Система "директ-костинг"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Система "Директ-костинг" является одной из множества систем калькулирования себестоимости и учета затрат, применяемых в системе управленческого учета.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………….………..3
1 Возникновение, использование и основные составляющие системы «директ-костинг»
1.1 Возникновение системы «директ-костинг»……………………….4
1.2 Использование системы «директ-костинг» в разных странах….5
1.3 Основные составляющие системы «директ-костинг»…………...6
2 Практическое использование системы «директ-костинг»………15
Заключение………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

наташа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Важным показателем для принятия управленческих решений является критическая точка (точка критического объема, точка безубыточности, точка перелома и т.п.). Эта точка характеризует объем деятельности, при котором фирма не имеет ни прибыли, ни убытков. В процессе принятия управленческих решений концепция критической точки широко используется при выборе курса действий из ряда имеющихся альтернатив. Наилучшим считается тот, который имеет наименьшую величину критической точки, если остальные показатели (факторы) тождественны.

 

Таблица 1

Порядок расчета и назначение основных показателей, применяемых при совместном анализе издержек, объема производства и прибыли в системе “директ-костинг”

 

Показатель

Порядок расчета

Назначение

Валовая маржа,

сумма покрытие (profit margin) (Пм)

Пм.=ВР-Зпер
(ВР - выручка от реализации;
Зпер - переменные затраты)

Основной оценочный показателем

при проведении совместного

анализа издержек, объема деятельности и прибыли.

Удельная маржинальная прибыль, покрытие на единицу продукции (profit margin per unit) (Пуд.м )

К - количество единиц; реализованной продукции
Ц - продажная цена одной единицы;
Зпер.уд.- переменные удельные затраты)

Для оценки результативности выбираемых вариантов при совместном анализе издержек, объема деятельности и прибыли

Коэффициент маржинальной прибыли или степень покрытия
(contribution margin ratio)
(Кв)

 

Для измерения влияния изменений объема реализации на величину маржинальной и чистой прибыли (особенно полезен при выборе ассортимента продукции)

Критическая точка, порог рентабельности (break-even point) (Ткр.)

Ткр. (в единицах продукции) = Зпост./ Цена – Зпер.уд.

Ткр.(в денежном выражении) = Зпост./ Кв

 

Для планирования прибыли и выбора оптимального курса действий при различных изменениях факторов, принимаемых во внимание при проведении совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли

Операционный рычаг (ОР)

ОР = Валовая маржа / Прибыль

Показывает на сколько процентов увеличится (уменьшится) прибыль при увеличении (уменьшении) выручки на 1 процент

Финансовая устойчивость, Кромка безопасности (safety margin) (Кб)

Кб.(в денежном выражении) = ВРит.- ВРкр
Где ВРит.- итоговая плановая или фактическая выручка от реализации;
Вкр.- выручка от реализации в критической точке;
Кб.(в процентах)=[Кб.(в денежном выраж.)/Вит.]*100

Для установления предела, до которого может понижаться выручка от реализации без убытка для фирмы.
Для определения максимально возможного снижения процента выручки от реализации в пределах которого фирма будет безубыточной
Для исчисления безопасного предела сокращения количества реализуемых единиц продукции

 

Мы и их взаимодействии с объемом реализации наглядно представлены на графике безубыточности (Рис.1). При совместном анализе объема производства, затрат и прибыли используются некоторые допущения:

-   линейность поведения выручки от продаж, издержек производства на всем релевантном диапазоне деятельности;

-    постоянный ассортимент продаж;

-   возможность подразделения издержек на постоянные и переменные;

- равенство между объемами производства и реализации, то есть неизменность остатков продукции;

- тождественная ценность денег, полученных сейчас, их оценке в любом году;

- существование неизменных цен на продаваемую продукцию и на приобретаемое сырье, материалы и комплектующие, а также стабильные тарифы на заработную плату, энергию и т.д.

При проведении подобного анализа на отечественных предприятиях, следует учитывать прогнозируемый уровень инфляции в стране, изменение цен на продаваемую продукцию и приобретаемое сырье, материалы и комплектующие, а также изменение тарифов на энергию, минимального уровня заработной платы и т.п. Степень достоверности проводимого анализа в этих условиях в значительной степени будет зависеть от величины временного интервала исследования. Формирование производственной программы молдавских предприятий должно строиться на основе оптимального соотношения между затратами, объемом производства и прибылью с учетом маркетинговых исследований. Для применения ЗОП-анализа следует провести анализ затрат и их оптимизацию, выделив следующие этапы:

 

РИС1. Графическое определение точки безубыточности

 

- составление диаграммы по величине статей затрат, входящих в состав себестоимости продукции;

- выделение наиболее значимых статей затрат, оказывающих влияние на себестоимость;

- составление плана мероприятий, направленных на снижение затрат;

- распределение затрат на постоянные и переменные;

- расчет показателей ЗОП-анализа по ассортиментным группам;

- формирование производственной программы предприятия и планирование прибыли на основе маркетинговых исследований и показателей ЗОП-анализа по ассортиментным группам.

Для молдавских предприятий важно калькулирование покрытия при наличии свободных производственных мощностей и определение рентабельности привлечения заказов по временно сниженным ценам. Основным критерием принятия такого заказа должно стать покрытие доходом переменных издержек.

В таких калькуляциях используются понятия "дифференциальные доходы" и "дифференциальные издержки". При отсутствии на предприятии рентабельной альтернативы загрузки производственных мощностей, управленческое решение о возможности выполнения заказа может быть принято на основе калькуляции покрытия (см. примеры гл.2).

При принятии подобных управленческих решений необходимо учитывать перспективные результаты деятельности предприятия.

Калькуляции покрытия могут использоваться также при наличии у предприятий "узких мест" и необходимости принятия в связи с этим обоснованных управленческих решений по сокращению производства в ассортиментном разрезе и формированию оптимальной производственной программы. (см. примеры гл.3).

Рассмотрим несколько практических примеров принятия управленческих решений с помощью системы “директ-костинг”.

 

 

 

2 Практическое использование системы «директ-костинг»

 

Можно привести пример на основе предприятия ООО "Бородинский хлеб" – небольшое хлебопекарное предприятие, имеющее кондитерское и хлебобулочное производство, где выпускается (условно) 4 вида изделий. Поэтапная калькуляция представлена в (Таблице 2.1).

Покрытие 1 должно учитываться при принятии управленческих решений по конкретным видам продукции. В рассмотренных условиях самое большое покрытие 1 имеет продукт 4. Предприятие хочет увеличить его производство. Однако для этого потребуется рекламная компания, стоимость которой составит 50 тыс.ден.ед., а прогнозируемый рост реализации по этому продукту достигнет 10%. Следовательно, рост прибыли по этому продукту составит 30 тыс.ден.ед. (300*0,10), а затраты на рекламную компанию – 50 тыс.ден.ед., и увеличение производства продукта 4 невыгодно.

Покрытие 2 может использоваться для определения нерентабельной продукции в ассортименте предприятия. В нашем примере это продукт 3, и при сохранении данных условий его производство следует прекратить.

Покрытие 3 используется для выявления нерентабельных ассортиментных групп на предприятии. Таких на предприятии нет, однако рентабельность хлебобулочного производства существенно ниже, чем кондитерского.

Таблица 2.1 Поэтапная калькуляция ООО "Бородинский хлеб", (тыс.ден.ед.)

 

Кондитерское производство

Хлебобулочное производство

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Объем реализации

450

580

220

600

 

Переменные дифференциальные издержки

200

300

100

300

 

Покрытие 1

+250

+280

+120

+300

 

Постоянные дифференциальные издержки на продукт

100

120

170

180

 

Покрытие 2

+150

+160

-50

+120

 

Постоянные дифференциальные издержки на ассортиментную группу

150

50

 

 

 

Покрытие 3

 

 

+160

+20

 

Общие издержки

150

 

 

 

 

Результат

 

+30

 

 

 

 

На практике подобные расчеты могут оказаться весьма сложными и решаются с применением методов линейного программирования.

Для предприятий важное значение для текущего контроля за рентабельностью продукции при широком ассортименте имеют поэтапные калькуляции покрытия.

При поэтапном калькулировании все имеющиеся постоянные издержки подразделяются на следующие группы:

- постоянные дифференциальные издержки на каждый вид продукции;

- постоянные дифференциальные издержки на каждую ассортиментную группу продукции;

- общие издержки.

Затем проводится расчет серии покрытий, которая поэтапно включает все больше затрат.

Покрытие 1 = Дифференциальные доходы - переменные дифференциальные издержки.

Покрытие 2 = Дифференциальные доходы - затраты, которых не будет, если отказаться от данного продукта.

Покрытие 3 = Дифференциальные доходы - затраты, которых не будет, если отказаться от всей ассортиментной группы продукции.

Второй пример можно привести наблюдая за предприятием ЗАО "Окское" – пивоваренный завод, производящий 2 сорта пива – светлое и темное. Производственная мощность предприятия 20000 бочонков в месяц. На следующий месяц запланировано производство двух заказов: светлое пиво – 12000 бочонков и темное – 8000 бочонков. Калькуляция себестоимости и расчет результата на данный период представлены в (Таблице 2.2)

 

Таблица 2.2 Калькуляция себестоимости продукции и расчет результата ЗАО "Окское".

 

Показатель

Светлое пиво,
ден. ед. /боч.

Темное пиво, ден.ед./боч.

Отпускная цена предприятия

125

145

Хмель (цена 100 ден.ед /кг)

15

25

Прочее сырье

30

30

Расходы на энергию

20

20

Покрытие

+60

+70

Постоянные затраты

50

50

Результат

+10

+20

 

По данным отдела закупок, в запланированном периоде возникнет дефицит одного из сырьевых ресурсов – хмеля. В следующем месяце ожидаются поставки хмеля в количестве 3000 кг при запланированной потребности в 3800 кг. Какие изменения нужно внести в производственную программу предприятия вследствие возникшего дефицита? Дефицит является "узким местом" на предприятии. Следовательно, продукт, дающий наибольшее покрытие на единицу ресурса, являющегося "узким местом", обладает наибольшей рентабельностью.

Потребление хмеля на светлое пиво составляет 15 кг / боч. и покрытие на 1 кг хмеля по этому сорту пива составит 400 ден. ед. (60/0,15 = 400). Потребление хмеля на темное пиво составляет 25 кг / боч. и покрытие на 1 кг хмеля по этому сорту пива составит 280 ден. ед. (70/0,25 = 280). Следовательно, светлое пиво более рентабельно, и предприятие должно истратить дефицитный ресурс, главным образом, на его производство. Поскольку заказ на светлое пиво составляет 12000 бочонков, то распределение хмеля должно осуществляться следующим образом:

1) На светлое пиво: 12000*0,15 кг = 1800 кг;

2) На темное пиво: 1200 оставшихся килограммов, которых хватит на 1200/0,25 = 4800 бочонков.

Расчет результата по измененной производственной программе представлен в Таблице 2.2. Все прочие возможные варианты производственной программы в разрезе установленного ассортимента будут давать меньшие результаты, пока не увеличатся поставки дефицитного вида сырья.

Таблица 2.2. Расчет результата по измененной производственной программе ЗАО "Окское"

 

Показатели

Расчет

Сумма, тыс. ден. ед.

Покрытие на светлое пиво

60*1200

+720

Покрытие на темное пиво

70*4800

+336

Постоянные затраты

50*20000

-1000

Результат

720+336-1000

+56

Информация о работе Система "директ-костинг"