Реформа электроэнергетики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:55, доклад

Краткое описание

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Файлы: 1 файл

Целевая структура отрасли.doc

— 157.50 Кб (Скачать)
Целевая структура отрасли

Формируемые в  ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и  другие) и контролирующие соответствующие  профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Так, магистральные  сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных  компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную  регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс  реформирования охватил большинство  АО-энерго, причем значительная их часть  к концу года была разделена. В  этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

В декабре 2007 –  январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".

Закончен процесс  выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы  все 56 магистральных сетевых компаний.

В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО  РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила  работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок – "рынок на сутки вперед" (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.

Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

Критика

Деятельность  организации и её руководства неоднократно подвергались критике. Премьер-министр Виктор Зубков в марте 2008 года заявил, что РАО ЕЭС искусственно завышает тарифы за подключение к сетям предприятий малого бизнеса.[14]

Член совета директоров РАО ЕЭС Борис Фёдоров в 2000 году говорил, что реструктуризация РАО проводится в интересах менеджмента компании, а также аффилированных олигархических и политических структур, назвав Чубайса «самым плохим менеджером России».[15]

Одним из критиков деятельности РАО являлся редактор газеты «Промышленные ведомости», кандидат технических наук Моисей Гельман[16][17] Его газета выпустила серию критических статей[18]. В частности, по мнению Гельмана, авария на «Мосэнерго» явилась следствием реформы РАО ЕЭС.[19]

Бывший заместитель  министра энергетики России Виктор Кудрявый считает, что менеджмент компании работает крайне неэффективно:

Они строят мощности на Дальнем Востоке, чтобы продавать  энергию в Китай. При этом в  прошлом году только 20 % новых российских потребителей смогли подключиться к электросети. Это же колоссальный ущерб экономике страны! Ведь это значит, что 80 % новых предприятий либо вообще не получают электричество, либо получают его через пень-колоду. Президент Путин оценил этот ущерб в полтора триллиона рублей[20].

По его словам:

Есть много  способов завуалированного финансирования СПС со стороны РАО «ЕЭС». Это и представительские расходы, и другие всевозможные траты. Не зря же так называемые непроизводственные затраты РАО «ЕЭС» за последние семь лет выросли на 39 миллиардов. СПС можно с уверенностью считать одной из богатейших партий России. Полагаю, что Генеральной прокуратуре и Счетной палате следовало бы озаботиться финансовым состоянием СПС. Ведь во всем мире естественные монополии, каковой и является РАО «ЕЭС», жестко контролируются[20].

В 2002 году известный  российский экономист Андрей Илларионов назвал компанию «национальным позором»[21]:

Нет ни одной  российской компании, в которой бы цена акции за последние полтора  года упала бы на 60 процентов. Нет ни одной другой российской, так называемой, «голубой фишки». А за последние буквально полтора-два года рыночная капитализация компании упала аж в три раза фактически на 6 миллиардов $. А при потерях такого рода, в общем, в любой другой стране, в любой другой компании менеджмент автоматически покидает свои места. Потому что таким образом он демонстрирует удручающую некомпетентность и удручающий непрофессионализм. У нас есть единственная крупная компания, производительность труда в которой упала, и объемы производства сегодня меньше, чем в 98 году. Это РАО ЕЭС. Это единственная компания. Одновременно численность занятых там возросла.

Выступая на организованных Советом Федерации  парламентских слушаниях, Илларионов заявил, что считает разрушение вертикально-интегрированных компаний в электроэнергетике ошибкой. По его словам, цена электроэнергии в России «завышена относительно уровня жизни в стране, состояния самой электроэнергетики и даже относительно доли, которую занимает электроэнергетика в ВВП»[22]. В 2008 году Илларионов вновь подверг критике ход реформирования РАО, отметив однако, что благодаря противодействию планам Чубайса удалось не допустить «очередного этапа разворовывания государственной собственности в масштабах сопоставимых, а, возможно, и превосходящих „залоговые аукционы“» и «установления монопольного контроля над всеми электросетями страны». Илларионов отметил необоснованно высокие, по его мнению, зарплаты руководства компании, а также его склонность вести пиар-компании против критиков реформы (по выражению Илларионова, против оппонентов — миноритарных акционеров, губернаторов российских регионов, профессиональных энергетиков «разворачивались грязные информационные кампании» силами профессионалов их штата РАО ЕЭС и СПС).

Помимо прочего, Илларионов негативно оценил две  операции, проведённые РАО. По его  словам, в результате списания государственного долга в 3,5 млрд $ Чехии около 800 млн  путём сложных комбинаций были переведены на счета РАО. Кроме того, как говорил Илларионов, после проведения первоначального размещения акций энергокомпаний, выделенных из РАО, полученные средства переходили самим компаниям, а не государству:[23]

…если что-то продается, любой актив, то независимо от того, кто именно продает этот актив, выручка, получаемая от продажи, поступает собственнику продаваемого имущества, а не организатору продажи. Поскольку собственником государственных компаний является государство, то, естественно, при продаже акций государственных компаний полученные средства должны были бы поступать в государственный бюджет. Собственно, так это и происходит во всем мире… Суммарные средства, полученные от продажи энергоактивов РАО ЕЭС, достигли 700 млрд рублей, или около 30 млрд $. При том, что государству принадлежит чуть более половины акций РАО ЕЭС, за проданные активы оно должно было бы получить не менее 15 млрд $. Государство не получило ничего. Можно интересоваться технической схемой осуществления такой операции, а можно задуматься о том, какими должны были быть заслуги Чубайса перед режимом силовиков, если ему было позволено осуществить «сокращение» государственных активов на миллиарды долларов…

Председатель  Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой в 2002 году заявил, что существуют возможности снижения тарифов электроэнергетики как минимум на 30—40 % путём улучшения работы компании. Кутовой отметил, что у РАО наблюдаются высокие удельные расходы топлива, высокие потери в электросетях, а численность персонала выросла в 1,5 раза при падении энергопотребления за 10 лет[24].

В июле 2008 года в  редакционной статье журнала «Эксперт» говорилось, что реформа завершилась в опасный момент: не выстроены отношения между новыми субъектами, отсутствие надёжной государственной системы управления единой энергосистемой. При этом, как подчеркнул журнал, система «в технологическом плане пребывает в значительно худшем состоянии, чем до начала реформ»[25]:

В советское  время коэффициент использования установленной мощности ГРЭС превышал 70 %, сейчас он равен 42 % в Европейской России. Во многом падение пропускной способности произошло из-за устаревания сетевого хозяйства, что вместе с воровством, неэффективным управлением и некорректным учетом энергопотребления привело к тому, что с советских времен абсолютные потери в сетях выросли почти на 40 %.

[править]Оценки итогов реформирования РАО ЕЭС

В октябре 2008 года во время финансового кризиса некоммерческое партнёрство «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики», созданное для лоббирования интересов частных энергетических компаний, обратилось с просьбой о предоставлении кредита Внешэкономбанком на 50 млрд $ по льготной ставке (на уровне ставки рефинансирования Центробанка — 11 % годовых в рублях). Как отметил журнал «Эксперт»[26],

Совершенно очевидно, что заявление энергетиков свидетельствует  о полном провале энергетической реформы, проведенной Анатолием Чубайсом. Напомним, что официально провозглашенная цель реформы как раз и заключалась в том, чтобы, приватизировав по частям российскую теплоэнергетику, избавить госбюджет от необходимости тратить деньги на строительство новых генерирующих мощностей, однако сегодня нам демонстрируют совсем другой результат: единая энергосистема страны разрушена, тепловая генерация перешла в частные руки, топ-менеджеры РАО «ЕЭС России» стали легальными мультимиллионерами, а оплачивать строительство новой генерации опять должен бюджет, то есть налогоплательщик, — ведь из каких средств будет возвращаться кредит и оплачиваться проценты по нему, как не из тарифов, то есть из карманов граждан?

Информация о работе Реформа электроэнергетики