Реформирование электроэнергетики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:58, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день электроэнергетика является важнейшей отраслью экономики. Наряду с машиностроением и химической промышленностью электроэнергетика является главным двигателем научно-технического прогресса, поэтому заслуживает особого внимания со стороны правительства.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие приватизации в электроэнергетике 3
2. Предпосылки приватизации в электроэнергетике 3
3. Особенности приватизации в электроэнергетике 4
4. Процесс приватизации в электроэнергетике 6
4.1 Приватизация электроэнергетики в условиях переходной экономики. 8
4.1.1 ОАО «ФСК ЕЭС» 13
4.1.2 ОАО «Холдинг МРСК» 14
4.2 Особенности приватизации в современной России. 14
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день электроэнергетика  является важнейшей отраслью экономики. Наряду с машиностроением и химической промышленностью электроэнергетика является главным двигателем научно-технического прогресса, поэтому заслуживает особого внимания со стороны правительства.

В 1992 году произошел активный переход к рыночной системе экономики, что привело к образованию в электроэнергетике России энергетических компаний с разными организационно-правовыми формами хозяйствования: частные, долевые (смешанные государственно-частные акционерные компании открытого типа) и государственные энергетические предприятия. Это усложнило структуру управления предприятиями электроэнергетического комплекса и повлекло за собой ряд мер, направленных на регулирование и упорядочение структуры электроэнергетического рынка.

1. Понятие приватизации в электроэнергетике

 

Приватизация электроэнергетики - процесс передачи электроэнергетического комплекса из государственного фонда в частные руки. Процесс приватизации электроэнергетического комплекса в России начался в 1992 с переходом от плановой экономики к рыночной модели экономики.

2. Предпосылки приватизации в  электроэнергетике

 

  Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться

признаки стагнации:  производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.

В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

Общая ситуация в отрасли характеризовалась  следующими показателями:

1) По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.

2) Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.

3) В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения,

наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность

крупных аварий.

4) Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены

неплатежи.

5)Предприятия отрасли были информационно и финансово "не

прозрачными".

6)Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Все это вызвало необходимость  преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли

бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

 

3. Особенности приватизации в электроэнергетике

 

Приватизация российской электроэнергетики началась не с приватизации осуществления ее функций, а с приватизации собственности. Очевидно, что колоссальная стоимость ее основных производственных фондов исключала возможность сразу продать их по настоящей цене. В результате получилось, что балансовая стоимость имущества РАО «ЕЭС» составляла всего 54 млрд. рублей. Но государство за это имущество не получило даже половины указанной суммы – почти 52% акций компании осталось у него, а 33% продали иностранцам, но как распорядились вырученными деньгами общественности не известно.

Такая расправа с имущественным  комплексом электроэнергетики явилась фатальной стратегической ошибкой. Дело не только и не столько в том, что это оказалось несправедливым и нарушило священные права собственности граждан России. Эта операция уничтожила значительную часть платежеспособного спроса на электрическую энергию со стороны реального сектора экономики и обрекла энергетический комплекс страны на деградацию.

Получив за бесценок такое  колоссальное имущество, новые владельцы, должны были бы взять на себя обязательства  по обеспечению его сохранности, воспроизводству и развитию, чего не произошло. Подчеркну, речь идёт не о призывах к филантропии новых собственников, а о необходимости с помощью экономико-правовых методов поставить новых собственников в условия, когда без их выполнения они не смогут сохранить свой статус.

Поддержание в работоспособном  состоянии и развитие электроэнергетики стоит колоссальных денег. Но получить их сполна от хозяйствующих субъектов и других потребителей электроэнергии ни сейчас, ни в обозримой перспективе будет невозможно.

Во-первых, большинство  предприятий и население уже  один раз обобрали, лишив права  собственности на соответствующие  доли производственных фондов энергетики, созданных их трудом, при этом с  недоданных им денег они не получают доходов. Та же участь постигла оборотные средства предприятий и личные сбережения граждан. Одновременно население и предприятия лишили также и косвенных, скрытых доходов от производственных фондов и природных ресурсов, которые они получали, пользуясь дешевой электрической и тепловой энергией. Лишившись всех этих доходов, оплатить второй раз стоимость производственных фондов электроэнергетики в условиях конкуренции с внешним рынком абсолютно невозможно.

Во-вторых, получить средства на воспроизводство, а тем более, на расширенное воспроизводство производственных фондов только путём прибыльной продажи электроэнергии и тепла будет ещё долго невозможно потому, что такой способ получения средств на компенсацию амортизации и на развитие нарушает системное, кооперационное единство экономики.

Новые собственники, если сохранить  сложившиеся отношения собственности, никогда не будут учитывать системные  выгоды российской экономики от надёжного  и малозатратного функционирования электроэнергетики. А поскольку  выколотить необходимые средства у  покупателей электроэнергии, не учитывая системные связи, абсолютно невозможно, «оптимальная», мотивированная этими правилами, стратегия менеджмента РАО «ЕЭС» состоит в том, чтобы забрать от потребителей как можно больше и смириться с деградацией производственных фондов.

Рыночные регуляторы, работающие по критерию максимизации прибыли, не в состоянии обеспечить правильную мотивацию и системно необходимое  экономическое поведение людей, обеспечивающих страну электроэнергией. Если электроэнергоснабжение превращается главным образом в источник обогащения, то, прежде всего, энергетики максимально используют свой естественный монополизм. Все попытки воспрепятствовать этому с помощью государственного регулирования тарифов, обречены в конечном итоге на неудачу, так как успешно торпедируются коррупцией и трудно выявляемыми махинациями с отчетностью. Появление в тарифных комиссиях безукоризненно добросовестных людей также весьма успешно торпедируется с помощью элементарных подставок.

Далее, при назначении тарифов энергетики обязательно завышают свои предполагаемые расходы на компенсацию амортизации и на цели развития энергетики, но делают всё от них зависящее, чтобы эти расходы не осуществлять. Дело доходит до того, что соответствующая часть доходов в виде инвестиционной компоненты в тарифах не направляется на развитие, а распределяется как прибыль.

Еще одной, также естественной реакцией на чисто коммерческий подход к энергообеспечению является стремление к максимально возможному увеличению экспорта. Дело в том, что ресурсная рента в цены конкурентов российских экспортёров на внешних рынках включена, а в цену экспортируемого из России сырья включена не полностью. Это дает возможность российским экспортерам получать сверхприбыли. 

Наконец, для энергетики необходимо реализовать особую, стимулирующую снижение издержек, систему налогообложения. На сегодня ясно как такая система должна выглядеть. Ограничимся только ее схематическим описанием. Главное в ней, чтобы эксплуатирующие организации получали доходы не по затратам, а за счёт снижения издержек. Представляется, что из всех разработанных методов подобного стимулирующего налогообложения в нашем случае всего более подходит прогрессивное нелинейное налогообложение добавленной стоимости.

4. Процесс приватизации в электроэнергетике

 

Из 72 энергосистем России 20 считались избыточными, т.е. имели  мощность и выработку большую, чем  необходимо для удовлетворения потребности  региона. Во избежание территориального монополизма из большинства энергосистем были изъяты и переданы в уставной фонд РАО ТЭС мощностью 1000 МВт и выше, ГЭС мощностью 300 МВт и выше. Таким образом, в равные условия были поставлены почти все энергосистемы России — стали практически дефицитными, т.е. с потребностью большей, чем они могли удовлетворить.

Образованные АО передали в уставной фонд РАО большую часть своих акций. Крупные ГЭС и ТЭС были преобразованы в дочерние АО с передачей также акций в уставной фонд РАО. Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) передано в РАО без права приватизации. Кроме того, объединенные диспетчерские управления (ОДУ) также переданы РАО и представляют собой филиалы. Все проектные институты в НИИ преобразованы в АО без права приватизации и переданы РАО; строительные тресты акционированы с передачей контрольного пакета акций в траст РАО «ЕЭС России».

Формируемые в ходе реформы  компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах  деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие  профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной  сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО «Калугаэнерго». 

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных  компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную  регистрацию) первые три ОГК и  две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу  года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой  структуры всех тепловых ОГК и  ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".

Закончен процесс выделения  сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных  сетевых компаний.

В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО  РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и  розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок – "рынок на сутки вперед" (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.

Таким образом, в ходе реформы  исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

Целевая структура отрасли:

4.1 Приватизация электроэнергетики  в условиях переходной экономики.

Информация о работе Реформирование электроэнергетики в РФ