Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:55, доклад
Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.
Эксперт по проблемам энергетики Виктор Кудрявый в сентябре 2009 года писал, что дезинтеграция отрасли в результате реформы привела к повышенной аварийности. По его словам, «последние 10 лет российской электроэнергетики — сплошная череда аварий, подобных которым в советской электроэнергетике не было». Он напомнил о серии крупных аварий, в частности, о московском кризисе 2005 года. Оценивая текущее положение отрасли, Кудрявый отметил: «Саяно-Шушенская авария, произошедшая в, казалось бы, самом надёжном секторе генерации, лишь усиливает тревогу. Это не оставляет никаких иллюзий безаварийной работы в будущем». Кудрявый вновь критически оценил реформу РАО ЕЭС и предложил «изменить уставы всех вновь образованных компаний, назвав основной целью общества не получение прибыли, а обеспечение надёжного энергоснабжения потребителей».[27]
К субъектам, предоставляющим услуги на ФОРЭМ, относятся:
К субъектам, предоставляющим услуги на ФОРЭМ также относятся компании по распределению электроэнергии, включая АО-энерго, другие распределительные сетевые компании (присоединенные как к сетям РАО «ЕЭС России», так и к сетям АО-энерго), оптовые покупатели-перепродавцы.
Основными положениями формирования оптового рынка предусмотрена организация оператора экспорта электрической энергии и биржи электрической энергии.
Перечень
субъектов ФОРЭМ ежегодно устанавливается
Правительством Российской Федерации
по предложению Федеральной
Оплата услуг РАО «ЕЭС России» по организации функционирования и развитию ЕЭС осуществляется коммерческими организациями — субъектами ФОРЭМ:
Тарифы на электрическую мощность, продаваемую/покупаемую на оптовом рынке устанавливаются Федеральной энергетической комиссией.
Субъекты ФОРЭМ обеспечивают соблюдение технологических требований по надежному функционированию единой энергосистемы:
Типы договоров, действовавших в 1998 году на ФОРЭМ:
1. Основным
типом договоров являлись
2. Прямые договоры между Поставщиками и крупными Потребителями (с участием Оператора ФОРЭМ и Энергоснабжающей организациии), согласно которым Потребитель осуществляет платеж за потребленные электроэнергию и мощность непосредственно в адрес Поставщика, а за услуги по передаче электроэнергии от Поставщика до Потребителя — в адрес Энергоснабжающей организации.
3. Двухсторонние договоры по типу:
Направления финансовых потоков между субъектами ФОРЭМ осуществляются на основании плановой и фактической схем стоимости объемов купли-продажи электрической энергии (мощности) за расчетный период (месяц). Исходной базой для формирования схем платежей является директивный документ организатора ФОРЭМ — приказ РАО «ЕЭС России» от 25 сентября 1997 года № 292.
1 сентября 2006 года постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» введена в действие новая модель оптового рынка электроэнергии и мощности переходного периода, получившая название НОРЭМ — новый оптовый рынок электроэнергии и мощности (в настоящее время употребительной является аббревиатура ОРЭМ). Эта модель предполагает существования трёх секторов торговли электроэнергией:
На рынке долгосрочных двусторонних договоров торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым договорам (РД) и свободным двусторонним договорам. В секторе регулируемых договоров Федеральная служба по тарифам устанавливает предельныетарифы на электроэнергию, поставляемую на оптовый рынок и покупаемую с рынка. Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам в рамках свободных двусторонних договоров и рынка «на сутки вперед». В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Основой рынка «на сутки вперед» является проводимый ОАО «Администратор торговой системы» конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. При возникновении отклонений от запланированных на сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке.
В новой
модели рынка регулируемые договоры
фактически заменили существовавший ранее
регулируемый сектор рынка электроэнергии.
Одномоментная либерализация
Оптовый рынок разделён на две ценовые зоны:
Территории
Российской Федерации, на которых по
тем или иным причинам функционирование
конкурентного рынка
В состав субъектов оптового рынка[7] входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности — поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике», «Совет рынка», коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).
По состоянию на 30.06.2011 г. в реестр субъектов оптового рынка внесены: 60 генерирующих организаций, 132 гарантирующих поставщика, 125 энергосбытовых организаций, 45 крупных потребителей, 1 организация с экспортно-импортными функциями (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»), 4 инфраструктурные организации (ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», НП «Совет рынка», ОАО «АТС»). Для сравнения, по состоянию на 31.12.2007 г. в реестре субъектов оптового рынка были зарегистрированы среди гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций 71 и 32 организации соответственно[8].
Основные положения правил нового оптового рынка электроэнергии (мощности)
I. Субъектный состав нового оптового рынка электроэнергии (мощности)
Требование по урегулированию проблемы перекрестного субсидирования* как одно из существенных условий включения в плановый баланс и получения тарифов на оптовом рынке для новых потребителей/покупателей и (или) новых групп точек поставки потребления/поставки сохраняется. При этом для «частичных» участников получения тарифно-балансового решения ФСТ России не требуется.
Группа точек поставки (ГТП) может быть представлена на НОРЭМ только одним участником. При этом для регистрации ГТП по энергорайону (территории) участнику необходимо работать на розничном рынке по всему указанному энергорайону по публичным договорам купли-продажи (поставки) (после принятия правил розничного рынка – иметь статус гарантирующего поставщика). Все остальные участники регистрируют ГТП на границе балансовой принадлежности принадлежащих им энергопринимающих устройств (генерирующего оборудования) и (или) принадлежащих обслуживаемым участниками НОРЭМ конечным потребителям электроэнергии энергопринимающих устройств.
II. Преобразование регулируемого сектора ОРЭМ в систему регулируемых договоров (далее - РД)
Действующий регулируемый сектор преобразуется в систему регулируемых договоров (РД) на поставку электрической энергии (мощности), ликвидирующую образование стоимостного (тарифного) небаланса в регулируемом секторе ОРЭМ.
Функционирование системы РД основывается на следующих положениях:
1. По РД продаются (покупаются) два товара – электроэнергия и мощность.
2.
Основное условие РД - “take or pay”.
Поставщик обязан поставить
3.
РД заключаются покупателями
и поставщиками на основе
Для
выполнения принципов одностороннего
изменения объемов