Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:24, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как
явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как
следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате
многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает
неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве,
и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное
население по принципу «кто не работает, тот не ест».
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА.. 4
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА.. 7
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ТРУДОВЫМИ МАССАМИ... 10
4. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА.. 15
5. РОЛЬ РЫНКА ТРУДА.. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.... 24
исследовательскими центрами и организациями.
Самостоятельная и активная позиция трудящихся на рынке труда, достаточно
ясное понимание национальных проблем позволяют им выдвигать и поддерживать
конструктивные экономические и социальные программы развития. Преобладают
высокое самосознание и чувство национальной ответственности,
заинтересованность не только в собственном благополучии, но и - вследствие
понимания значимости стратегических предпосылок для него - стремление к
благополучию и развитию предприятия, фирмы, региона, страны в целом.
Следует заметить, что рынок труда в западных странах развивается в (
атмосфере экономического и политического демократизма, допускающего
конфронтацию и весьма критическое отношение друг к другу определяющих
структуру общества различных социальных сил. И это не приводит, как
свидетельствует современная история, к взаимоистребляющей борьбе и
разрушению прогрессивных (частное предпринимательство, конкуренция)
производственных отношений. Напротив, неизбежным становится согласие,
стремление к
открытому сопоставлению и
самым весьма благоприятных общих эволюционных условий для страны.
Весьма эффективны, как показывает опыт Австрии, Швеции, Норвегии, Дании и
других стран, коллективные договора, заключаемые на высшем национальном
уровне между ассоциацией предпринимателей и руководством профсоюзов. Они
действительны во всех отраслях и обязательны - при условии их принятия - для
работников каждого учреждения и предприятия в течение всего срока действия.
Именно на национальном уровне наилучшим образом видны и понятны и потому
могут быть всеми сторонами учтены и согласованы многосторонние
общенациональные интересы- внешней и внутренней экономической политики,
комплексного развития отраслей, в т. ч. и отдельных предприятий, общие
стратегические
контуры научно-технической
подобных программ для каждого сектора хозяйства.
Вместе с тем, в последнее время в США, Великобритании, Франции и других
странах получила
широкое распространение
договоров на уровне корпораций и отдельных предприятий, поскольку в таком
случае хорошо
учитывается технологическая
индивидуальные интересы сотрудников.
Наряду со всем комплексом условий труда и мер социальной защиты, зарплата,
безусловно, является одним из ключевых пунктов коллективных договоров и одной
из основных тем переговоров между профсоюзами и предпринимателями. Ее общее
движение почти никогда не отстает от роста индекса цен на товары и услуги,
часто его опережает и определяется спросом и предложением рабочей силы,
ростом образования и квалификации. Но повышение зарплаты по этой причине не
бывает непрерывным. Оно приостанавливается, в частности, на период действия
коллективных договоров.
Профсоюзами многих стран проводится политика «солидарной» заработной платы ,
которая заключается в реализации принципа равной оплаты за равный труд
независимо от того, на каком предприятии - высокорентабельном или
низкорентабельном - трудится работник. Прибыли предприятий в значительно
большей степени отличаются друг от друга, чем заработки рабочих и служащих.
Такой подход позволяет в определенной мере сдерживать стремление
работодателей переманивать к себе высококвалифицированных специалистов, а
также желание работников сменить место работы только для того, чтобы получить
более высокую заработную плату. Подобная политика лучше всего поддается
реализации при заключении коллективных договоров на национальном уровне. Опыт
многих стран подтверждает достижимость баланса интересов работодателей и
работников, государственного и частного сектора экономики, политики
регулирования и вместе с тем сохранения стабильности рынка труда. Чем выше
общая и социальная культура в стране, тем легче и устойчивее согласуются
интересы работодателей и трудящихся, тем выше практические достижения в
развитии экономики и государства.
Важным практическим итогом действия компромиссного общественного сознания
следует считать тенденцию к созданию корпорациями постоянного крупного
источника средств для финансирования мероприятий по трудоустройству,
подготовке и переподготовке рабочей силы в размере до 40% начислений на фонд
заработной платы, относимых на себестоимость продукции. Профсоюзы, со своей
стороны, на случай возникновения на предприятиях кризисных ситуаций, зачастую
создают специальные фонды для переподготовки персонала (на рабочем месте, в
учебном заведении) и открытия собственного дела.
Наличие довольно
устойчивого социального
исключает периодического
возникновения конфликтных
профсоюзами, общественными и частными секторами экономики и т. д. Подобные
конфликты в известной
мере неизбежны при наличии
совпадающих отраслевых интересов и интересов отдельных предприятий. Заметна
склонность отраслей и предприятий к проведению самостоятельной политики, в
частности, в области зарплаты. В результате она может увеличиваться сверх
согласованного уровня на 1-3 процентных пункта в течение года.
К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном,
региональном и местном уровне привлекаются объединения предпринимателей и
профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений,
профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии
(комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка
труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними
контроль.
Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка
труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования
рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового
переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации
производства.
Особенно эффективно
снижает безработицу и
занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или
иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 %
всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.
Активные меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, состоящих в выдаче
пособий по безработице, включает следующие мероприятия:
- поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально
благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря
которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70%
- государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не
приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;
- обеспечение географической
мобильности населения и
представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком
рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения
жилищных и, как правило, материальных условий жизни;
- предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах
по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели
повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с
отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
- организация общественных
работ, в основном для
жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным
заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии;
- финансирование
работы в частных фирмах
течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек
на вновь созданные рабочие места;
- специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест
для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на
работу и частично на их заработную плату;
- стимулирование
расширения
работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с
прибыли и личных доходов.
В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению
общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим
устойчивый спрос на рынке труда:
- не имеющие
законченного школьного
организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики,
английскому языку (в основном для иммигрантов);
-детально выявляются
интересы поступающих на курсы:
предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей
работой, при необходимости сроком до месяца;
- применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого
личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно
удовлетворяющих интересы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и
последовательность их освоения;
- учебные курсы составляются силами ведущих специалистов университетов и
промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на уровне,
который существует для специалистов их класса в частных фирмах;
- в максимально
возможном числе
началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для
постановки методики обучения;
- поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных
уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое
Информация о работе Рынок труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования