Программы, цели и тенденции деятельности управления предприятий и корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:13, реферат

Краткое описание

Политика (греч. politikē — государственные или общественные дела от греч. πόλις — государство)[2] определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Файлы: 1 файл

Политика.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Программы, цели и тенденции деятельности управления предприятий и корпораций.

Политика — общее руководство  для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем  установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика (греч. politikē — государственные  или общественные дела от греч. πόλις  — государство)[2] определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. πόλις) — самоорганизация  городской общины (включая прилегающие  владения), которая конституировала  себя в качестве политической формации, общности,- особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствование системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформированная в полисах, где сосредотачивалась  управленческая элита и различные  сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функции стратегов.

В современную эпоху политика стала  похожа больше не на управление, а на манипуляции с сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле политика — определенная часть, программа или направление  такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для  реализации определенных интересов  для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Научное изучение политики ведется  в рамках политологии

4.2. Сущность политики: основные  теоретические подходы

 

Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики:

      1. Исторически первое  определение политики как управления  обществом актуально и в современной  политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.

      2. Субстанциональный  подход, указывая на сущность  политики, подчеркивает ее прямую  связь с властью. Политика - это  либо управление с использованием  власти, либо борьба за завоевание  и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает".

      3. Институционный  подход делает акцент на организации,  в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства,  использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

      4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть2. Именно это определение политики мы в дальнейшем будем использовать как рабочее.

      5. Телеологический  подход трактует политику как  особую форму человеческого существования,  связанную с целедостижением  и организацией. Подобная трактовка  расширяет границы политики, т.к.  целеполагание есть в любой  сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента.

      Столь непохожие  определения политики по-разному  решают вопрос о значимости  политики в жизни общества.

Итак, назначение (функции) политики заключается  в следующем:

политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп;

политика призвана обеспечивать урегулированность  и порядок социальных процессов  и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда4;

политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного  развития. Инновация проявляется  в обосновании и реализации новых  моделей развития;

политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.

Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом  обстоятельств:

опасностью для общества случайных  и непредсказуемых явлений, которые могут быть детерминированы природным фактором, действиями других стран, эгоистическими интересами индивидов и групп, непродуманными решениями политиков;

необходимостью более рационального  производства и сбережения материальных и духовных ценностей; потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения.

   Политика имеет сложную,  многомерную структуру. Политика  может быть рассмотрена на  уровне ее субъектов. Субъектами  политики выступают различные  социальные группы.

Политика - явление многоаспектное, что позволяет выделять ее различные  виды.

      1. Так, в зависимости  от сферы общества, в которой  политика представлена своей  регулирующей функцией, выделяют  экономическую, социальную, национальную, научно-техническую, экологическую, культурную и военную политику.

      2. По масштабу  она может быть внутренней  и внешней. В зависимости от  приоритетности говорят о политике  нейтральной, "открытых дверей", национального примирения, компромиссов.

      3. По содержанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно-обоснованную и волюнтаристскую политику.

      4. По субъектам политики, т.е. в  зависимости от того, кто ее  осуществляет, она может выступать  политикой государства, мирового  сообщества, политикой партии, политикой общественных организаций, политикой банка или фирмы и др.

1.1. Субъекты  политической деятельности - сущность  и классификация

 

 Любая  деятельность представляет собой  целеустремленную активность, реализующую  потребности субъекта. Как общественно-историческая категория деятельность представляет собой специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

 

 Деятельность  включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Ее неотъемлемая характеристика осознанность. Деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Целостное понимание деятельности заключается в ее предметности. А.Н.Леонтьев рассматривает предметную деятельность как систему, включенную в структуру отношений общества, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Предмет деятельности через свою побудительную и направляющую деятельность функцию становится ее мотивом.

 

 Политическая  деятельность постоянно изменяется, трансформируется, как и любая человеческая деятельность. Ей присущи все характеристики деятельности как категории. Основной, или конституирующей, характеристикой деятель-ности является ее предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и от-ношениям независимого от нее объективного мира. Предметность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные свойства предметов, среди которых действует субъект. Предметность политической деятельности заключается в тех преобразованиях, которые посредством нее осуществляются в государстве и обществе. На предметность политической деятельности влияют те конкретно-исторические условия, в которых она осуществляется. Предметность отражается во взглядах на политическую деятельность, в трудах ученых, в практической политической деятельности.

 

 Деятельность  выступает как процесс, в котором  осуществляются взаимопереходы  субъект-объект.

 

 Различают  объект деятельности и субъект деятельности. Ключевым в этом отличие является то, что субъект - это прежде всего носитель активности, источник преобразования, целеполагающее существо (индивид или группа). Тогда как объект - фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта, взаимосвязанного с ней. Это применимо, безусловно, и к политической деятельности. Чаще всего как объектом, так и субъектом политической деятельности являются люди, то есть участники политической деятельности. Кроме того, объектами политической деятельности могут быть общественные явления, процессы, ситуации, факты. В политической деятельности объектно-субъектная взаимосвязь представляет собой органическое единство: ведь человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения также выступают одновременно и как объекты политической деятельности, и как ее субъекты. При этом соотношение субъекта и объекта в политике и политической деятельности в разные периоды и с различных точек зрения неодинаково.

 

 Политика неотделима от человеческого общества, его прошлого, настоящего и будущего. Историческое развитие общественно-правовой мысли, опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрированно представлен историей политических и правовых учений. Это наследие оказывает существенное воздействие на эволюцию политического знания и практического опыта политической деятельности. Генезис феномена "политика", принципы разработки методологии политической деятельности, сложившиеся на разных этапах исторического развития общества, являются исходной теоретико-методологической базой политических концепций отечественных и зарубежных ученых.

 

 В античной  общественной мысли политика, "самая  главная из всех наук и искусств", утвердилась как "искусство управления людьми" . Об этом свидетельствует и этимология слова. Политическая мудрость древних гласила, что счастливая жизнь народа должна быть обеспечена справедливым правлением. Овладение искусством политики доступно "исключительным" людям. Управление государством (политическая деятельность) удел избранных, способных превзойти своих граждан добродетелями, умом, моральными качествами. В "Диалогах" Платона политика рассматривается как идеология "избранных", которым "сила дарует право" , которое есть "интерес более сильной партии" .

 

 Тезис  о том, что в борьбе за  политическую (государственную) власть  допустимы любые средства один  из самых древних и распространенных. Макиавелли, анализируя политические  нравы своего времени, пришел к выводу, что государи руководствуются в общественных делах не нормами нравственности, а соображениями политической целесообразности. Политика "пренебрегает нравственными правилами и считает всякое средство дозволенным", если оно ведет к желаемой цели . Не случайно Макиавелли пишет о необходимости "личины для государей", которые "должны обладать великим искусством притворства и одурачивания" .

 

 Изучение  современных зарубежных источников  свидетельствует о различном  понимании сущности политической  деятельности, так как основанием научных исследований служат разные методологические принципы, в основе которых разное понимание феномена политики. Используя методологию М.Вебера, некоторые исследователи сводят всю политическую систему к государству. Другие, согласно теории Т.Парсонса, рассматривают ее как совокупность лиц, выступающих в определенных ролях, или как совокупность индивидов и институтов, действующих совместно, чтобы найти решение проблемы. Американский политолог Г.Лассвел считает, что главное в политике распределение ценностей (власть, образование, богатство) среди людей, важно при этом определить, кто и что получает, когда и как.

 

 Существует  мнение, что политика - это сложный  механизм, включающий в себя массу  других явлений и процессов.  Главные составляющие политики - это политические отношения и политическая деятельность. При этом политические отношения образуют тело политики и реализуются через политическую деятельность. Политические отношения в свою очередь проистекают из общественных отношений и охватывают все взаимосвязи по поводу власти, господства и подчинения.

 

 Часть  российских исследователей-политологов  рассматривают политическую деятельность  как производную по отношению  к экономической, но сохраняющую  значительную самостоятельность  и предпочитают рассматривать политические вопросы преимущественно через призму проблем формирования, согласования и предъявления общественных интересов.

Информация о работе Программы, цели и тенденции деятельности управления предприятий и корпораций