Производственное планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – научиться:

1.Обобщать показатели деятельности предприятий;
2.Выявлять тенденции развития;
3.Производить плановые расчеты объемов хозяйственной деятельности и финансовых результатов;
4.Производить расчеты потребности в экономических ресурсах;
5.Оценивать эффективность в хозяйственной деятельности предприятий;
6.Разрабатывать мероприятия по повышению эффективности работы и рациональному использованию ресурсов.

Оглавление

Введение

1.Теоретическая часть.........................................................................................5
1.Содержание плана производства предприятия……………………………5
2.Основные показатели плана производства………………………………..10
2. Расчетная часть..................................................................................................17

2.1 Исходные данные...........................................................................................17

2.2 Расчет себестоимости производства продукции..........................................19

2.3 Расчет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия……………. 23

2.4 Расчет уровня рентабельности производства и капитала............................28

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

эо контр дом.docx

— 259.52 Кб (Скачать)

            Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля хода их реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе производственной деятельности. 
 
 
 
 
 

1.2.Основные  показатели плана производства

           Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Важнейшим из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход.

          Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для предприятия или фирмы спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Коренное свойство спроса, как учит рыночная экономика, заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведет к возрастанию величины спроса. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, связь между цепной и величиной спроса, называется экономическим законом спроса, или кривой спроса.

          Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или кривая предложения, показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее – по низкой. Равновесие между величиной и ценой достигается в точке пересечения кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). В этой точке при равновесной цене совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению и покупке продукции.

           Равновесие определяет количество товара, которое покупатели хотят приобрести, а производители предложить при соответствующей рыночной цене, действующей в данное время. Когда цены достигают равновесной величины, они определяют такой объем товаров, что все потребители, которые хотят их покупать по рыночной цене, получают к ним свободный доступ. В то же время производителя, которые хотят продать свой продукт или услугу по данной цене, также могут легко найти покупателя для своих товаров. Таким образом, точка равновесия отражает планы производителей товаров и запросы потребителей, которые совпадают при действующих ценах и соответствующих объемах производства и продажи товаров и услуг.

          Объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени. При определении объемов выпуска конкретной продукции и включении ее в годовой план производства необходимо учитывать величину существующего спроса, темпы его роста, уровень рыночных цен, размеры получаемой прибыли, степень риска, влияние конкуренции, издержки производства, возможность снижения себестоимости единицы продукции и другие факторы и условия производства и сбыта изделий. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна  в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители продукции.

         Натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры, и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике диапазон их применения ограничен расчетами объемов выпуска только одной продукции.

           Трудовые измерители являются универсальными и наиболее распространены на производстве. Они характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени. Эти измерители являются базой технико-экономического, социально-трудового, оперативно-производственного и многих других видов внутрифирменного планирования.

           Стоимостные нормативы характеризуют объем производства продукции в денежном измерении. Они позволяют на единой ценовой основе сопоставлять, анализировать, суммировать объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать существующий уровень изменения рыночных цен при планировании и измерении объемов выпущенной в разное время продукции.

            Поэтому сейчас в ходе планирования производства продукции предприятию предпочтительнее применять натуральные и трудовые нормативы, от которых легко перейти к стоимостному измерению объема продукции, планируемой или выпущенной в соответствующем периоде времени.

         Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства. Новой в мировом промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение одного – трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих зарубежных промышленных фирмах задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж.

              Планирование производства новой конкурентоспособной продукции должно обеспечивать высокий доход всем предприятиям и фирмам. Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей, и в первую очередь оценочных или экономических.

     Основными задачами оперативно-производственного  планирования является обеспечение: выполнения плана выпуска готовой продукции  с целью наиболее полного удовлетворения нужд потребителей, при равномерной  работе каждого рабочего места и  равномерном выпуске продукции  участком, цехом и заводом в  целом: наиболее полного и эффективного использования оборудования, рабочих, и других видов ресурсов, максимального  сокращения длительности производственного  цикла и объема незавершенного производства.

     Производственное  планирование состоит из двух этапов.

     Первый  этап - разработка оперативных планов и графиков изготовления и выпуска  продукции - называется оперативно-календарным  планированием.

     Второй  этап - непрерывный оперативный учет, контроль и регулирование выполнения оперативных планов или хода производства - получил название диспетчирования.

     Основные  функции оперативно-производственного  планирования:

  1. разработка календарно-плановых нормативов;
  2. составление месячных и внутримесячных оперативных программ для цехов;

     3. учет выполнения оперативных  программ;

     4. контроль за бесперебойным обеспечением  цехов всем необходимым для  выполнения программ;

     5. составление месячных заданий  для участников;

     6. составление заданий для участников  на короткие отрезки времени  (декады, недели, пятидневки, сутки и  смены);

     7. учет выполнения заданий;

     8. оперативный учет, контроль и регулирование выполнения заданий участниками.

     Главным ориентиром в оперативном планировании и регулировании производства должно быть не только быстрое и своевременное  устранение выявленных отклонений, но и создание необходимых условий  для выполнения, с учетом рыночного  спроса, планов-графиков выпуска и  продажи продукции потребителям. Это будет способствовать получению  предприятием высоких экономических  результатов.

        Одной из самых распространенных, важных и наиболее сложных функций  оперативного планирования является распределение  работ по рабочим местам.

     С одной стороны, распределение работ  по рабочим местам является заключительным процессом планового управления производством; с другой стороны, число  возможных вариантов распределения  работ по рабочим местам очень  велико. Если распределяется число  работ M по количеству взаимозаменяемых рабочих мест N, то общее число возможных вариантов распределений Bр равно:

     Вр = MN.

        Распределение работ  по рабочим местам осуществляется поэтапно: в цехах, затем на участках и, наконец, в бригадах. Основная задача распределения  – обеспечение полного и четкого  выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной  работы предприятия, его цехов, участков, бригад и рабочих.

     Более сложным является распределение  работ на серийных, мелкосерийных  и единичных производствах ввиду  необходимости учета различной  индивидуальной производительности действующего оборудования и труда рабочих, так  как одну и ту же работу рабочие  одной и той же профессии, даже имея одинаковый квалификационный разряд, с помощью различных технических  средств выполняют за разное время. Объясняется это тем, что производительность рабочего места определяется множеством факторов, включая профессиональные навыки и индивидуальные способности  рабочих, исправность оборудования, наличие инструмента и т.д.

     Очевидно, что каждый из MN возможных вариантов распределения будет отличаться от любого другого как величиной суммарных трудовых и денежных затрат, так и промежутком времени (длительность цикла), в течение которого будут выполняться работы. Очевидно, что оптимальный вариант распределения по критерию максимальной производительности может быть получен только при использовании экономико-математических методов, т.е. при объективном распределении работ по рабочим местам с использованием соответствующих моделей, выверенных норм и нормативов.

     Производственная  мощность – это максимально возможный  годовой объем выпуска продукции, при заданных номенклатуре и ассортименте и с учетом наилучшего использования  всех имеющихся на предприятии ресурсов.

     Производственная  мощность, как правило, определяется по мощности основных цехов или ведущего оборудования и находится по формуле:

        где,

     М – производственная мощность, выраженная в натуральных единицах;

     tЭ максимально возможный годовой фонд времени работы одной машины 
N – количество однотипного ведущего оборудования   
Тед. норма времени на производство единицы продукции (трудоемкость изготовления одной единицы продукции).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Расчетная часть 

      2.1  Исходные данные

      Таблица 1 - Исходные данные.

Обозначения Ед. измерения    
  №
Обозначения Ед. измерения  
     
млрд.

ден.ед.

124 14.
млн.

ден.ед.

1220
2.
% 11,3 15.
% +0,7
3.
Чел 732 16.
млн.

ден.ед.

32150
4.
% +1.1 17.
млн.

ден.ед.

33700
5.
Чел 472 18.
% 41,5
6.
Чел 463 19.
млн.

ден.нд.

17050
7.
Чел 723 20.
% 8,4
8.
Дн 280

------

271

21.
% 11,0
9.
Час 7.2

-----

6.3

22.
млн.

ден.ед.

1050
10.
млн. ден.ед. 36850 23.
млн.

ден.ед.

860
11.
млн.

ден.ед.

36970      
12.
млн.

ден.ед.

605
13.
млн.

ден.ед.

3380

Информация о работе Производственное планирование на предприятии