Реформирование электроэнергетики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:58, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день электроэнергетика является важнейшей отраслью экономики. Наряду с машиностроением и химической промышленностью электроэнергетика является главным двигателем научно-технического прогресса, поэтому заслуживает особого внимания со стороны правительства.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие приватизации в электроэнергетике 3
2. Предпосылки приватизации в электроэнергетике 3
3. Особенности приватизации в электроэнергетике 4
4. Процесс приватизации в электроэнергетике 6
4.1 Приватизация электроэнергетики в условиях переходной экономики. 8
4.1.1 ОАО «ФСК ЕЭС» 13
4.1.2 ОАО «Холдинг МРСК» 14
4.2 Особенности приватизации в современной России. 14
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Холдингу МРСК были переданы акции  всех межрегиональных распределительных  сетевых компаний. Формально уставной капитал Холдинга МРСК был сформирован  за счёт добавочного капитала и нераспределённой прибыли прошлых лет ОАО РАО «ЕЭС России» и составил 43 116 903 368 рублей. Окончательный процесс реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» был завершён 30 июня 2008 года.

Крупнейшими акционерами  ОАО «Холдинг МРСК» являются: Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом — 55,95 % обыкновенных акций, ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» — 12,64 %, ООО «Депозитарные и корпоративные технологии» — 13,89 % (в том числе ООО «Газпром энергохолдинг» — 4,56 %), НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» — 8,53 %

4.2 Особенности приватизации  в современной России.

В соответствии с недавним  указом президента РФ В. В. Путина энергетика России приобретает стратегический статус. Крупнейшие энергосетевые компании РФ - РусГидро, Федеральная сетевая компания (ФСК) и Межрегиональная распределительная сетевая компания (МРСК) выводятся из сферы влияния правительства. Это решение автоматически отменяет планировавшуюся приватизацию отрасли, на которой настаивал премьер министр РФ Д. А. Медведев.

Перечень стратегических предприятий  был введен президентским указом еще в 2004 г. Созданный тогда документ фактически запретил приватизацию компаний (ФГУПов и АО), попавших в список. Чтобы внести предприятие в прогнозный план приватизации, его сначала требуется исключить из списка.

Кстати, это также возможно отдельным президентским указом.  Кроме того, в мае 2010 г по распоряжению Д. А. Медведева для стратегических предприятий был введен своего рода принцип «2-х ключей» по основным кадровым вопросам управления.   

Новый документ предписывает предварительное согласование государственных  кандидатов, предлагаемых в члены  совета директоров, с администрацией президента (АП). Согласованию с АП подлежит так же голосование по выборам председателей совета директоров, назначению и увольнению гендиректоров (председателей правления), а также по передаче стратегических компаний в управление.  

До настоящего времени  стратегической в энергетике была лишь одна госкомпания  – Интер РАО ЕЭС. Она была включена в перечень в сентябре 2010 года, указом Д. А. Медведева «О передаче Интер РАО пакетов акций энергокомпаний, остававшихся в собственности Росимущества.» Фактически, этот указ дал  начало «большой допэмиссии» Интер РАО:  холдинг обменивал свои акции не только на энергоактивы, принадлежавшие государству и госкомпаниям, но и выменивал энергокомпании у частных владельцев. Однако, стартегический статус в 2010 г приобрела крайне ничтожная доля акций. «Интер РАО» — 0, 000 000 000 000 87%. На остальной пакет акций запрет на приватизацию не распространялся, но это только формально (у Росимущества сейчас 15 % уставного капитала «Интер РАО»).  

Для РусГидро, ФСК,  МРСК и Системного оператора ситуация другая.

Стратегическими признаны 100% акций Системного оператора, 54 % акций МРСК, 60 % акций РусГидро и 80 % акций ФСК. Заметим, что на отдельные региональные МРСК, входящие в холдинг, стратегический статус не распространили.   

Спор о необходимости  приватизации госкомпаний, ведётся  чиновниками уже давно. Сторонниками продаж части госпакета были представители Минэкономики и администрации Д. А. Медведева. Уже в 2013 году будет рассмотрена возможность приватизации 8 % акций РусГидро и 4 % акций ФСК.

А. В. Дворкович, куратор энергетики, заявлял:  «Президент уже одобрил перечень крупных компаний, пакеты акций государства в которых должны быть приватизированы в ближайшие 5-7 лет».

 

5. Итоги и значение приватизации в электроэнергетике

 

Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение  эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

В связи с этим в электроэнергетике  России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется  конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.

В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Генерирующие, сбытовые и  ремонтные компании в перспективе  станут преимущественно частными и  будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.

Таким образом, создаются  условия для развития конкурентного  рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются  на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

В качестве основного положительного итога прошедшего этапа акционирования и приватизации электроэнергетики  России можно считать успешную замену государственной формы управления отраслью акционерной через систему управляющих пакетов акций. Это позволило выполнить главную задачу в условиях приватизации — сохранить технологическое и хозяйственное единство электроэнергетического комплекса, обеспечить его надежную и бесперебойную работу при непосредственном влиянии государства через контрольный пакет акций РАО «ЕЭС России» в самый сложный переходный период реформирования централизованной экономики России.

Единая энергосистема хорошо автоматизирована, особенно электрические сети и подстанции, в результате чего созданы предпосылки для ее надежной работы. В сложных условиях перехода к рынку основой надежной работы служит то обстоятельство, что ЕЭС работает на оборудовании, изготовленном па предприятиях России и бывших союзных республик.

Проектирование развития энергетических систем России в условиях разнообразия форм собственности, рыночных отношений и хозяйственной самостоятельности энергетических предприятий осуществляется по новым принципам, главнейший из которых – сочетание интересов федеративного и регионального уровней.

Поставка запасных частей и необходимого оборудования обеспечивается также  промышленностью России и бывших союзных республик. Практика показывает, что отечественное оборудование отстает от зарубежного по дизайну, автоматизации (в основном по тепловым блокам), однако эти недостатки компенсируются достаточно высокой надежностью устройств и хорошей работой персонала. В переходный период подразделениям энергетики удалось сохранить персонал, постоянно заниматься его обучением, чем и обеспечить надежную работу ЕЭС.

Новая производственно-организационная  структура электроэнергетики, условия  рынка электроэнергии, выход на рынок  большого числа хозяйствующих субъектов, участие различных инвесторов в  реализации программ развития и технического перевооружения электроэнергетики существенно расширяют и трансформируют задачи по развитию электроэнергетики.

Однако, приватизация электроэнергетики  в России однозначно была несправедливой – инвесторы потеряли 70% инвестиций за 5 лет. С момента приватизации активы в электроэнергетике подешевели в 2,5 - 3 раза. Суммарные потери инвесторов на сегодняшний день составляют более 15 млрд долл. Единственной областью, в которой инвесторы в энергетику чувствуют себя относительно комфортно, является строительство новых мощностей. Именно здесь инвесторы надеются получить необходимую отдачу на капитал.

Предстоит следующий важный этап — создание в электроэнергетике  конкурентной среды в области  производства электроэнергии с организацией федерального оптового рынка электроэнергии и мощности и региональных рынков электроэнергии и мощности на территориях субъектов России, а также дальнейшее совершенствование организации государственного (на федеральном и региональном уровнях) регулирования естественных монополий на вышеназванных рынках электроэнергии и мощности.

Заключение

 

Таким образом, вопрос приватизации энергокомпаний стоит остро на сегодняшний день. Правительство не может прийти к решению, но тенденция к продаже государством акций крупных электроэнергетических комплексов констатировать можно. Однако, передача стратегически важных объектов в частные руки не будет означать отпуск электроэнергетического рынка, скорее наоборот, более усиленные контроль со стороны правительственных органов, и главном оружием будет, несомненно, правовое регулирование.

Список использованных источников

 

  1. «Промышленные Ведомости» № 3-4, март, апрель 2008
  2. «Промышленные Ведомости» № 7, июль 2005
  3. «Промышленные Ведомости» №16, ноябрь 2004
  4. «Промышленные Ведомости» № 1, январь 2005
  5. «Промышленные ведомости» №11, ноябрь 2005
  6. «Промышленные ведомости» № 6, июнь 2005
  7. «Академия Энергетики» №2 (46), июнь 2012
  8. «Эксперт» №20 (803), май 2012
  9. «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» №1-2, июнь 2006
  10. «Русский предприниматель» №9, ноябрь 2002
  11. http://www.fsk-ees.ru/
  12. http://www.rushydro.ru/
  13. http://pdomagos.ru/

 




Информация о работе Реформирование электроэнергетики в РФ