Система цен на промышленную продукцию

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.

Файлы: 1 файл

84.DOC

— 177.00 Кб (Скачать)
 

      Целесообразно выделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара. [1]

      В рамках рыночного подхода приемлемо  следующее определение: «Цена –  это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена». В такой формулировке выделяют два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

      Иные  позиции в отношении сути цены свойственны производственному  подходу, опирающемуся на связь цен  с факторами – производства в  целом и с главным фактором – трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка: «Цена есть денежное выражение стоимости товара». В таком определении центр тяжести перенесен на понятие «стоимость».  Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А.Смита и Д.Рикардо и развитой затем К.Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, т.е. имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудовом восприятии, К.Маркс вынужден был ввести понятия «абстрактный и конкретный труд», «общественно необходимые затраты труда», но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.

      Практическая  связь между стоимостью и ценой  была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством измерения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства. Т.е. цена равна издержкам производства. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

      «Стоимостной» подход к цене в его трудовой трактовке  обладает естественной ограниченностью  вследствие применимости только к продуктам  труда. На основании этого подхода  не представляется возможность устанавливать  цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меной стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и  конструктивен.

 

      2. Система цен

2.1  Оптовая, отпускная  и розничная цена  продукции

 

    Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).                                     

    Для стоимостной оценки результатов  сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров;

    Несмотря  на множество цен, действующих на рынке, они между собой  взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.                      

    Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.                             

    В зависимости от того, какой признак  взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.                               

    По  характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:

    Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).     Элементами оптовой цены являются: себестоимость и прибыль.

              К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.

    В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой  оптовые операции и совершаются  они по оптовым ценам.

    Отпускная цена – цена, по которой предприятие (объединение) или сбытовая организация реализует продукцию потребителям. Устанавливается по соглашению сторон или декларируется в органы ценообразования, регистрирующие эти цены. Изготовители (продавцы) имеют право согласовывать с покупателями различный уровень цен на одну и ту же продукцию (товар), исходя из условий поставки, платежей, конъюнктуры рынка, сезонного спроса.

    Элементами  отпускной цены являются: себестоимость, прибыль, акциз (если товар подакцизный), НДС.

 

    Биржевая  цена также считается оптовой.

      Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания — особая форма розничной цены. Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная).

    Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку).

    Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).

 

2.2. Виды цен,  различающиеся степенью  и способами регулирования

 

    В зависимости от государственного воздействия, регулирования,  степени конкуренции  на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

    Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном  рынке.

    К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

    Согласно  закону Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З (ред. от 26.12.2006) "О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ" [2]:

    Регулируемая  цена  (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами,  осуществляющими  регулирование  ценообразования, или определяемая  субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем)  с учетом  установленных   этими   органами   определенных  ограничений.  При  этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;

    Регулируемые  цены, в свою очередь, могут быть фиксированные, предельные, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:

    Предельная цена — это регулируемая  цена  (тариф),  величина  которой ограничена верхним и (или) нижним пределами [2].

    Фиксированная цена — регулируемая  цена  (тариф),  устанавливаемая

субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. [2]

      Регулируемые  цены в Республике Беларусь применяются на товары (работы,  услуги)  субъектов  хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь  и включенных в государственный реестр;     отдельные  социально значимые товары (работы, услуги),  конкретный  перечень которых устанавливается  Президентом  или  по  его  поручению  Советом Министров Республики Беларусь.

    По  способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.

    Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.

    Обычно  в договоре делается оговорка «цена  твердая, изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках:

     с немедленной поставкой;

     с поставкой в течение короткого срока;

    • предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит» должна присутствовать обязательно. Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены».

    Обычно  в договоре оговаривается, что при  отклонении рыночной цены от контрактной  в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.

    Скользящая  цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.)

    Скользящие  цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроков изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда.

    При подписании договора в этом случае фиксируется так называемая исходная, базисная цена, то есть цена, применяемая в качестве базы для расчетов оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизацию), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться.

    Следует отметить, что эти виды цен широко используются в международной торговле.

    В условиях оживленной конъюнктуры рынка  при установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могут быть внесены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены (например, не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется лимитом скольжения.

    В договоре или контракте может  быть предусмотрено, что скольжение  распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием величины в процентах от общей стоимости заказа.

    В договоре, контракте скольжение цены может быть предусмотрено не на весь, срок действия договора (контракта), а не более короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора), так как в течение этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполнения заказа.

    На  практике иногда применяют смешанный  способ фиксации цены, когда часть  цены фиксируется твердо при заключении договора, другая часть — в виде скользящей цены.

      По способу получения  информации об  уровне цены различают  публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте.

Информация о работе Система цен на промышленную продукцию