Шпаргалка по "Экономика организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Управление проектами"

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

1. анализ;

2. планирование;

3. организация;

4. контроль;

5. регулирование.                                                  

Функции  управления считаются  центральным понятием: они выполняются  на всех  уровнях управленческой деятельности, в каждой фазе реализации  проекта, для всех его процессов  и управляемых объектов (элементов).

 
23. Подсистемы управления проектами.

Деятельность по управлению проектом подразумевает управление всеми базовыми элементами и состоит  из нескольких направлений. Поскольку весь проект как деятельность, подвергаемая управлению, является системой, а управление проектом является приложением системного подхода, то различные виды (или направления) деятельности можно назвать подсистемами управления проектом.

Выделяют восемь таких  подсистем управления:

1) содержанием;

2) продолжительностью (временем);

3) стоимостью;

4) качеством;

5) персоналом (человеческими ресурсами);

6) материально-техническим  обеспечением (ресурсами);

7) коммуникациями;

8) рисками.

Каждая из этих подсистем  по-разному взаимодействует с  базовыми элементами.  
24. Взаимосвязь фаз, функций и подсистем УП.

Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).

Универсального подхода  к разделению процесса реализации проекта  на фазы не существует. Решая для  себя такую задачу, участники проекта  должны руководствоваться своей  ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта (рис. 2.7.2 и 2.7.3). Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным — лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки («вехи»), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта.

Управленческие функции  включают основные, базовые виды деятельности, которые должны осуществлять управляющие  работники на всех уровнях и во всех предметных областях по проекту.

Функции управления проектом осуществляются на всех этапах и фазах управления проектом и включают: планирование (гл. 13), контроль проекта (гл. 15), анализ (гл. 12 и 17), принятие решений (гл. 15), составление и сопровождение бюджета проекта (гл. 15), организацию осуществления (гл. 17), мониторинг (гл. 15), оценку (гл. 13), отчетность (гл. 17), экспертизу (гл. 10), проверку и приемку (гл. 16), бухгалтерский учет, администрирование.

Подсистемы  управления проектами формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в рамках проекта. Предметные области и управляемые элементы в рамках проекта в самом общем виде включают: сроки, трудовые ресурсы, стоимость и издержки, доходы (гл. 13 и 14), закупки и поставки ресурсов и услуг (гл. 19), ресурсы (уже закупленные), изменения по проекту (гл. 15), риски проекта (гл. 21), информацию и коммуникации (гл. 22), качество (гл. 18) и пр. Эти подсистемы присутствуют практически в любом проекте. В каждом конкретном проекте могут добавляться специфические подсистемы.

Отличие подсистем от функций управления проектом заключается  в том, что подсистемы ориентированы  на предметную область, а функции  нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Управление подсистемой включает выполнение практически всех функций. Так, планирование расходов и контроль расходов базируются на одной и той же предметной области — затратах, а планирование расходов и планирование качества базируются на одинаковых процедурах составления планов, сетевом моделировании и пр.

 

25. Цели, стратегия  и результаты проекта.

Различают генеральную  цель (говорят также — миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 2.3.1).

Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта, с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на 3 последовательных процедуры:

  • стратегический анализ;
  • разработка и выбор стратегии;
  • реализация стратегии.

Стратегический  анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т. н. SWOT-анализ [4]).

К числу факторов внешней среды относят:

  • -технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);
  • ресурсообеспеченность (наличие, доступ);
  • экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);
  • ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);
  • социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);
  • политические (внешняя, внутренняя, экономическая);
  • экологические (уровень загрязнения, мероприятия);
  • конкуренты (количество, размеры, сила).

Внутренняя  среда включает:

 

  • целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей);
  • маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);
  • сбыт (объем продаж, скидки);
  • каналы распределения (как, через кого продается);
  • производство (оборудование, технология, площади);
  • персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура);
  • снабжение (поставщики, условия и системы поставки); - исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);
  • финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);
  • номенклатура продукции (степень диверсификации);
  • исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа разрабатывается стратегия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Проектный  цикл.

Промежуток времени  между моментом появления проекта  и моментом его ликвидации называется проектным циклом (говорят также «жизненным циклом проекта»).

Жизненный цикл проекта — исходное понятие для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых  для его выполнения, проходит в  своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Принципиальная структура проектного цикла показана на рис. 2.7.1.

Для деловых людей  начало проекта связано с началом  его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение.

Окончанием существования  проекта может быть:

  • -ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта;
  • перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу;
  • достижение проектом заданных результатов;
  • прекращение финансирования проекта;
  • начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация);
  • вывод объектов проекта из эксплуатации.

Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами.

Состояния, через которые  проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).

Универсального подхода  к разделению процесса реализации проекта  на фазы не существует. Решая для  себя такую задачу, участники проекта  должны руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта (рис. 2.7.2 и 2.7.3). Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным — лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки («вехи»), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Жизненные  циклы проекта и продукции.

Жизненный цикл проекта (проектный цикл) можно определить как логико-временную структуру, состоящую из двухфазного жизненного цикла:

1) разработка проекта  (полной модели); 2) его реализация (воплощение модели в предметной  области).

На фазе разработки происходит осознание и формирование целей проекта, создание полной и частных моделей, подготовка решений и планов, их анализ и утверждение проектной документации (бизнес-проекта).

Фаза реализации проекта  включает выполнение утвержденных планов. реализацию принятых проектных решений, воплощение полной модели в рамках конкретной области и окружающей среды.

Следует отметить, что  четкой временной границы между  двумя фазами жизненного цикла может  и не отмечаться. В зависимости  от предметной области проекта процессы фазы разработки могут идти параллельно с процессами реализации, контроля и завершения.

Обе фазы характеризуются  следующими особенностями:

• затраты на фазе разработки существенно ниже, чем на фазе реализации; уровень затрат и совокупных усилий в динамике напоминает асимметричную, смещенную вправо кривую плотности распределения случайной величины;

• количество участников проекта на фазе разработки обычно значительно меньше, чем на фазе реализации;

• вероятность неудачи  проекта на фазе разработки высока, но по мере завершения риски проекта снижаются;

• возможность участников воздействовать на проект на фазе разработки больше, чем на фазе реализации, и по мере завершения проекта она минимизируется, поскольку стоимость изменений резко возрастает.

 
28. Структуризация проекта.

Структуризация проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между элементами. Ведь проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой. Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могут появляться новые элементы или объекты и из его состава могут удаляться. Проект как всякая система может быть разделен на элементы. При этом между ними должны определяться и поддерживаться связи.

Между проектом и внешней  средой осуществляется связь и перемещение  элементов, участвующих в работе по его реализации.

Внешняя среда формируется  факторами:

Политическими;

Экономическими;

Социальными;

Научно-техническими.

 
29. Организационная структура  УП.

Организационная структура  управления проектом отражает состав элементов системы управления и  связи между ними. В качестве таких  элементов выступают должностные  и структурные единицы, между которыми возникают либо вертикальные (административно-функциональные) связи, обеспечивающие административные процессы принятия решений, либо горизонтальные (технологические) связи, отвечающие за процессы выполнения работ.

В целях разработки и  реализации эффективной модели организационной структуры управления проектом необходимо придерживаться некоторых принципов, обеспечивающих соответствие организационной структуры:

• схеме взаимоотношений  участников проекта;

• содержанию проекта;

• требованиям внешнего окружения.

В качестве организационных  можно применять структуры: функциональные, матричные, проектно-целевые и смешанные.

Эффективность использования  каждой структуры определяется конкретными условиями и содержанием проекта. Так, использование матричных структур предъявляет высокие требования к уровню управленческих знаний и умений, поскольку является крайне сложным в управлении.

Одним из требований к  организационным структурам управления является обеспечение динамизма, так как проект живет и развивается на протяжении жизненного цикла как открытая система, активно взаимодействующая с окружающей средой. Такой динамизм наиболее присущ проектным и матричным структурам, вместе с тем гибкость и подвижность можно обеспечить с помощью функциональной структуры.

30. Участники  проекта.

Участники проекта - это основной элемент его структуры, который обеспечивает реализацию замысла проекта. Участники проекта:

  1. Главный участник - это Заказчик, т.е. будущий владелец и пользователь результатов проекта. Им может быть физическое или юридическое лицо, а также организации, объединившие свои интересы и капиталы;
  2. Инвестор - это сторона, вкладывающая денежные средства в проект;
  3. Проектировщик - разработчик проектно-сметной документации;
  4. Поставщик - материально-техническое обеспечение проекта;
  5. Подрядчик - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактами;
  6. Консультант;
  7. Руководство проектом - это обычно проект-менеджер, т.е. юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту (планирование, контроль и координация работ участников проекта);
  8. Команда проекта - это организационная структура, возглавляемая проект-менеджером и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей;
  9. Лицензиар - это юридическое или физическое лицо, обладатель лицензий и ноу-хау, которые используются в проекте;

Банк - это инвестор (один из основных инвесторов). 
31. Разработка концепции проекта.

Концепция маркетинга — тактический срез всей маркетинговой деятельности, в котором определяются среднесрочные, важные (но, в отличие от стратегии, не общезначимые для всего проекта) направления, целевые ориентиры, выбранные методы реализации определенной ранее стратегии.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика организации"