Расширение производства и оценка его эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование расширения производства и оценки его эффективности.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
•Определить сущность расширения производства;
•Дать понятие положительного, отрицательного эффекта масштаба производства.
•Теоретически рассмотреть особенности расширения производства.
•Дать определение минимально эффективного масштаба производства и концентрации производства.
•Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Колос»
•Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Колос»

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность расширения производства 5
1.1. Положительный и отрицательный эффекты расширения производства 5
1.2. Постоянная отдача от расширения производства 12
Глава 2. Особенности расширения производства 16
2.1. Минимально эффективный масштаб производства и структура отрасли 16
2.2. Концентрация производства 19
Глава 3. Расширение производства ОАО «Колос» 25
3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Колос» 25
3.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Колос» 27
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Расширение производства и оценка его эффективности.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

Фактическая эффективность  концентрации может быть лучше всего  выявлена на примере не всей отрасли, а отдельных отраслей, прежде всего  отраслей какого-то одного вида деятельности. Закономерность процесса концентрации производства обусловлена тем, что крупное предприятие имеет целый ряд преимуществ перед мелким.

Преимущества  крупных предприятий сводятся к  следующим основным моментам:

  • На крупном предприятии, как правило внедряется оборудование большой мощности, что дает большой экономический эффект, проявляющийся в удешевлении единицы мощности.
  • Укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации, способствую тем самым внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии, а также улучшению организации производства и труда.
  • Издержки предприятия, которые растут непропорционально росту объема производства, в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприятии.
  • Крупное производство позволяет более экономно использовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на единицу продукции в результате применения более совершенной техники и методов технологии производства.
  • На крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством, т.е. создание научно-исследовательских лабораторий, конструкторских бюро и т.д.

Наиболее важным показателем эффективности крупных предприятий является рост производительности труда. Производительность труда на крупных предприятиях по сравнению с небольшими в целом по отрасли выше в 7 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Расширение производства ОАО «Колос»

3.1. Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Колос»

Открытое   акционерное    общество   «Колос»,   именуемое в дальнейшем   «Общество», зарегистрировано Постановлением главы администрации г. Белгорода  № 81   от 21 января 1993 года, приводит учредительные документы в соответствие с Федеральным законом «Об акционерных обществах» в редакции от 7 августа 2001 года.

Открытое   акционерное  общество   «Колос»,  создано   в  порядке    приватизации государственных и  муниципальных предприятий и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий,  добровольных объединений государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года №721.

Основными целями деятельности Общества является расширение рынка товаров и услуг, а также  извлечение прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются: производство товаров народного потребления.

Организационная структура ОАО "Колос" выглядит следующим образом.

В состав управленческой структуры ОАО «Колос»  входят:

  • Генеральный директор является членом совета директоров. Руководители всех служб находятся в подчинении генерального директора, за исключением служб гл. инженера и коммерческого отдела. Заместитель директора по коммерции.
  • Главный инженер непосредственно руководит работой ремонтных и производственных служб.
  • Коммерческий отдел находится в подчинении зам. директора по коммерческой работе. Задачей данной службы является оптимизация хранения запасов и готовой продукции, повышение объема продаж.
  • Планово-экономический отдел. Организует и анализирует плановые и фактические показатели работы предприятия.
  • Бухгалтерская служба организует финансовый, налоговый и управленческий учет.
  • Отдел АСУ организует работу отделов и подразделений в единой информационной сети.
  • Отдел материально-технического снабжения организует процесс снабжения на предприятии.
  • Отдел кадров организует работу по движению персонала.
  • Юридический отдел.
  • Финансовый отдел. Обеспечение недорогого финансирования предприятия за счет внешних источников.              

В состав производственной структуры ОАО «Колос» входят:

  • производственные цеха.
  • обслуживающие цеха.

Предприятия имеет  среднесписочную численность персонала 812 человек, 71% из них составляют женщины. На предприятии «Колос» работает квалификационный персонал с высшим образованием 21%, со средним специальным 75%, со средним 4%. Коллектив предприятия можно охарактеризовать как сплоченный, с давними традициями взаимоотношений. Мотивация персонала основана на системе премирования и социальных пособиях. Так разработаны системы премирования для различных категорий персонала, максимально зависящие от особенностей трудовой деятельности конкретных категорий рабочих и служащих.

3.2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Колос»

С целью изучения хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Колос» следует провести анализ основных экономических показателей, представленных в табл. 1

Данные, отраженные в таблице, взяты из бухгалтерской  отчетности:

- бухгалтерский  баланс;

- отчет о  прибылях  и убытках;

Показатели хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Колос» за 2006-2008 годы (тыс. руб.)

Таблица  1

Показатели

Ед. изм.

2006

2007

2008

Абсолютное  отклонение

Темп роста, %

2008 к 2007

2008 к 2006

2008 к 2007

2008 к 2006

Выручка

тыс. руб.

             

а) в действующих  ценах

тыс. руб.

444121

497020

572064

75044

127943

115,1

129

б) в сопоставимых ценах

тыс. руб.

444121

444959,7

515837,7

18817,7

71716,7

103,8

116,2

Себестоимость

тыс. руб.

341893

379579

449355

69779

107462

118,4

131,4

Валовая прибыль

тыс. руб.

102228

117444

122709

5265

20481

104,5

120

Прибыль от продаж

тыс. руб.

70333

70782

63951

-6831

-6382

90,3

91

Издержки обращения

тыс. руб.

31895

46662

58758

12096

26863

125,9

184,2

Чистая прибыль

тыс. руб.

34502

30917

18494

-12423

-16008

59,8

53,6

Уровень издержек обращения

%

7,2

9,4

10,3

0,9

3,1

   

Рентабельность  продаж

%

15,9

14,2

11,2

-3,1

-4,7

   

Индекс цен

   

1,117

1,109

       



 

За период с 2006 по 2008 год выручка ОАО «Колос» как в действующих, так и в сопоставимых ценах увеличилась. Прирост выручки в сопоставимых ценах свидетельствует об увеличении физического объема производства и реализации продукции, связанного с увеличением масштабов производства, на 16,2 %. В 2008 году сумма выручки составила более 572 млн. рублей. Наблюдается увеличение себестоимости продукции в сумме (на 31,4 %). Негативным моментом является более высокий рост себестоимости  по сравнению с ростом выручки.

На протяжении всех трех лет финансовый результат  ОАО «Колос» в виде валовой  прибыли положительный и увеличивается. Так, в 2008 году ее сумма составила более 122 млн. рублей. Резкий рост суммы издержек обращения (более чем в 1,8 раза) привел к уменьшению суммы и уровня прибыли от продаж. Так, если в 2006 году ее сумма составляла 70 млн. рублей, то в 2008 году – почти 64 млн. рублей, то есть снизилась на 6 млн. рублей.

На основании  анализа общих издержек предприятия  можно построить график кривой средних долгосрочных издержек производства в зависимости от объемов производства ОАО «Колос» (рис. 4)

Рис. 4  Средние издержки ОАО «Колос» в долгосрочном периоде.

Динамика кривой долгосрочных издержек наглядно свидетельствует о том, что при увеличении масштаба производства ОАО «Колос» наблюдается непропорциональный рост издержек по отношению к объемам производства. Другими словами наблюдается отрицательный эффект масштабов производства.

Заключение

Из рассмотренного в курсовой работе конкретного примера и теории следует, что форма кривой долгосрочных средних издержек, зависящая от положительного и отрицательного эффектов масштаба, может иметь определяющее значение для структуры и уровня конкурентности данной отрасли. Является ли отрасль "конкурентной" (состоящей из относительно большого количества мелких фирм) или "концентрированной" (подчиненной господству нескольких крупных производителей), - в некоторых случаях зависит от применяемой в отрасли технологии и вытекающей отсюда формы кривой средних долгосрочных издержек. Однако, утверждая это, следует проявлять определенную осторожность, так как известно, что структура отрасли зависит не только от характерных для нее условий формирования уровня издержек. Пытаясь объяснить структуру той или иной отрасли, необходимо также принимать во внимание последствия государственной политики, географические границы рынка, компетенцию управленческого персонала и множество других факторов.

Увеличение  размеров предприятия ведёт улучшение  в развитие производства, однако из проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Колос» становится понятно, что чрезмерное укрупнение производства не является целесообразным. Существует граница, за пределами которой увеличение масштабов производства уже не вызывает улучшения экономических показателей и следовательно неэффективно.

 Строительство  крупных предприятий требует  больших капитальных вложений, длительных  сроков их создания и освоения. Крупные предприятия требуют  много рабочей силы, которая зачастую не может быть покрыта за счет местных ресурсов, а привлечение их из других районов связано с дополнительными затратами.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Управленческий учет: основы теории и практики. М.: КНОРУС, 2004-192 стр.
  2. Булатов А.С. Экономика– М.: Юристъ. 2001
  3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. -СПб.: Питер, 2003.
  4. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. - М.: Гном-Пресс, 2002.
  5. Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: МГТУ им. Баумана, 2002.
  6. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. М.: «Финансы и статистика», 2000г. – 160 стр.
  7. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб: Питер, 2003.
  8. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  9. Самуэльсон П. / Экономика.-М.:Бином-КноРус , - 2001.
  10. Сидорович А.В.  Курс экономической теории. - М.: ДИС, 2001.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.  - М.: Дело, 2002.
  12. Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования экономики.  –М. - 2001
  13. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: АСА, 2004.

 

 


Информация о работе Расширение производства и оценка его эффективности