Прожиточный минимум и его роль в установлении минимального уровня заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли прожиточного минимума в установлении минимального уровня заработной платы.
Задачи исследования:
- определение минимальных социальных стандартов;
- определение порядка установления прожиточного минимума;

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Минимальные социальные стандарты 4

Глава 2. Прожиточный минимум 10

Глава 3. Минимальный размер оплаты труда 13

Заключение 18

Библиографический список 19

Файлы: 1 файл

Прожиточный минимум и его роль в установлении минимального уровня заработной платы.docx

— 34.13 Кб (Скачать)

Прожиточный минимум и его роль в установлении минимального уровня заработной платы 

 

Содержание

 

Введение 3

 

Глава 1. Минимальные социальные стандарты 4

 

Глава 2. Прожиточный минимум 10

 

Глава 3. Минимальный размер оплаты труда 13

 

Заключение 18

 

Библиографический список 19

 

Список используемой литературы

  1. Национальная экономика (Под общ. ред. В.А. Шульги)  М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.
  2. Федеральный закон от 24.01.1997 г. N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"  

Введение

 

На любом историческом этапе  социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти  требования различаются в зависимости  от принадлежности человека к той  или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований определяет или

В самом общем виде понятие социального  стандарта характеризует сложившийся  уровень потребления тех или  иных благ, который признается большинством населения или представителей той  или иной общественной группы людей  приемлемым для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких  границ и документально не оформлены.

Наряду с этим социальные стандарты  могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке  социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении  социальных гарантий гражданам и  решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают  вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает  правила их применения.

Объектами  исследования выступают  прожиточный минимум и минимальный  уровень заработной платы как  важнейшие социальные нормативы.

Целью исследования является определение  роли прожиточного минимума в установлении минимального уровня заработной платы.

Задачи исследования:

- определение минимальных социальных стандартов;

- определение порядка установления прожиточного минимума;

- установление роли прожиточного  минимума в установлении минимального  уровня заработной платы.

 

 

 

Глава 1. Минимальные социальные стандарты 

 

Как инструмент регулирования процессов  социального развития, социальной поддержки  и социальной защиты населения в  новых рыночных условиях государственные  минимальные социальные стандарты  вводятся в практику хозяйствования федеральными законами «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным  кодексом Российской Федерации.

   В настоящее время работа  по созданию и принятию отдельных  отраслевых систем социальной  стандартизации проводится в  рамках подготовки следующих  федеральных законов РФ:

   — «О государственном  образовательном стандарте основного  общего образования»;

   —«О государственном страховании по временной нетрудоспособности, материнству и на случай смерти»;

   — «О здравоохранении  в Российской Федерации»;

   — «Об общих принципах,  критериях и условиях предоставления  социальных выплат и льгот,  разграничении источников их  финансирования»;

   — «О прожиточном минимуме  в Российской Федерации» и  др.

   Создание единой общенациональной  системы социальной стандартизации  выступает одним из важнейших  условий укрепления местного  самоуправления и федерализма  в нашей стране, средством роста  управляемости социальных процессов.  Формируется качественно новый  механизм государственной поддержки  отраслей социальной сферы, позволяющий  перейти от постатейного к по душевому финансированию расходов бюджетов всех уровней на социальные нужды.

   ГМСС — устанавливаемый  законом минимально необходимый  объем социальных гарантий (выражаемый  в нормах и нормативах социальной  защиты) предоставления населению  общественных социальных благ  и услуг, финансируемых из бюджетов всех уровней и государственных фондов социального назначения.

   Систему ГМСС составляют:

   — области и объекты  социальной стандартизации;

   — социальные нормы и  нормативы, определяющие минимально  необходимый уровень гарантий  социальной защиты населения;

   — технология разработки  и изменения стандартов;

   — научное, проектное  и статистическое обеспечение  разработки и реализации ГМСС;

   — организационные структуры  управления системой государственной  социальной стандартизации, включающие  органы исполнительной и представительной  власти РФ, субъектов РФ и органы  местного самоуправления.

   Поскольку ГМСС — это  социальные стандарты федерального  уровня, то их минимальный размер  постоянно (примерно раз в пять  лет) пересматривается в сторону  увеличения по мере роста ресурсных  возможностей экономики, направленных  на социальное развитие, социальную  поддержку и социальную защиту  населения. В субъектах РФ и  отдельных муниципальных образованиях  могут быть установлены региональные  и местные социальные стандарты,  превышающие уровень федеральных  ГМСС. Средства на эти цели  поступают не из федерального  бюджета, а из других источников (от спонсоров , зарубежной гуманитарной помощи и т. д.).

   Исходя из конституционных прав и социальных гарантий ГМСС применяются в области доходов населения, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в сфере образования, здравоохранения, культуры, в жилищно-коммунальной сфере и юридической помощи гражданам. Эти объекты и сферы в свою очередь определяют систему приоритетов федерального (РФ), регионального (субъектов РФ) и муниципального финансирования социальных процессов.

   Конституцией РФ не гарантируется  предоставление бесплатных и  льготных услуг туризма, физической  культуры, санаторно-курортного обслуживания  и организации досуга детей  и подростков, поэтому эти виды  услуг исключаются из числа  объектов ГМСС и предоставляются  населению исключительно на платной  основе.

   Поскольку состояние охраны  труда и техники безопасности  обусловлено действием производственных  факторов и зависит от качества  техники и технологии производства, они также не входят в систему  ГМСС, а соблюдение норм и нормативов  охраны труда и техники безопасности  осуществляется за счет собственных  средств предприятий и организаций. В тех отраслях экономики, которые содержатся за счет ассигнований из соответствующих бюджетов, затраты на эти цели включаются в общие нормативы финансового обеспечения ГМСС.

   В систему ГМСС не входят  также стандарты в области  охраны окружающей среды, так  как эта функция государственной  деятельности не относится к  сфере социальной политики. В  систему ГМСС не включаются  и показатели возмещения ущерба, нанесенного здоровью или имуществу  граждан экономическими правонарушениями.

   Становление системы ГМСС  в нашей стране осуществляется  на договорной основе, позволяющей  согласовывать возможности и  интересы личности, общества и  государства в лице органов  федеральной, региональной и муниципальной  власти.

   Сочетание этих возможностей  и интересов достижимо только  при соблюдении следующих основных  принципов.

   1. Доходы и расходы на  социальные нужды закрепляются  за бюджетами всех уровней  в соответствии с разграничением  полномочий органов власти и  с учетом переноса бремени  социальных расходов на соответствующие  уровни.

   2. Недопустимо строить систему  ГМСС, ориентируясь лишь на критический  уровень финансирования социальной  сферы и необходимость финансовой  поддержки малообеспеченных слоев  граждан.

   3. ГМСС и финансовые нормативы  должны устанавливаться не менее  чем на 5 лет, чтобы они определяли  среднесрочные и долгосрочные  направления государственной политики  в социальной сфере.

   4. Поэтапный переход к  полному финансированию ГМСС  по мере экономического роста  и увеличения финансовых возможностей  страны.

   5. Ежеквартальная индексация  в соответствии с ростом розничных  цен на потребительские товары  и тарифов на платные услуги  величины нормативов бюджетной  обеспеченности и реализации  ГМСС.

   6. Исключение какой-либо  территориальной дифференциации  ГМСС и нормативов финансового  их обеспечения при предоставлении  услуг образования, лечения и  диагностики, социального обслуживания. Это касается и номенклатуры  бесплатных услуг.

   7. Территориальная дифференциация  основной части ГМСС с выделением  однородных субъектов РФ по  социально-экономическому развитию  и природно-климатическим условиям.

   8. Использование в финансовом  обеспечении текущих затрат для  каждого субъекта РФ коэффициентов,  учитывающих кадровый и материальный  потенциал развития конкретных  отраслей социальной сферы регионов, среднюю величину ее учреждений  и густоту их сети.

   9. Введение региональных  социальных стандартов, дифференцированных  по отдельным категориям, функциональным  типам поселений, типичным муниципальным  образованиям.

   10. Установление некоторых  МГСС, дифференцированных по основным  социально-демографическим группам  населения регионов (трудоспособное  население, пенсионеры, дети), например, прожиточного минимума.

   Кроме того, должны неукоснительно  выполняться такие принципы, как:

   — общедоступность социальной  защиты, бесплатность и частичная  платность услуг вне зависимости  от социального статуса граждан,  уровня их доходов, пола, возраста  и места жительства;

   — целевое, адресное и  подушевое обеспечение ГМСС из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

   — заявительность граждан при назначении им социальных выплат и государственных пособий;

   — эффективность и экономность  использования финансовых, трудовых  и материальных ресурсов при  соблюдении ГМСС;

   — транспарентность (прозрачность) бюджетного и внебюджетного финансирования реализации ГМСС;

   — государственное регулирование  тарифов на частично платные  услуги;

   — гласность, т. е. обязательное  информирование населения через  средства массовой информации  о ГМСС, их разработке, утверждении,  применении и финансовом обеспечении,  а также открытость для общества  процедур рассмотрения и принятия  решений при формировании и  применении системы ГМСС.

   Набор ГМСС ограничивается  наиболее важными, обобщающими  долговременными показателями, к  которым относятся:

   — прожиточный минимум;

   — минимальные доходы  в виде минимального размера оплаты труда и др.;

   — номенклатура, перечни  и наборы бесплатных и льготных (частично платных) общедоступных  услуг, оказываемых населению  за счет финансирования из  бюджетной системы РФ;

   — контингенты населения,  имеющие право на получение  социальной помощи;

   — стандарты необходимых  требований и технологий предоставления  социальных услуг;

   — нормы обеспечения  населения социальными услугами  и соответствующими учреждениями;

   — нормы кадрового, материально-технического  и другого обеспечения учреждений  социального обслуживания населения.

   Основные МГСС дополняются стандартами материально-технического обеспечения учреждений социальной сферы. К этим стандартам относятся, например, нормы площади помещений, технического оснащения, нормы питания, обслуживания, личного инвентаря в учреждениях социального обслуживания населения, здравоохранения, просвещения и т. п. При разработке таких стандартов учитывается специфика деятельности отраслей социальной сферы и специфика обслуживаемого контингента (школьники, студенты, пенсионеры и т. д.). Например, нормы наполняемости классов общеобразовательных школ, нормы наполняемости студенческих групп, число посадочных мест в вагонах поездов и т. д.

Информация о работе Прожиточный минимум и его роль в установлении минимального уровня заработной платы