Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:04, курсовая работа
Целью работы является: изучение заработной платы как экономической категории, изучение рынка труда, проведение микроэкономического анализа заработной платы.
Методами исследования являются: сравнительный анализ, абстрактно-логический метод, аналитический метод
Полученными результатами являются: рассмотрение, формирование заработной платы и рынка труда
Областью применения являются: на практике, в целях повышения знаний студента по данной теме.
Введение 5 1. Сущность заработной платы и рынка труда 7 1.1 Сущность заработной платы 7
1.2 Рынок труда и его основные характеристики. Спрос и предложение на
рынке труда 13
1.3 Взаимосвязь заработной платы и производительности труда 17
2. Определение ставки заработной платы и занятости на конкурентном и
монопсонистическом рынке труда 23
2.1 Определение равновесной ставки заработной платы на рынке
монопсонии 23
2.2 Определение равновесной ставки заработной платы на
совершенно конкурентном рынке 26
2.3 Основные ограничительные факторы конкурентного рынка труда 31
3. Основные рекомендации по формированию заработной платы
и совершенствованию рынка труда 33 Заключение 40
Список используемых источников 42
Тот факт, что влияние МРОТ может прослеживаться вдоль всего распределения заработной платы, и определяет накал дискуссии при решении вопроса о конкретном размере этого показателя. Профсоюзы заинтересованы в быстром повышении размера минимальной оплаты. По их мнению, действия в поддержку повышения МРОТ укрепляют престиж этой организации среди работников. Когда система заработной платы построена на применении тарифной сетки, увеличение первого разряда практически автоматически, без дополнительных усилий со стороны профсоюзов, приводит к повышению оплаты труда всех остальных работников. В качестве ближайшей цели российские профсоюзы выступают за доведение МРОТ до прожиточного минимума5. Отношение работодателей к повышению МРОТ, особенно скачкообразному, более сдержанное. В основе их позиции лежит стремление сдержать неконтролируемый рост трудовых издержек в коридоре финансовых возможностей и таким образом поддержать конкурентоспособность выпускаемой продукции в условиях конкуренции, которая становится всё более глобальной.
При подобном раскладе сил установление конкретной величины МРОТ фактически зависит от позиции государства. Вовлеченность государства в решение вопросов оплаты труда на федеральном, а также региональном уровне, является одной из характерных черт российской системы зарплатообразования. Структуры исполнительной власти, представляющие интересы государства как крупнейшего российского работодателя, являются активными участниками переговоров в рамках РТК и региональных трехсторонних комиссий. В современных условиях, когда политические цели зачастую преобладают над экономической логикой, представители государства во многом поддерживают позицию профсоюзов, тогда как особая позиция работодателей может игнорироваться. Совместные рекомендации о размере МРОТ, достигнутые в рамках РТК, учитываются законодателями, принимающими федеральные законы.
Насколько полно договоренности в отношении оплаты труда, принимаемые социальными партнерами на федеральном уровне, транслируются в отраслевые соглашения? Или, говоря иначе, можно ли считать российскую систему установления оплаты труда жестко централизованной?
Особенностью отраслевых тарифных соглашений, так же как и Генерального соглашения, является то, что они не определяют предельно допустимые темпы роста отраслевой заработной платы, а фиксируют минимальную отраслевую заработную плату и/или минимальную тарифную ставку. При этом МРОТ, утверждаемый на федеральном уровне, в отраслевых соглашениях выступает в качестве нижнего предела, в то время как конкретная величина отраслевой минимальной ставки определяется переговорщиками самостоятельно.
Одна из важных проблем установления заработной платы касается механизмов межотраслевой координации действий работодателей при заключении отраслевых соглашений. Прямое взаимодействие и договоренности работодателей, обмен информационными сигналами о реальном состоянии трудовых отношений способны существенно снизить транзакционные издержки и стабилизировать отношения с работниками. В России пока не сложился институциональный механизм межотраслевой координации действий работодателей, в первую очередь по вопросам регулирования заработной платы, подготовки и проведения коллективных переговоров. Низкий уровень взаимного доверия заставляет работодателей разных отраслей зачастую рассматривать друг друга как конкурентов на рынке труда, а не как субъектов, взаимно заинтересованных в координации и кооперации. Кроме того, результаты такой координации (общая позиция, обмен информацией, согласование важнейших параметров зарплаты) могут быть оценены и гарантированно использованы участниками только в случае фиксации скоординированной позиции в продолжительные во времени обязательства и промежуточного контроля за их выполнением. Между тем существенный разброс в отраслевых показателях как минимальной заработной платы, так и минимальной тарифной ставки явно свидетельствует о несовершенстве либо даже отсутствии института межотраслевой координации работодателей. В этих условиях не удивительной является и значительная межотраслевая дифференциация начисленной заработной платы.
Подытоживая, следует отметить, что формальная «схожесть» системы определения заработной платы с использованием элементов социального партнерства, сложившейся в России, с механизмом, который действует в странах с координируемой экономикой, скрывает по сути разные подходы к формированию заработной платы в экономике.
Во-первых, российскую систему зарплатообразования нельзя отнести к жестко централизованной. Социальные партнеры на уровне отдельной отрасли в период подготовки отраслевого соглашения хотя и учитывают «порог» заработной платы, определяемый Генеральным соглашением, но имеют значительную свободу при установлении отраслевой оплаты труда.
Во-вторых, в России еще только складывается эффективный механизм межотраслевой координации действий социальных партнеров при заключении тарифных соглашений в отдельных отраслях. Это является одной из причин сохранения значительной дифференциации заработных плат между отраслями в целом, а также между работниками, работающими в разных отраслях, но имеющих схожие характеристики (по уровню образования, квалификации, стажу и т.д.).
В-третьих, Генеральное соглашение, так же как и отраслевые тарифные соглашения, не предполагают «увязки» заработной платы с динамикой основных макроэкономических показателей: темпами экономического роста или динамикой производительности труда. Основными зарплатообразующими факторами, на основе которых строится вся система оплаты труда (во всяком случае, для значительной части работников), являются либо федеральный МРОТ, либо прожиточный минимум. Эти нестабильные во времени величины искажают, а порой и деформируют цену труда различных работников, формируемую рыночной средой. Таким образом, работодателям «навязывается» уровень минимальной оплаты, во многом оторванный от экономических реалий.
Заключение
Заработная плата является наиболее действенным инструментом активизации человеческого фактора и использования трудового потенциала. При этом использование существующего квалификационного и творческого потенциала работников должно полностью зависеть от научной обоснованности и выбора методов увязки заработной платы с квалификацией, содержанием выполняемой работы, результатами труда и условиями, в которых он осуществляется.
Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности.
Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе.
Для того чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции. Система вознаграждения за труд должна быть создана таким образом, чтобы она не подрывала перспективные усилия на обеспечение производительности при краткосрочных негативный результатах.
Контроль за своевременностью, правильностью и полнотой осуществляется компетентными государственными органами. Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров.
Государственное регулирование оплаты труда включает:
- законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;
- налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;
- установление государственных гарантий по оплате труда.
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. В новых условиях хозяйствования важнейшими его задачами являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдачи на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, пенсионных фондов и фондами занятости.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за качеством и количеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Во время определения заработной платы как цены рабочей силы необходимо учитывать единую систему оплаты труда, критерием которой является реальная стоимость жизни работника и его семьи.
Список использованных источников
1. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э. Экономика предприятия, Улан-Удэ, 2006. - 240 с.
2. Волков В.П., Ильин А.И. Экономика предприятия, М.: Новое издание, 2007. - 677 с.
3. Лабынцева Н.Т. Учет труда и заработной платы, М.: Финансы и статистика, 2006. - 292 с.
4. Калина А.В. Организация и оплата труда в условиях рынка/аспект эффективности, К.: МАУП, 2008. - 312 с.
5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика организаций, М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. - 608 с.
6. Камаев В.Д. Экономическая теория, М.: ВЛАДОС, 2007. - 640 с.
7. Мочерный С.В. Основы экономических знаний, Львов, 2006. - 421 с.
8. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы экономики. СПб.: ИД «МиФ», 2007. - 224 с.
9. Борисов Е.Ф. Основы экономики, М.: Юристь, 2006. - 668 с.
10. Базылев Н.И. Микроэкономика, М.: ИНФРА - М, 2006. - 204 с.
11. Задоя А.А. Основы экономической теории, М.: Новое издание, 2007. - 321 с.
12. Мильнер Б.З. Теория организации, М.: ИНФРА - М, 2006. - 480 с.
13. Кугушева Т.В., Лысоченко А.А. Теория организации, Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. - 408 с.
14. Иванникова Н.Н., Власенко Н.П. Организационное поведение, М.: Окей - книга , 2008. - 144 с.
15. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации, КноРус, 2007. - 383 с.
16. Олянич Д.В., Ибрагимова Н.В., Чалова А.И. Теория организации, Ростов-на-Дону, Феникс, 2007. - 388 с.
17. Бухалков М.И. Управление персоналом, М.: ИНФРА - М, 2008. - 399 с.
18. Воробьёва Е.В. Заработная плата в 2007 году с учётом требований налоговых органов. - М. 2007. - 749с.
19. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики / Вопросы экономики, 2006, №4, 35с.
20. Кулемина М. С. Формы и системы оплаты труда, начисление заработной платы / Бухгалтерский учет и налоги. – 2006, № 5.
21. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. / Вопросы экономики, 2005, №2, 113с.
5