Система цен на промышленную продукцию

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.

Файлы: 1 файл

84.DOC

— 177.00 Кб (Скачать)

качестве  условия продажи в соответствующих  договорах с покупателями с предоставлением в пользу субъектов хозяйствования,   осуществляющих  торговую  деятельность,   торговых скидок  в  размере,  не превышающем 30-процентный предельный уровень торговой надбавки, в том числе как единых розничных цен:

     при розничной продаже - самим  предприятием-изготовителем;

     при продаже  (поставке)  либо  передаче  по  договору  комиссии

(поручения)  -  субъектам  хозяйствования,  осуществляющим розничную

торговлю;

     при продаже  (поставке)  либо  передаче  по  договору  комиссии

(поручения)  -  субъектам  хозяйствования,  осуществляющим   оптовую

торговлю,  с  целью  дальнейшей  продажи (поставки) либо передачи по

договору    комиссии    (поручения)    субъектам     хозяйствования,

осуществляющим  розничную торговлю.

     Деление    оптовой   надбавки    (наценки)   между   субъектами хозяйствования   осуществляется   по   соглашению   сторон,   а при недостижении согласия надбавка (наценка) делится поровну.

     Министерства,  другие  республиканские  органы государственного управления,   объединения,   подчиненные   Правительству  Республики Беларусь,    имеют   право    определять   оптовые    надбавки   для подведомственных    предприятий   в    размерах,   не    превышающих установленный предельный уровень.

           Отпускные  цены  (тарифы),  утвержденные   руководителем  предприятия-изготовителя,  помещаются  в  прейскуранты и хранятся на бумажных   носителях.  Отпускные  цены  (тарифы)  согласовываются  с покупателями  в  протоколах  согласования цен, договорах на поставку продукции,   если  расчеты  осуществляются  по  ценам,  отличным  от помещенных в прейскурантах на  размер   предоставляемой   скидки,  а также по   разовым (индивидуальным) заказам.

       Субъекты  хозяйствования  устанавливают  и согласовывают с покупателями (заказчиками)  отпускные  цены  (тарифы)  на  продукцию (товары,  работы,  услуги), поставляемую на территории республики,  в белорусских рублях (кроме продукции (товаров, работ, услуг), расчеты за которую могут осуществляться в валюте в случаях,  предусмотренных законодательством,  в том числе при наличии разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение таких расчетов).

     Отпускные  (розничные,  если  поставка  осуществляется по розничным  ценам)  цены и тарифы могут быть изменены в течение  срока действия  договора по согласованию между изготовителем (поставщиком) и потребителем (покупателем).

 

     На 2007 год утвержден предельный индекс изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 №285 “О некоторых  мерах по стабилизации цен в Республике Беларусь” (п.п. 1.2.) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 “О некоторых мерах по обеспечению в 2007 году прогнозного показателя инфляции” на 2007 год утвержден предельный индекс изменения отпускных цен на товары, производимые на территории Республики Беларусь (далее – предельный индекс),– в размере не более 0,5 процента за один месяц.

     Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2007г.

     Не  ограничивается предельным индексом изменение  отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), выпускаемые коммерческими организациями с иностранными инвестициями (кроме платных медицинских услуг, оказываемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями), а также на бриллианты и ювелирные изделия; на услуги по размещению рекламы через телерадиовещательные организации.

     Таким образом, в связи с утверждением Правительством Республики Беларусь предельного индекса изменение отпускных цен (тарифов) в 2007 году осуществляется в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 “О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь”.

 

3.2. Анализ ценовой ситуации в РБ за период 2006 г, начала 2007г.

 
 

     Рост  производства промышленной продукции  в 2006 г. составил к уровню (106,5-108%).  По итогам года наиболее высокие темпы роста производства наблюдались в топливной промышленности (123,1%), промышленности строительных материалов (114,7%), в черной металлургии (111,2%) Прогнозные показатели динамики производства были выполнены большинством промышленных министерств и ведомств, за исключением концернов «Беллегпром» (102,9% против 104-105,5% по прогнозу). «Белллесбумпром" (101,5 против 104,5-105,5%) "Белгоспищепром» (103,7 против 104,5-105,5%).

     Рост  выпуска продукции в промышленности был обеспечен за счет увеличения производительности труда. В 2006 г. она возросла на 111,7% к уровню 2005 г. (185,1% к уровню 2000 г.).  Действию данного  фактора способствовали: модернизация производственных мощностей, совершенствование организации производства, структурные сдвиги в промышленности.

     Динамику  промышленного производства в течении года формировали несколько наиболее крупных отраслей топливная и химическая, машиностроение, пищевая, электроэнергетика.

     Наибольший  вклад в прирост промышленной продукции (11,3 %) внесли: топливная промышленность (3,7 п.п.), машиностроение и металлообработка (2,49), пищевая промышленность (0,78), электроэнергетика (0,35 п.п.), что связано с их значительным удельным весом в валовой добавленной стоимости комплекса.

     Динамика производства в прошедшем году в значительной степени определялась изменением экспорта промышленной продукции. Экспорт в январе-сентябре 2006 г. увеличили практически все промышленные министерства и концерны. Наиболее высокими темпами экспорт промышленной продукции возрос в Министерстве промышленности (машиностроение и металлообработка, черная металлургия) и в концерне «Белнсфтехим» (топливная, химическая и нефтехимическая промышленность). Динамику роста промышленной продукции в машиностроении определял экспорт тракторов и грузовых автомобилей, в топливной промышленности - экспорт нефтепродуктов.

Задание по снижению запасов готовой продукции, определенное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 307 "О некоторых мерах по снижению запасов готовой продукции в организациях промышленности»,  в целом по промышленности за год было выполнено. Запасы готовой продукции по отношению к среднемесячному объему производства составили 53,4% (за соответствующий период 2005 г. - 51,9 %) против предусмотренных в задании 57%. Наибольшую долю в запасах готовой промышленной продукции занимали машиностроение и металлообработка(41,1%), пищевая (25,3) и нефтехимическая (9,13), легкая промышленность (9,67 %).              

     Особенностью ситуации последних лет является ослабление зависимости динамики сбыта промышленной продукции на внутреннем и внешних рынках от ценовой конкурентоспособности. Проведенный в 2006     анализ показал,  что корреляция между темпами роста сбыта и ценовой конкурентоспособностью сохраняется только при реализации на рынках развитых государств, Европы и Балтии, а также развивающихся стран. Это объясняется несколькими причинами.

     Во-первых, произошло сближение цен белорусских  производителей с ценами конкурентов. Так, по данным опроса, проведенного в 2006 г. среди промышленных предприятии (в нем участвовали 428 из 1573 организаций промышленности Беларуси, отчитывающихся в текущем порядке), только 22% их реализовывали продукцию на внутреннем рынке по ценам более низким, чем у конкурентов. На российском рынке таких предприятий было 33,9%, на рынке прочих стран СНГ - 31,2, на рынке развитых стран, Европы и Балтии - 36,7%, на рынке развивающихся стран - 29,9%.

     Более половины из указанных предприятий  реализовывали свою продукцию по ценам  лишь на 5% ниже, чем у конкурентов; еще четверть - на 10% ниже, и только небольшая часть предприятий сбывала продукцию с большим ценовым преимуществом. Максимальное количество предприятий, реализовывавших продукцию по более низким, чем у конкурентом, ценам, отмечено в машиностроении  и металлообработке, в промышленности стройматериалов.

       Около 20% предприятий реализовывали  продукцию на рынках стран  СНГ по более высоким чем у конкурентов, ценам. На внутреннем рынке, рынках развитых стран, Европы и Балтии таких предприятий было 11%, на рынках развивающихся стран - 40%. Наиболее высоким удельным весом таких предприятий выделялись легкая, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность.

     При этом около 2/3, промышленных предприятий  республики не прибегло к ценовой дифференциации при реализации продукции на различных рынках сбыта. Максимальный удельный вес предприятий, реализующих на внутреннем рынке продукцию по более низким по сравнению с другими рынками ценам, отмечен в промышленности стройматериалов, металлургии, топливной промышленности; на рынке СНГ в химической и нефтехимической, пищевой промышленности, металлурги, на рынке развитых стран, Европы и Балтии в пищевой промышленности.

     Второй  причиной снижения роли цеповой конкурентоспособности является возрастание значимости неценовых конкурентных преимуществ для сбыта продукции.

     Проведенное в 2006 г. исследование позволило выявить  корреляцию между ростом реализации на рынках и отлаженностыо системы  сбыта. Именно с этим связан тот факт, что на рынках, которые являются для предприятий основными либо значимыми, сохраняется большей частью положительная динамика реализации продукции. И наоборот на рынках, которые незначительны для предприятий, сбыт главным образом снижался.

Помимо  этого, на внутреннем и российском рынках положительное влияние на реализацию отечественной продукции начал оказывать фактор более высокого, чем у конкурентов, качества продукции; на внутреннем рынке - реагирование предприятий на изменение требований потребителей к продукции.

     Возрастание роли неценовых конкурентных преимуществ  па реализацию продукции объясняется  тенденциями развития рынков сбыта, а также позитивными и негативными процессами, происходящими в производстве.

     Положительное влияние на повышение конкурентоспособности отечественной продукции оказывали: общий рост спроса - это отметили 63,1 % опрошенных руководителей; обновление оборудования и технологии на предприятии (36,4%), невысокий рост уровня оплаты труда (35,7%), а также рост цен конкурентов (31,3%). Только 12,6% руководителей отнесли к этому ряду позитивных факторов государственные льготы и субсидии.

Факторами негативного влияния па конкурентоспособность  респонденты считают: появление  конкурентов с низкими ценами (64,3% руководителей); высокий рост цен на сырье и материалы (61,9%); высокий рост внутренних цен на энергоносители (39,8%); высокие издержки продвижения товара на внешние рынки (39,3%), а также изменение требований потребителя к продукции (30,2%). Фактор высоких издержек продвижения товара на внешние рынки напрямую связан с возможностями предприятий и отражается в их динамике реализации продукции. Только у крупных предприятий, способных финансировать высокие издержки продвижения товаров на большое количество рынков, преобладала положительная динамика реализации продукции на всех рынках. У предприятий с численностью от 500 до 1000 работающих - лишь на внутреннем рынке и в странах СНГ, с численностью работников до 500 чел. - только на внутреннем рынке.

     Таким образом, успех реализации продукции отечественными предприятиями на внутреннем и внешних рынках все в большей степени зависит от неценовых конкурентных преимуществ.

     Соответственно  успех промышленных предприятий  Беларуси в будущем будет определяться их активной политикой по модернизации производства, совершенствованию продукции и методов ее реализации, своевременным реагированием на требования рынка.

 
 

     По  последним данным Министерства статистики и анализа в Беларуси индекс цен  производителей промышленной продукции  увеличился за май 2007 г. на 1,3 проц. после роста на 1,6 проц. в апреле. По итогам января-мая 2007 г. цены производителей промышленной продукции поднялись на 8,3 процента.

     Наибольший  рост цен в мае отмечен в  топливной промышленности — 3,7 проц. за месяц. На предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности цены увеличились в мае на 2,2 проц., в черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, а также в пищевой промышленности — на 0,9 проц. за месяц.

     В 2006 г. прирост цен на продукцию  промышленного назначения в Беларуси составил 8,5 проц. против 10,2 проц. в 2005 г.

 
 

     Рост  цен на продукцию белорусской  промышленности поставил в январе 2007 года многолетний рекорд: по данным Минстата, за месяц индекс цен подскочил на 12,6%. Существует закономерность: при повышении цен на энергоносители увеличивается и индекс цен производителей промышленной продукции. Первый квартал 2007 года для белорусских предприятий был очень и очень непростой по инфляции, но в целом  ситуация стабилизировалась. Если рассматривать в статике, то повышение цен в энергетике при неизменной структуре затрат вызовет повышение цен на продукцию. Но если смотреть в динамике: повысились цены в энергетике, значит нужно попытаться частично, так как полностью никогда не удастся, компенсировать это повышение сокращением других расходов (сырье и материалы подорожали в январе на 20,1 %). При этом повышение цен в промышленности не окажет сильного инфляционного давления на экономику, и прогноз уровня инфляции на 2007 год в пределах 6-8 % будет выдержан по верхней границе.

Информация о работе Система цен на промышленную продукцию