Политическая
деятельность, как исторически сложившийся
вид общественной деятельности,
не является застывшим образованием.
Она подвержена противоречивым изменениям.
Предметом политической деятельности
являются проблемы жизнедеятельности
людей, владения государственной (политической)
властью и участия в ее осуществлении,
определение перспектив и направлений
общественного движения, управление общественно-политическими,
социально-экономическими процессами
общества.
Современное политологическое
определение сводит воедино очевидные
составляющие и функции политической
деятельности: "Политическая деятельность
- специфическая профессиональная
и непрофессиональная (общественная) деятельность
в различных областях государства и общества.
Социальную основу этой деятельности
составляют интересы и потребности различных
социальных групп и слоев, национальных
образований, а ее сердцевину - проблема
власти, отношения по поводу власти: либо
ее удержание и сохранение, либо ее реформирование
и коренное преобразование, которые могут
осуществляться различными способами.
Политическая деятельность может оказывать
прогрессивное воздействие на общество,
способствовать сохранению гражданского
мира и согласия, но может и дестабилизировать
обстановку, вызывать конфронтацию и вражду"
.
Исследование сущности политической
деятельности позволяет сделать
вывод о том, что политика
многомерный феномен, проявляющийся
в двух постоянно взаимодействующих измерениях:
объективном и субъективном. При рассмотрении
политики как деятельности есть все основания
признать ее и наукой, и искусством управления
(государством, людьми), выстраивания отношений,
реализации интересов, а также завоевания,
удержания, использования политической
власти и проведения линии поведения субъекта
политики. Политика при этом выступает
для субъекта деятельности как "призвание
и профессия" .
Политика, как "искусство
управления людьми" с момента
своего возникновения одними воспринималась
как инструмент утверждения справедливости,
другими ее отрицания. В первых попытках
научного осмысления феномена политики
фиксируется эгоистический характер политического
поведения. Несмотря на некоторое размежевание
взглядов, для ранних мыслителей общей
была трактовка биологической природы
политики, корни которой в эгоистической
сущности человека. Ссылки на иррациональность
человеческой природы, как на фактор формирования
политики, и положение о том, что основа
политического поведения определяется
биологической природой индивида, встречаются
и в современной западной политологии,
основанием которой является психологическая
концепция бихевиоризма.
Альтернативой биологизации
политики выступал и выступает
диалектико-материалистический подход,
раскрывающий социальную сущность политики.
В целом же трактовкам
сущности политики, предшествовавшим
современному этапу мирового
общественного устройства, была
присуща, с одной стороны, абсолютизация
психологического подхода, что привело
к биологизации политики, отсутствию определенных
методов в изучении "социального поля"
вокруг власти, воздействующего на субъект
политики и определяющего результаты
его деятельности. С другой стороны, раскрытие
сущности феномена политика только через
"социальное", привело к недооценке
психологического аспекта политики, что
значительно обеднило возможности познания
политической деятельности, как особого
вида человеческой деятельности.
Золотая середина, по всей
видимости, - это сочетание психологического
и социального в политике. Именно такую
возможность и дает нам социальная психология
или, как уточняет Дилигенский, социально-политическая
психология. Дилигенский, выделяя социально-политическую
отрасль в психологии, ставит задачу собрать
и возможности систематизировать те социально-психологические
знания, объектом которых являются взаимоотношения
и взаимосвязи человека и общества. При
этом понятие "общество" трактуется
как совокупность многообразных отношений
между людьми в границах определенного
национально-государственного или цивилизационно-исторического
пространства. Он подчеркивает, что ни
одна из существующих дисциплин не рассматривает
макросоциальный уровень психологических
отношений и процессов как особую сферу
психической жизни людей, тогда как работы
в этом направлении ведутся с разных сторон,
и их общая цель давно уже осознана научной
мыслью. Обобщенно эта цель состоит в "познании
психической жизни людей одновременно
как продукта и движущей силы функционирования
и развития общества" .
В свою очередь психическую
жизнь людей как продукт и
движущую силу функционирования
общества, можно назвать политической
деятельностью личности, так как,
во-первых, здесь имеются в виду
только те психические процессы,
которые связаны с политикой
и возникают только в связи с ней. И, во-вторых,
политическая деятельность (как одна из
составляющих политики) является, с одной
стороны, реакцией на внешние условия,
вводные, ситуацию - то есть, продуктом;
с другой стороны, сама создает эти вводные,
новые условия и таким образом становится
движущей силой функционирования общества,
так как вынуждает общество считаться
с ней.
Рассматривая политическую
деятельность мы имеем ввиду
всю (любую) деятельность на
определенной ограниченной территории,
которая так или иначе определяет
стратегию развития этой территории, управление,
ее внутренние и внешние связи. На выше
указанные процессы влияют прежде всего
субъекты экономической деятельности,
крупные социальные группы, в которые
входит большая часть населения (это могут
быть, например, бюджетники; или такие
профессиональные группы как шахтеры,
нефтяники, военные; либо мигранты, определенные
национальные группы) - это зависит от
специализации региона или других его
особенностей.
В политической психологии
рассматривают политику как многомерный
континуум, в котором можно выделить систему,
процесс, совокупность детерминант, моделируемых
политических связей и отношений (политические
игры), систему ценностей, область субъектной
самореализации человека и интегративный
социально-психологический феномен.
Политика в рамках политической
психологии предстает как совокупность
отношений между большими социальными
группами (макрогруппами): этносами, нациями,
сословиями, классами, конфессиональными
общностями, партиями, государственными
образованиями и т.д. Соответственно политическими
можно считать действия, в которых практически
воплощаются формальные или неформальные
межгрупповые отношения. При этом сфера
политической активности включает огромное
разнообразие социальных событий - от
индивидуального лидерства до государственного
регулирования жизнедеятельности общества,
публичных акций, гражданских и международных
взаимоотношений, конфликтов, войн и т.п.
Политическая деятельность
дифференцируется на теоретическую
и практическую. Являясь относительно
самостоятельными, они взаимообусловлены.
Политическая теория приобретает действенность
и эффективность тогда, когда опирается
на практический опыт масс и совпадает
с их потребностями и интересами. Отличительной
чертой научного знания, которое работает
с социумом, является описание актуальных
общественных процессов или, как это еще
называют, - развитие науки обусловливает
социальный заказ. Это логично, так как
было бы странно, если бы ученые занимались
неактуальными вопросами. Так, например,
в XIX веке внимание психологов привлекли
массовые стихийные формы политического
поведения (стихийные бунты, демонстрации,
паника, поведение толпы), что было связано
с усиливающимся революционным движением
во многих странах. В середине XX века изучаются
межгрупповые и внутригрупповые феномены
- в историческом плане это корреспондирует
с войнами, в том числе и с холодной войной,
"железным занавесом" и т.п. (понятия
"Мы", "Они", др. социально-психологические
феномены). Во второй половине ХХ века
психология приступила к исследованию
тех факторов, которые мотивируют включение
человека в политику и участие в ее различных
формах. Сам факт такого направления деятельности
уже говорит о многом - это связано с объективными
процессами исторического и общественного
развития, является их отражением и подчеркивает
их. И это означает, что именно сейчас,
как никогда раньше растет "роль личности
в истории" - роль каждой личности.
Политическая деятельность, имея
социально-психологическое основание,
не может осуществляться отдельным
индивидом вне социальных групп, без взаимодействия
с другими людьми, вне контекста (наличной
социальной ситуации - социально-экономических
условий, внутренней и внешней политики).
Политическая деятельность, учитывая
развитие технического и экономического
прогресса, прежде всего относится к системе
"человек-человек", так как именно
во взаимодействии людей рождается стратегическое
направление политической деятельности,
ее ориентиры и способы реализации (как
социальные, так и чисто технические).
В настоящее время круг субъектов политической
деятельности сильно расширился. Это связано
и с социально-экономическими преобразованиями,
и с социально-технологической организацией
жизни, и, одновременно, с изменениями
в нормативно-правовой системе государства.
На эффективность политической
деятельности, которая, по сути, является
деятельностью по преобразованию,
развитию и укреплению государственной
власти, государства и общества,
очень большое влияние оказывает
количественный и качественный
состав людей, участвующих в политической
деятельности. Рассматривая политику
как деятельность, главным аргументом
выдвигается то, что политику делают люди,
следовательно, их поступки и есть главный
объект изучения. При изучении политики
на основе реализации деятельностного
подхода, который предложили С.Л.Рубинштейн,
А.Н.Леонтьев и другие отечественные психологи
выстраивается стройная система деятельности
субъектов политики. Многие авторы отмечают,
что "в современном демократическом
обществе не только профессионалы, но
все дееспособные граждане включены в
политический процесс, являются его неотъемлемой
частью", и далее: "…роль рядовых
граждан в политике неизмеримо возросла"
.
Таким образом происходит
признание политики в качестве
неотъемлемой части человеческой
жизни и "области субъектной самореализации
человека" (идея была выдвинута еще
Аристотелем).
Может существовать большое
количество различных задач, форм,
типов, видов и направлений
политической деятельности, а также
способов, методов, технологий и
механизмов ее осуществления. Общим
для всех них будет являться наличие субъектов
политической деятельности, взаимодействия
и взаимосвязи между ними, обусловленных
определенными отношениями; наличие объекта
и предмета политической деятельности,
ее целей и задач.
Происходящие на планете процессы
вынуждаю постоянно "уточнять" понятие
политики и все корреспондирующие с ним.
Это связано с динамикой развития отдельных
государств, где создаются эти определения,
и тенденциями общемирового развития
в целом. И сейчас мы, конечно, уже не можем
сказать, что государство - это только
"аппарат угнетения одного класса другим"
и т.п. В настоящее время на первый план
выходят интересы личности, каждого конкретного
человека. Но это уже следствие, так как
"любая социальная перемена происходит
лишь тогда, когда появляется возможность
выразить сложившиеся культурные установки
в существующих категориях рыночной экономики"
. Изменения в первую очередь отражаются
на способах общественного производства
и потребления, принципах социально-технологической
организации и образе жизни, которые оказывают
большое влияние на политическую деятельность
и политическую жизнь в целом.
В настоящее
время основные тенденции в
соотношении секторов общественного
производства неуклонно приближают
социальную организацию к типу постиндустриального
общества. В двух словах - это новый принцип
социально-технологической организации
жизни, вытесняющий индустриальную систему,
точно так же, как она сама вытеснила когда-то
аграрную. По мнению Даниела Белла, выдающегося
американского социолога, основателя
концепции постиндустриального общества,
(которая долго находилась под запретом
в Советском Союзе по причине её явного
несоответствия теории научного коммунизма),
постиндустриальные тенденции не заменяют
прежние социальные формы как некие "стадии"
общественного развития. Они часто сосуществуют,
усложняя общество и природу его социальной
структуры.
Отличительные
черты постиндустриального общества
- это деятельность, связанная в
первую очередь с обработкой
данных, управлением и информацией. Ключевая
роль принадлежит информации и скорости,
увеличивается значение информации как
товара. Реорганизация экономики и переход
к новым высокотехнологичным специальным
производствам с высокой добавленной
стоимостью. Постиндустриальные перемены
связаны с кодификацией теоретического
знания, что делает науку отличительной
чертой этого общества. Это образ жизни,
который во всё возрастающей степени сводится
к "взаимодействию людей друг с другом".
Общество основано на услугах. Причем
широкое распространение получают новые
виды услуг - гуманитарные (образование,
здравоохранение, социальные службы) и
профессиональные услуги (анализ и планирование,
дизайн, программирование и т.д.) . Очевидно
растет роль человеческого фактора, человека
как личности, индивидуальности и субъекта
деятельности. То же происходит и в политической
сфере.
По данным
"Регионального общественного
центра интернет-технологий" (РОЦИТ,
февраль 2001 г.) , в настоящее время
тенденции развития российской
экономики уже во многом сопоставимы
с мировыми. Если раньше мы были во многом
уникальны (происходящие в стране процессы
не подчинялись никаким общемировым тенденциям
и закономерностям), то в течение последних
трех лет ситуация стремительно меняется
на противоположную. Сейчас уже можно
говорить о России как о части мирового
сообщества не только в политической жизни,
но и в социально-экономическом развитии.
Современная Россия занимает всё более
прочные позиции в мировом сообществе,
повышается уровень жизни населения и
потребительский спрос. Соответственно,
все тенденции мирового развития применимы
и к России.
Завершение
двадцатого века отмечено увеличением
внимания к исследованию интересов
личности, общества и государства,
что послужило основанием для
складывания еще одной важной
парадигмы социальных перемен - концепции
безопасности, получившей признание во
многих странах мира, в том числе в России.
Главный акцент в этой парадигме состоит
в том, что основанием желательных социальных
изменений (и политической деятельности)
считается гарантированная защита интересов
- человека, семьи, общества и государства.
Интересы личности, интересы общества,
интересы государства стали ядром Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации, а их совокупность определила
стратегию национальных интересов России
во всех сферах жизнеобеспечения и безопасности
. Это, безусловно, находит свое отражение
и в практической политической деятельности,
становится ее главным приоритетом и отражается
в нормативно-правовых актах. В целом более
трети Конституции РФ посвящено правам
и свободам человека и гражданина и способам
их реализации, защите личных и частных
интересов.