного сертификата эксплуатанта.
Одновременно в обществе имеет место негативное отношение к деятельности отечественной ГА с точки зрения состояния безопасности полётов. На фоне справедливого сопереживания трагическим фактам сформировалось не вполне объективное мнение о старости парка ВС, неподготовленности лётного состава, неполноценности малых авиакомпаний и т.д. Что побуждает регулирующие органы к принятию запретительных и ограничительных решений, не имеющих реального отношения к обеспечению безопасности полётов. Это в свою очередь порождает в профессиональном сообществе обстановку критики регулирующих мер, недоверия к компетентности органов авиационной власти. Для подтверждения этого достаточно открыть в интернете отклики на реакцию относительно принятых мер.
Профессионалы проблему видят не в размере авиакомпаний, и даже не в возрасте авиапарка, а сугубо в кризисе существовавшей много лет традиционной системы обеспечения БП, когда решения принимались на основе анализа уже свершившихся событий. В мировой практике сегодня признаны эффективными мероприятия государств и субъектов авиабизнеса на основе РУБП ICAO, в рамках их реального взаимодействия и постоянного взаимоконтроля. Этому способствуют и мероприятия по методикам современных аудитов. Проводимые на постоянной основе они стали основой того, что в мире безаварийно перевозится порядка 2,8 млрд. человек. У нас эти формулы тоже в употреблении. Они составили основу государственной программы безопасности полётов и СУБП в авиакомпаниях. Однако, мировые стандарты реализуются недостаточно эффективно. Практика применения принятых документов пронизана формализмом. К примеру, в действующих правилах расследования авиационных происшествий и инцидентов (ПРАПИ-98) не учтены рекомендации ICAO по управлению безопасностью полётов, особенности требований к эксплуатации авиационной техники зарубежного производства, а также насчитывается большое количество несоответствий международным стандартам. О необходимости разработки и внедрения новых Правил говорится уже много лет. Реакции со стороны авиационной администрации нет.
Предложения о сокращении числа авиакомпаний по признакам владения определённым количеством ВС к повышению уровня безопасности полётов привести не могут. Это решения из другой области регулирования. Размер авиакомпании и количество её парка определяется географией и рынком авиаперевозок, а не объёмом работы по обеспечению безопасности полётов. Это разные понятия и разная работа по целям, методам и результатам. Реализация упомянутых выше предложений приведёт к тому, что авиакомпании, поддерживающие социальную жизнь за Уральским хребтом, наверняка с рынка уйдут. При реализации замыслов сокращения АК по признаку владения заданным количеством ВС, страна лишится миллионов предлагаемых к перевозке емкостей, количество связей существенно сократится, будет остановлена деятельность десятков аэропортов на востоке страны.
SWOT-анализ оценки состояния безопасности полетов в ГА России, проведенный АЭВТ, указывает на следующие особенности текущего момента:
Аэропортовая сеть, наземное обслуживание
Сегодня аэропортовая сеть включает 315 аэродромов (в 1,5 раза меньше, чем была в 2000 году), в том числе порядка 120 аэродромов классов А, Б и В. По сравнению с 2010 годом аэродромная сеть сократилась на 17 аэродромов.
В настоящее время 63% аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. За последние 10 лет только на четвертой части ИВПП проводилась реконструкция.
В 2011 году введена в эксплуатацию новая ИВПП в аэропорту Минеральные Воды, оборудованная по требованиям II категории ИКАО. Завершены реконструкция и ввод в эксплуатацию ИВПП в Анапе, Горно-Алтайске и Менделеево. В аэропорту Внуково осуществлена реконструкция крестовины ИВПП и части рулежных дорожек.
В целях обеспечения
Количество авиасвязей внутри страны на начало 2012 года составило 834 (охвачено всего 202 города). В 1992 году их было 4780 (432 города).
Большое влияние на это оказывает расширение зоны внедрения т.н. "проектного сознания", т.е. реализации программ развития не ради профессионального замысла, а ради освоения выделяемых средств.
Несмотря на большие капитальные вложения, качество наземного обслуживания ВС в аэропортах значительно отстаёт от международных стандартов. Нормативные документы, призванные стабилизировать процесс взаимоотношений в системе авиаперевозчик – аэропорт, не стали эффективными регуляторами. Руководители аэропортов и структурных подразделений, а также множества обслуживающих и топливозаправочных организаций по-своему трактуют требования нормативных документов. Процессы заключения договоров с аэропортами и обслуживающими организациями, распределение слотов, организация обеспечения наземного обслуживания для большинства АК проходят весьма сложно. Не вошло в практику правило консультации с пользователями услуг. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2009г. № 599 выполняется не во всех аэропортах.
Перечни платных услуг, опубликованные
на сайтах аэропортов, не соответствуют
положениям приказа МТ РФ от 02.10.2000г.
№ 110, имеют целью получение
Аэронавигационное обслуживание
Интенсивность движения в воздушном пространстве Российской Федерации в 2011 году выросла на 12,5%. Выполнены работы по созданию Хабаровского укрупненного центра ЕС ОрВД и Калининградского центра ЕС ОрВД, закуплено и установлено около 160 новых средств УВД, РТОП и связи. Наземными средствами функциональных дополнений ГЛОНАСС (GBAS) оснащены 20 аэропортов гражданской авиации. В то же время остается проблема с их вводом в эксплуатацию из-за отсутствия аппаратуры облета и нерешенности вопросов нормативного обеспечения применения сигналов спутниковой навигации.
Начаты работы по организации опытных районов внедрения систем автоматического зависимого наблюдения вещательного и контрактного типа на полуострове Ямал и в Центральном регионе. Однако так и не были завершены работы по строительству и оснащению нового Московского центра автоматизированного управления воздушным движением.
В 2011 году на основе стандартов
и рекомендуемой практики ICAO внедрены
сокращённые интервалы
Важным сдерживающим фактором развития авиаперевозок продолжает оставаться низкая пропускная способность московской воздушной зоны. Принимаемые в настоящее время меры носят ограниченный характер и не позволяют добиться требуемого результата. Их нельзя признать достаточными.
Вместе с тем, следует также отметить, что работа регуляторов по оптимизации АНО не была в полной мере скоординирована с усилиями пользователей воздушного пространства. Позиция авиационных властей продолжает быть ориентированной на интересы провайдеров услуг АНО и аппарата, регулирующего их деятельность.
Нормативная база
В 2011 году отмечается значительная активность Минтранса России по изменению нормативной базы деятельности воздушного транспорта. Принят ряд документов, регулирующих деятельность гражданской авиации. Завершена работа по подготовке и внедрению Федеральных правил ИВП.
В то же время часть проектов правовых актов были продиктованы не планомерной работой по модернизации воздушного законодательства, а вызваны чередой негативных, зачастую трагических, событий прошлого года. Вследствие чего некоторые положения этих проектов выглядят как попытка нейтрализации их последствий. В том числе из-за этого многие документы наряду с вполне практичными и прогрессивными "замыслами и помыслами" сопровождались (и сопровождаются) значительным количеством "домыслов и вымыслов". Поэтому инициативы отраслевых регуляторов не всегда встречали понимание в авиационном сообществе.
Вместе с тем, следует отметить, что с проектами почти всех документов можно было своевременно ознакомиться на сайтах разных ветвей авиационной власти и, несмотря на отводимые для этого необъяснимо короткие сроки, дать свои замечания и предложения.
Позитивную роль в процессе
совершенствования
Истекший год характерен также продвижением важных интересов российских авиакомпаний. Ратификация Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокола к ней по авиационному оборудованию поможет им снизить затраты при приобретении воздушных судов с использованием экспортного кредитования. Положительный эффект ожидается также от принятого заключения Комиссии таможенного союза ЕЭС об освобождении от ввозной таможенной пошлины авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолётов иностранного производства.
Наряду с этим, задерживается ратификация Монреальской (1999г.) Конвенции, а это означает, что не подтверждена произошедшая унификация правил международных воздушных перевозок.
Заключение
Воздушный транспорт России
в 2011 году продолжил рост основных производственных
показателей своей
Вместе с тем, итоги работы свидетельствуют о том, что в отечественной гражданской авиации системные проблемы накапливаются.
Основные из них:
Дальнейшее их игнорирование уже в ближайшем будущем может свести на нет положительные тенденции и привести к хаотичному нарастанию новых проблем.
Сегодня необходимы системные решения главного концептуального положения – создания условий для роста отрасли. Речь идёт о направлении реальной работы, а не об ограничениях и запретах. На практические рельсы следует поставить вопрос согласования и повседневного взаимодействия мероприятий госпрограммы и СУБП авиакомпаний. Необходимы внедрения зарекомендовавших себя методик обеспечения эксплуатационной безопасности, снятие барьеров, препятствующих обновлению парка, энергичная работа по гармонизации нормативной базы, минимизация влияния на рынке субъектов естественных, искусственных и других монополий.
Информация о работе Состояние авиаперевозок в России в 2011 году