Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:43, курсовая работа
В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.
качестве
условия продажи в
при розничной продаже - самим предприятием-изготовителем;
при продаже (поставке) либо передаче по договору комиссии
(поручения) - субъектам хозяйствования, осуществляющим розничную
торговлю;
при продаже (поставке) либо передаче по договору комиссии
(поручения) - субъектам хозяйствования, осуществляющим оптовую
торговлю, с целью дальнейшей продажи (поставки) либо передачи по
договору комиссии (поручения) субъектам хозяйствования,
осуществляющим розничную торговлю.
Деление оптовой надбавки (наценки) между субъектами хозяйствования осуществляется по соглашению сторон, а при недостижении согласия надбавка (наценка) делится поровну.
Министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, имеют право определять оптовые надбавки для подведомственных предприятий в размерах, не превышающих установленный предельный уровень.
Отпускные цены (тарифы), утвержденные руководителем предприятия-изготовителя, помещаются в прейскуранты и хранятся на бумажных носителях. Отпускные цены (тарифы) согласовываются с покупателями в протоколах согласования цен, договорах на поставку продукции, если расчеты осуществляются по ценам, отличным от помещенных в прейскурантах на размер предоставляемой скидки, а также по разовым (индивидуальным) заказам.
Субъекты хозяйствования устанавливают и согласовывают с покупателями (заказчиками) отпускные цены (тарифы) на продукцию (товары, работы, услуги), поставляемую на территории республики, в белорусских рублях (кроме продукции (товаров, работ, услуг), расчеты за которую могут осуществляться в валюте в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе при наличии разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение таких расчетов).
Отпускные (розничные, если поставка осуществляется по розничным ценам) цены и тарифы могут быть изменены в течение срока действия договора по согласованию между изготовителем (поставщиком) и потребителем (покупателем).
На 2007 год утвержден предельный индекс изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 №285 “О некоторых мерах по стабилизации цен в Республике Беларусь” (п.п. 1.2.) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 “О некоторых мерах по обеспечению в 2007 году прогнозного показателя инфляции” на 2007 год утвержден предельный индекс изменения отпускных цен на товары, производимые на территории Республики Беларусь (далее – предельный индекс),– в размере не более 0,5 процента за один месяц.
Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2007г.
Не ограничивается предельным индексом изменение отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), выпускаемые коммерческими организациями с иностранными инвестициями (кроме платных медицинских услуг, оказываемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями), а также на бриллианты и ювелирные изделия; на услуги по размещению рекламы через телерадиовещательные организации.
Таким образом, в связи с утверждением Правительством Республики Беларусь предельного индекса изменение отпускных цен (тарифов) в 2007 году осуществляется в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 “О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь”.
Рост производства промышленной продукции в 2006 г. составил к уровню (106,5-108%). По итогам года наиболее высокие темпы роста производства наблюдались в топливной промышленности (123,1%), промышленности строительных материалов (114,7%), в черной металлургии (111,2%) Прогнозные показатели динамики производства были выполнены большинством промышленных министерств и ведомств, за исключением концернов «Беллегпром» (102,9% против 104-105,5% по прогнозу). «Белллесбумпром" (101,5 против 104,5-105,5%) "Белгоспищепром» (103,7 против 104,5-105,5%).
Рост
выпуска продукции в
Динамику промышленного производства в течении года формировали несколько наиболее крупных отраслей топливная и химическая, машиностроение, пищевая, электроэнергетика.
Наибольший вклад в прирост промышленной продукции (11,3 %) внесли: топливная промышленность (3,7 п.п.), машиностроение и металлообработка (2,49), пищевая промышленность (0,78), электроэнергетика (0,35 п.п.), что связано с их значительным удельным весом в валовой добавленной стоимости комплекса.
Динамика производства в прошедшем году в значительной степени определялась изменением экспорта промышленной продукции. Экспорт в январе-сентябре 2006 г. увеличили практически все промышленные министерства и концерны. Наиболее высокими темпами экспорт промышленной продукции возрос в Министерстве промышленности (машиностроение и металлообработка, черная металлургия) и в концерне «Белнсфтехим» (топливная, химическая и нефтехимическая промышленность). Динамику роста промышленной продукции в машиностроении определял экспорт тракторов и грузовых автомобилей, в топливной промышленности - экспорт нефтепродуктов.
Задание по снижению запасов готовой продукции, определенное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 307 "О некоторых мерах по снижению запасов готовой продукции в организациях промышленности», в целом по промышленности за год было выполнено. Запасы готовой продукции по отношению к среднемесячному объему производства составили 53,4% (за соответствующий период 2005 г. - 51,9 %) против предусмотренных в задании 57%. Наибольшую долю в запасах готовой промышленной продукции занимали машиностроение и металлообработка(41,1%), пищевая (25,3) и нефтехимическая (9,13), легкая промышленность (9,67 %).
Особенностью ситуации последних лет является ослабление зависимости динамики сбыта промышленной продукции на внутреннем и внешних рынках от ценовой конкурентоспособности. Проведенный в 2006 анализ показал, что корреляция между темпами роста сбыта и ценовой конкурентоспособностью сохраняется только при реализации на рынках развитых государств, Европы и Балтии, а также развивающихся стран. Это объясняется несколькими причинами.
Во-первых,
произошло сближение цен
Более половины из указанных предприятий реализовывали свою продукцию по ценам лишь на 5% ниже, чем у конкурентов; еще четверть - на 10% ниже, и только небольшая часть предприятий сбывала продукцию с большим ценовым преимуществом. Максимальное количество предприятий, реализовывавших продукцию по более низким, чем у конкурентом, ценам, отмечено в машиностроении и металлообработке, в промышленности стройматериалов.
Около 20% предприятий реализовывали продукцию на рынках стран СНГ по более высоким чем у конкурентов, ценам. На внутреннем рынке, рынках развитых стран, Европы и Балтии таких предприятий было 11%, на рынках развивающихся стран - 40%. Наиболее высоким удельным весом таких предприятий выделялись легкая, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность.
При этом около 2/3, промышленных предприятий республики не прибегло к ценовой дифференциации при реализации продукции на различных рынках сбыта. Максимальный удельный вес предприятий, реализующих на внутреннем рынке продукцию по более низким по сравнению с другими рынками ценам, отмечен в промышленности стройматериалов, металлургии, топливной промышленности; на рынке СНГ в химической и нефтехимической, пищевой промышленности, металлурги, на рынке развитых стран, Европы и Балтии в пищевой промышленности.
Второй причиной снижения роли цеповой конкурентоспособности является возрастание значимости неценовых конкурентных преимуществ для сбыта продукции.
Проведенное в 2006 г. исследование позволило выявить корреляцию между ростом реализации на рынках и отлаженностыо системы сбыта. Именно с этим связан тот факт, что на рынках, которые являются для предприятий основными либо значимыми, сохраняется большей частью положительная динамика реализации продукции. И наоборот на рынках, которые незначительны для предприятий, сбыт главным образом снижался.
Помимо этого, на внутреннем и российском рынках положительное влияние на реализацию отечественной продукции начал оказывать фактор более высокого, чем у конкурентов, качества продукции; на внутреннем рынке - реагирование предприятий на изменение требований потребителей к продукции.
Возрастание роли неценовых конкурентных преимуществ па реализацию продукции объясняется тенденциями развития рынков сбыта, а также позитивными и негативными процессами, происходящими в производстве.
Положительное
влияние на повышение
Факторами негативного влияния па конкурентоспособность респонденты считают: появление конкурентов с низкими ценами (64,3% руководителей); высокий рост цен на сырье и материалы (61,9%); высокий рост внутренних цен на энергоносители (39,8%); высокие издержки продвижения товара на внешние рынки (39,3%), а также изменение требований потребителя к продукции (30,2%). Фактор высоких издержек продвижения товара на внешние рынки напрямую связан с возможностями предприятий и отражается в их динамике реализации продукции. Только у крупных предприятий, способных финансировать высокие издержки продвижения товаров на большое количество рынков, преобладала положительная динамика реализации продукции на всех рынках. У предприятий с численностью от 500 до 1000 работающих - лишь на внутреннем рынке и в странах СНГ, с численностью работников до 500 чел. - только на внутреннем рынке.
Таким образом, успех реализации продукции отечественными предприятиями на внутреннем и внешних рынках все в большей степени зависит от неценовых конкурентных преимуществ.
Соответственно успех промышленных предприятий Беларуси в будущем будет определяться их активной политикой по модернизации производства, совершенствованию продукции и методов ее реализации, своевременным реагированием на требования рынка.
По последним данным Министерства статистики и анализа в Беларуси индекс цен производителей промышленной продукции увеличился за май 2007 г. на 1,3 проц. после роста на 1,6 проц. в апреле. По итогам января-мая 2007 г. цены производителей промышленной продукции поднялись на 8,3 процента.
Наибольший рост цен в мае отмечен в топливной промышленности — 3,7 проц. за месяц. На предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности цены увеличились в мае на 2,2 проц., в черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, а также в пищевой промышленности — на 0,9 проц. за месяц.
В 2006 г. прирост цен на продукцию промышленного назначения в Беларуси составил 8,5 проц. против 10,2 проц. в 2005 г.
Рост цен на продукцию белорусской промышленности поставил в январе 2007 года многолетний рекорд: по данным Минстата, за месяц индекс цен подскочил на 12,6%. Существует закономерность: при повышении цен на энергоносители увеличивается и индекс цен производителей промышленной продукции. Первый квартал 2007 года для белорусских предприятий был очень и очень непростой по инфляции, но в целом ситуация стабилизировалась. Если рассматривать в статике, то повышение цен в энергетике при неизменной структуре затрат вызовет повышение цен на продукцию. Но если смотреть в динамике: повысились цены в энергетике, значит нужно попытаться частично, так как полностью никогда не удастся, компенсировать это повышение сокращением других расходов (сырье и материалы подорожали в январе на 20,1 %). При этом повышение цен в промышленности не окажет сильного инфляционного давления на экономику, и прогноз уровня инфляции на 2007 год в пределах 6-8 % будет выдержан по верхней границе.