Розвитие новых хозяйственных структур в аграрном секторе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:28, реферат

Краткое описание

Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основа жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. По существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.
Производство продуктов

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docxИЛЬИН.docx

— 79.34 Кб (Скачать)

     Многие  отрасли экономики в той или  иной степени участвуют в функционировании АПК. Традиционно АПК объединяет 3 сферы (рис. 14.4).

       

               Рис. 14,4. Структура агропромышленного  комплекса 

     −        первая - производство средств производства для всех других областей, связанных с сельским хозяйством (тракторное машиностроение, производство сельхозмашин, оборудование для животноводства, легкой и пищевой промышленности и т.п.);

     −        вторая - сельское хозяйство: растениеводство  и животноводство;

     −        третья - переработка сельскохозяйственного  сырья (пищевая, мясомолочная, легкая промышленность и др.).

     Чтобы обеспечить взаимосвязь, например, между  второй и третьей сферами, то есть передачу сельскохозяйственного сырья  перерабатывающей промышленности, нужно  иметь транспорт, систему связи. Поэтому выделяют четвертую сферу  — производственную инфраструктуру (транспорт, связь). Кроме того, есть еще социальная инфраструктура, которую  считают пятой сферой. 
 
 
 
 

     3. Краткая характеристика  первых трёх сфер  АПК. 

     Первая  сфера агропромышленного комплекса включает следующие отрасли промышленного производства:

     · тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;

     · машиностроение для животноводства;

     · машиностроение для кормопроизводства;

     · машиностроение для легкой промышленности;

     · машиностроение для пищевой промышленности;

     · производство минеральных удобрений;

     · микробиологическая промышленность;

     · производство химических удобрений  и других средств химизации, а  также средств защиты растений;

     · сельское строительство;

     · сельскохозяйственная авиация;

     · ремонт и техническое обслуживание основных средств сельскохозяйственного  назначения и т.п.

     Удельный  вес первой сферы в общем объеме сельскохозяйственной продукции можно  определить исходя из инвестиций, осуществленных сельскохозяйственными предприятиями  всех форм собственности, и начисленной  амортизации. По оценкам специалистов, удельный вес первой сферы в конечном сельскохозяйственном продукте составляет от 1/6 до 1/5. В этой сфере занято от 15 до 20% всех трудовых ресурсов АПК, до 15% внеоборотных активов [3, с. 10].

     Вторая  сфера представляет собой собственно сельскохозяйственное производство. В этой сфере занято от половины до двух третей всего производственного потенциала комплекса и трудовых ресурсов. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию отраслей первой сферы АПК, а также определенная неурегулированность отношений сельскохозяйственных предприятий с организациями торговли и общественного питания обуславливают в последнее время тенденцию снижения удельного веса второй сферы в стоимости конечного продукта - сейчас этот процент не превышает половины.

     Вторая  сфера АПК состоит из двух отраслей: растениеводство и животноводство, каждая из которых подразделяется на ряд отраслей.

     В частности, в отрасли растениеводства  выделяются следующие подотрасли: производство зерна; картофелеводство; льноводство; овощеводство; свекловодство; кормопроизводство  и др.

     Всего, в зависимости от методологии  подхода, во второй сфере АПК выделяется несколько десятков подотраслей.

     3 сфера

     В третью сферу агропромышленного  комплекса входят предприятия и  организации, занятые хранением, переработкой, транспортировкой и реализацией  сельскохозяйственной продукции. В  эту сферу входят отрасли: молочная мясная, пищевкусовая, текстильная, обувная, транспортное обслуживание, торговое обслуживание и т.п.

     Большая часть отраслей третьей сферы  многофункциональна. Так, грузовой транспорт при отсутствии сельскохозяйственных грузов сравнительно легко может быть перепрофилирован на перевозку других товаров, текстильная промышленность может работать на импортном сырье, а обувная - на синтетическом. Поэтому включение перечисленных отраслей в состав АПК возможно только тогда, когда это может быть достаточно рентабельным. С другой стороны, сельскохозяйственные предприятия, как правило, ограничены в выборе соответствующих предприятий третьей сферы. Это влечет за собой необоснованное занижение закупочных цен и включение в текст хозяйственных договоров условий, ставящих обслуживающие предприятия в более выгодное положение, нежели предприятия-производители [3, с. 10 - 11]. 
 

     4. Производственная  инфраструктура АПК 

     К производственной инфраструктуре относятся:

     1) транспорт (включая не только  пути сообщения, но и транспортные  средства), связь, складское хозяйство,  материально-техническое снабжение;

     2) инженерные сооружения и устройства, в том числе ирригационные  системы;

     3) коммуникации и сети, среди них  линии электропередачи (ЛЭП) и  распределительные сети, нефтепроводы  и газопроводы, телефонные сети  и т.п.

     Производственная  инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического  назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

     Производственная  структура АПК обеспечивает взаимосвязь  всех фаз процесса воспроизводства: производства, распределения, обмена и  потребления. Задачей производственной инфраструктуры является обеспечение  нормального функционирования сельскохозяйственных предприятий, освобождение от несвойственных им функций и сосредоточение их усилий на основной деятельности. Эффективность  функционирования производственной инфраструктуры выражается в увеличении производства, сохранении качества и устранении потерь сельскохозяйственной продукции. 

     4.1 Хранение и переработка зерна 

     Чтобы обеспечить тот или иной режим  хранения, защитить зерно от нежелательных  воздействий окружающей среды, исключить  неоправданные потери массы и  качества, все партии зерна, и особенно семенного, хранят в специальных  хранилищах. Зернохранилища (специальные  для посевного материала называют семенохранилищами) сооружают обязательно  с учетом физических и физиологических  свойств зерновой массы. Кроме того, к хранилищам предъявляют следующие  требования: технические (строительные, противопожарные и т. д.), технологические, эксплуатационные и экономические. В зависимости от этого хранилища  сооружают из разных строительных материалов: дерева, камня, кирпича, железобетона, металла и др. Выбор зависит  от местных условий, целевого назначения зернохранилищ, длительности хранения зерна и экономических соображений. Правильно построенные зернохранилища из камня, кирпича и железобетона вследствие малой теплопроводности материалов позволяют также избежать резко выраженных явлений термовлагопроводности в зерновой массе.

     Зернохранилище  должно быть достаточно прочным и  устойчивым: выдерживать давление зерновой массы на пол и стены, давление ветра и т. д. Оно должно также  предохранять зерновую массу от неблагоприятных  атмосферных воздействий и грунтовых  вод. Кровлю, окна и двери устраивают так, чтобы исключить возможность  попадания осадков. Стены и пол  изолируют от проникновения грунтовых  и поверхностных вод. В правильно  сооруженном зернохранилище при  нормальной эксплуатации в большинстве  зон страны сырости не бывает. Влажность  воздуха в таких хранилищах поддерживают на уровне 60...75 % в течение почти  всего года, что соответствует  равновесной влажности 13…15 % для  всех зерновых культур. Хранилища должны надежно защищать зерно от грызунов и птиц, от насекомых вредителей и клещей, быть удобными для обеззараживания (дезинсекции) и удаления пыли, иметь  удобные подъездные пути. Особое значение приобретает механизация хранилищ, позволяющая сократить затраты труда.

     Зерновые  массы хранят насыпью и в таре. Первый способ основной и наиболее массовый. Хорошая сыпучесть зерновых позволяет легко загружать их в емкости любых размеров и  любой конфигурации (бункер, склад, силос и т. д.). При хранении насыпями перемещение зерновых масс можно  полностью механизировать. В данном случае лучше используются площадь  и объем многих хранилищ. Оно обходится  дешевле и потому, что исключаются  большие затраты на тару.

     В нашей стране основные типы зернохранилищ - одноэтажные склады с горизонтальными  или наклонными полами и элеваторы. Старые склады за редким исключением  имеют малую вместимость (50, 100, 165, 300 т), во многих отсутствует механизация. Вновь стоящиеся склады возводят по проектам предусматривающим загрузку зерна транспортерами, использование принципа самотека и т. д. Вместимость составляет от 500 до 5000 т. Существуют хранилища с горизонтальными полами и бункерного типа, с различной механизацией, сооружаемые из сборных железобетонных элементов, кирпича и металла. В некоторых складах предусмотрены отделения для хранения в таре, для упаковывания и протравливания с установками для активного вентилирования т. д.

     Переработка зерна

     Переработка зерна - это измельчение злаков различных  культур с целью получения  муки, крупы или хлопьев. Продукты переработки зерна пшеницы, ржи, кукурузы, овса и других распространенных злаковых культур используются повсеместно  в пищевой промышленности, кулинарии  и при изготовлении детского питания. Из муки делают хлеб, который практически  во всех странах мира в том или  ином виде является одним из основных продуктов питания.

     4.2 Транспортировка продуктов сельского хозяйства

     Особенности транспортировки различаются в  зависимости от продукта:

     -определённый  температурный режим ;

     -специальная  тара;

     -способ  погрузки.

     При наличии в Украине парка вагонов, достаточного для перевозок сырьевых грузов в объемах, заявляемых отправителями, количество не занятых в процессе транспортировки вагонов ограничено.

     По  мнению экспертов и участников рынка  грузовых железнодорожных перевозок, существуют как минимум 4 причины  возникновения такой ситуации, отмечает ведомство.

     "Во-первых, это рост средней дальности  перевозки сырьевых грузов, который  (преимущественно) обусловлен удаленностью  перерабатывающих производств от  мест добычи сырья",  операторы  стремятся к более рентабельным  маршрутным отправкам, что в  условиях длинных транспортных "плеч" увеличивает обратный порожний  пробег.

     Кроме того, увеличивается и простой  вагонов под погрузкой и выгрузкой. Это связано с неэффективным  управлением логистикой со стороны  потребителей железнодорожных услуг: долгосрочные контракты с операторами  у них отсутствуют, нет "длинного" планирования, уровень маршрутизации  в условиях дефицита информации о  спросе и предложении на вагоны низкий. "Для эффективной организации  грузовых перевозок необходимо, чтобы  планирование перевозок грузов опиралось  не только на поданные и согласованные  заявки на перевозку грузов, но и  на данные по прогнозу спроса на грузовые перевозки", - отмечает Росжелдор.

     К дефициту также приводит выход подвижного состава из эксплуатации из-за неисправностей, возникающих по причине производственного  брака, а также в связи с  недостатком вагонного литья. "

     В результате обеспеченность универсальным  подвижным составом падает, конечная цена перевозки растет, порожний пробег грузовых вагонов увеличивается.  В свою очередь, эксперты и участники  рынка обеспокоены ситуацией, когда  операторам выгоднее держать вагоны на простое в ожидании более дорогого груза, чем использовать его для перевозки продукции мелких и средних предприятий.

     Качество  продуктов питания определяется не только тем, где и как выращен  продукт, но также и процессами транспортировки  от места сбора до полки супермаркета, хранения в плодо-овощехранилищах, хранилищах с холодильными установками и т.д. Эти процессы также включают использование пластиковой тары. Всё больше хранилища переходят на тарное хранение, так как оно обладает максимальной вместимостью хранимой продукции и экономией места, по сравнению с хранением насыпью, так называемых буртах. Перевозка фруктов и овощей, а также других пищевых продуктов, требует логистических решений, обеспечивающих ускорение процесса, снижения затрат и необходимости обработки, а также должна удовлетворять высоким требованиям в части гигиеничности и эргономичности. Пластиковая упаковка имеет гладкие поверхности и закругленные углы, что облегчает ее очистку. Внутри пластиковой тары не скапливаются остатки продукта, что гарантирует высочайшие гигиенические стандарты. Пластмасса является безопасной при обращении, и ее можно использовать для увеличения узнаваемости торговой марки продукта или для идентификации продукта при нанесении отличительных отметок на тару. Пластиковая упаковка играет большую роль в сельском хозяйстве, обеспечивая безопасный, простой и эффективный процесс логистики. В земледелии, фермерстве и сельском хозяйстве используются все виды пластиковой тары, от пластмассовых ящиков и поддонов до больших контейнеров для сбора урожая или хранения навалом. В этой отрасли промышленности популярны также другие типы упаковки, такие как одноразовые поддоны, изготовленные из легкого пластика. Для хранения, обработки и перевозки товаров используются также и паллеты. Паллета является фундаментальным средством транспортировки, дистрибуции и хранения почти всех упакованных продуктов. Они сочетаются с разнообразными пластиковыми контейнерами, формируя законченную систему для перевозки свежей продукции.

Информация о работе Розвитие новых хозяйственных структур в аграрном секторе