Реформа электроэнергетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:55, доклад

Краткое описание

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Файлы: 1 файл

Целевая структура отрасли.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Эксперт по проблемам  энергетики Виктор Кудрявый в сентябре 2009 года писал, что дезинтеграция отрасли в результате реформы привела к повышенной аварийности. По его словам, «последние 10 лет российской электроэнергетики — сплошная череда аварий, подобных которым в советской электроэнергетике не было». Он напомнил о серии крупных аварий, в частности, о московском кризисе 2005 года. Оценивая текущее положение отрасли, Кудрявый отметил: «Саяно-Шушенская авария, произошедшая в, казалось бы, самом надёжном секторе генерации, лишь усиливает тревогу. Это не оставляет никаких иллюзий безаварийной работы в будущем». Кудрявый вновь критически оценил реформу РАО ЕЭС и предложил «изменить уставы всех вновь образованных компаний, назвав основной целью общества не получение прибыли, а обеспечение надёжного энергоснабжения потребителей».[27]

К субъектам, предоставляющим услуги на ФОРЭМ, относятся:

  • системный оператор ФОРЭМ — ОАО «ЦДУ ЕЭС России», выполняющее свои функции совместно с ОДУ — структурными подразделениями РАО «ЕЭС России»;
  • оператор торговой системы ФОРЭМ — Департамент РДЦ ФОРЭМ РАО «ЕЭС России»;
  • концерн «Росэнергоатом» (услуги по организации участия атомных электростанций в работе ФОРЭМ и услуги по организации развития и безопасного функционирования атомных электростанций).

К субъектам, предоставляющим услуги на ФОРЭМ  также относятся компании по распределению электроэнергии, включая АО-энерго, другие распределительные сетевые компании (присоединенные как к сетям РАО «ЕЭС России», так и к сетям АО-энерго), оптовые покупатели-перепродавцы.

Основными положениями формирования оптового рынка предусмотрена организация оператора экспорта электрической энергии и биржи электрической энергии.

Перечень  субъектов ФОРЭМ ежегодно устанавливается  Правительством Российской Федерации  по предложению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.

Оплата  услуг РАО «ЕЭС России» по организации  функционирования и развитию ЕЭС  осуществляется коммерческими организациями  — субъектами ФОРЭМ:

  • АО-энерго — субъектами ФОРЭМ;
  • покупателями ФОРЭМ;
  • коммерческими поставщиками ФОРЭМ при покупке ими электроэнергии (мощности) с ФОРЭМ для поставки конечным потребителям электроэнергии (мощности).

Тарифы  на электрическую  мощность, продаваемую/покупаемую на оптовом рынке устанавливаются Федеральной энергетической комиссией.

Субъекты  ФОРЭМ обеспечивают соблюдение технологических требований по надежному функционированию единой энергосистемы:

  • поддержание установленных нормативов качества электроэнергии (по частоте и напряжению) в нормальном режиме работы;
  • сохранение устойчивости параллельной работы (для высших уровней ФОРЭМ) и надежности электроснабжения потребителей в утяжеленных режимах, устранение аварийных нарушений, восстановление нормального режима;
  • быстрая ликвидация аварийного режима, предотвращение каскадного развития аварийных нарушений.

Типы  договоров, действовавших в 1998 году на ФОРЭМ:

1. Основным  типом договоров являлись трехсторонние  договоры между субъектами ФОРЭМ  — Поставщиками, Покупателями и  Оператором ФОРЭМ. Кроме того  для АЭС действовали договоры  с участием Концерна «Росэнергоатом».

2. Прямые  договоры между Поставщиками и крупными Потребителями (с участием Оператора ФОРЭМ и Энергоснабжающей организациии), согласно которым Потребитель осуществляет платеж за потребленные электроэнергию и мощность непосредственно в адрес Поставщика, а за услуги по передаче электроэнергии от Поставщика до Потребителя — в адрес Энергоснабжающей организации.

3. Двухсторонние  договоры по типу:

  • агентских договоров — между Поставщиком и Оператором ФОРЭМ;
  • договоров поставки — между Оператором ФОРЭМ и Покупателем.

Направления финансовых потоков между субъектами ФОРЭМ осуществляются на основании плановой и фактической схем стоимости объемов купли-продажи электрической энергии (мощности) за расчетный период (месяц). Исходной базой для формирования схем платежей является директивный документ организатора ФОРЭМ — приказ РАО «ЕЭС России» от 25 сентября 1997 года № 292.

Основные  принципы организации  оптового рынка

1 сентября 2006 года постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» введена в действие новая модель оптового рынка электроэнергии и мощности переходного периода, получившая название НОРЭМ — новый оптовый рынок электроэнергии и мощности (в настоящее время употребительной является аббревиатура ОРЭМ). Эта модель предполагает существования трёх секторов торговли электроэнергией:

  • долгосрочных двусторонних договоров;
  • рынок на сутки вперёд (РСВ);
  • балансирующий рынок (БР).

На рынке  долгосрочных двусторонних договоров  торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым договорам (РД) и свободным  двусторонним договорам. В секторе регулируемых договоров Федеральная служба по тарифам устанавливает предельныетарифы на электроэнергию, поставляемую на оптовый рынок и покупаемую с рынка. Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам в рамках свободных двусторонних договоров и рынка «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый ОАО «Администратор торговой системы» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. При возникновении отклонений от запланированных на сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке.

В новой  модели рынка регулируемые договоры фактически заменили существовавший ранее  регулируемый сектор рынка электроэнергии. Одномоментная либерализация оптового рынка электроэнергии могла привести к существенным изменениям уровня цен на электроэнергию, влияющим на конкурентоспособность как потребителей, так и производителей электроэнергии. Поэтому либерализацию рынка предполагается проводить постепенно до 2011 года путем снижения объемов двухсторонних регулируемых договоров два раза в год. Предполагается, что с 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме будет поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам.

Оптовый рынок разделён на две ценовые зоны:

  • Европейская часть России и Урал;
  • Сибирь.

Территории  Российской Федерации, на которых по тем или иным причинам функционирование конкурентного рынка невозможно, отнесены к неценовым зонам (Архангельская область,Калининградская областьреспублика Коми были отнесены к первой неценовой зоне, Дальний Восток — ко второй неценовой зоне). Торговля электроэнергией в неценовых зонах осуществляется только по регулируемым ценам и имеет ряд особенностей. Есть перечень территорий РФ, на которых оптовый рынок отсутствует, т. н. изолированные территории. К ним относят КамчаткуСахалинРеспублику Саха (Якутию) (кроме Южно Якутского энергорайона),Магаданскую область. На данных территориях энергетические компании не разделены по видам бизнеса и организованы в АО.

Субъекты  оптового рынка

В состав субъектов оптового рынка[7] входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности — поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике», «Совет рынка», коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

По состоянию  на 30.06.2011 г. в реестр субъектов оптового рынка внесены: 60 генерирующих организаций, 132 гарантирующих поставщика, 125 энергосбытовых организаций, 45 крупных потребителей, 1 организация с экспортно-импортными функциями (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»), 4 инфраструктурные организации (ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», НП «Совет рынка», ОАО «АТС»). Для сравнения, по состоянию на 31.12.2007 г. в реестре субъектов оптового рынка были зарегистрированы среди гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций 71 и 32 организации соответственно[8].

     Основные  положения правил нового оптового рынка  электроэнергии (мощности)

 

     I. Субъектный состав нового оптового рынка электроэнергии (мощности)

  • С введением правил нового оптового рынка электроэнергии (мощности) (далее НОРЭМ) участники больше не разделяются на участников регулируемого сектора и участников сектора свободной торговли (далее – ССТ). Все, кто покупает/продает электроэнергию (мощность) в любом из секторов, являются участниками оптового рынка. При этом:
  • Участники, потребление которых ФСТ России включено в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на оптовом рынке (далее – плановый баланс), и для которых установлены соответствующие тарифы (покупатели в бывшем регулируемом секторе, а также новые участники оптового рынка, включаемые в пилотные проекты по заключению долгосрочных регулируемых договоров), покупают ВСЁ свое  потребление на НОРЭМ.
  • Участники бывшего ССТ, а также любые другие, отвечающие техническим требованиям НОРЭМ, не менее 85% (процент фиксируется до выхода потребителя на НОРЭМ) своего часового потребления 2006 и последующих годов (до решения проблемы перекрестного субсидирования) обязаны купить на розничном рынке у своей энергосбытовой компании. Оставшееся потребление они покупают на оптовом рынке. Такие потребители далее называются «частичными».

     Требование  по урегулированию проблемы перекрестного  субсидирования* как одно из существенных условий включения в плановый баланс и получения тарифов на оптовом рынке для новых потребителей/покупателей и (или) новых групп точек поставки потребления/поставки сохраняется. При этом для «частичных» участников получения тарифно-балансового решения ФСТ России не требуется.

     Группа  точек поставки (ГТП) может быть представлена на НОРЭМ только одним участником. При этом для регистрации ГТП по энергорайону (территории) участнику необходимо работать на розничном рынке по всему указанному энергорайону по публичным договорам купли-продажи (поставки) (после принятия правил розничного рынка – иметь статус гарантирующего поставщика). Все остальные участники регистрируют ГТП на границе балансовой принадлежности принадлежащих им энергопринимающих устройств (генерирующего оборудования) и (или) принадлежащих обслуживаемым участниками НОРЭМ конечным потребителям электроэнергии энергопринимающих устройств.

 

     II. Преобразование регулируемого  сектора ОРЭМ в  систему регулируемых  договоров (далее  - РД)

     Действующий регулируемый сектор преобразуется  в систему регулируемых договоров (РД) на поставку электрической энергии (мощности), ликвидирующую образование стоимостного (тарифного) небаланса в регулируемом секторе ОРЭМ.

     Функционирование  системы РД основывается на следующих  положениях:

     1. По РД продаются (покупаются) два  товара – электроэнергия и мощность.

     2. Основное условие РД - “take or pay”.  Поставщик обязан поставить договорной  объем электроэнергии (мощности) или  (только для электроэнергии) купить  на рынке – по конкурентным  ценам в рынке на сутки вперед  или по свободным двусторонним договорам. Покупатель обязан оплатить договорной объем вне зависимости от величины собственного планового потребления.

     3. РД заключаются покупателями  и поставщиками на основе стандартной  формы, утверждаемой НП «АТС»,  и являющейся приложением к  договору о присоединении к торговой системе НОРЭМ.

     Для выполнения принципов одностороннего изменения объемов электроэнергии по РД покупателями (см. раздел IV), организации финансовых расчетов по РД и контроля за их проведением, третьей стороной в РД становится НП «АТС» – не участвует в покупке (продаже) по РД и выполняет только инфраструктурные функции (без взимания дополнительной платы).

Информация о работе Реформа электроэнергетики