Прибыль предприятия: формирование и распределение

Автор: Татьяна Назаренко, 06 Октября 2010 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.
Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Поэтому при новых условиях хозяйствования, перехода предприятий промышленности к рыночной экономике одним из важнейших показателей оценки эффективности их деятельности является прибыль - обобщающий качественный показатель эффективности хозяйствования. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.
Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. Прибыль рассматривается как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы — объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость — обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно — начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы.
Прибыль – объективная экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль – реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.
Курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ее исчисления. При этом ставятся следующие задачи: изучение сущности, видов и функций прибыли, показателей, используемых для расчета налогооблагаемой прибыли, направления использования прибыли, а также рассмотрение факторов, влияющих на рост прибыли.

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     Балансовая  прибыль является основой для определения величины налогооблагаемой прибыли.

     Для целей налогообложения прибыли  предприятий в соответствии с  законом Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и  организаций” рассчитывается показатель валовой прибыли, которая определяется на базе балансовой прибыли, но с учетом двух обстоятельств: при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества для целей налогообложения в сумму валовой прибыли включается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, причем эта стоимость увеличивается на индекс инфляции, официально утверждаемый в установленном порядке на данный период.

     Для целей исчисления облагаемой прибыли  валовая прибыль корректируется:

- увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной;

- уменьшается на сумму:

а) рентных  платежей, вносимых в бюджет в установленном  порядке;

б) доходов, полученным по акциям, облигациям и  другим ценным бумагам, принадлежащим  предприятию;

в) дохода долевого участия в деятельности других предприятий;

г) прибыли  от производства и реализации произведенной  сельскохозяйственной продукции;

д) прибыли от страховой деятельности и осуществления банковских операций и сделок;

е) доходов  от видеосалонов, проведения концертных мероприятий, от посреднической деятельности.

     При определении прибыли, облагаемой налогом, из валовой прибыли исключается  сумма отчислений в резервные и другие аналогичные по назначению фонды, формируемые предприятиями.

     По  мере получения прибыли предприятие  использует ее в соответствии с действующим  законодательством государства  и учредительными документами предприятия. В настоящее время прибыль (доход) предприятия используется в следующем порядке:

      1) уплачивается в бюджет налог  на прибыль (доход);

      2) производятся отчисления в резервный  фонд;

      3) образуются фонды и резервы,  предусмотренные учредительными  документами предприятия.

     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) является преобладающей в составе общей прибыли.

     Финансовый  результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов  и затратами на производство и реализации этой продукции (работ, услуг), включаемыми в себестоимость продукции и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли. (Коммерческие расходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо).

     Первое, что необходимо учесть при определении финансового результата - это принятый учетной политикой предприятия метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

     Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров. В соответствии с НК РФ часть 2 для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств на счета учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в кассу, либо по мере отгрузки товаров (выполнение работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов).

     При определении выручки по моменту  оплаты, отгруженная, но неоплаченная продукция не учитывается при  определении выручки, полученной в  отчетном периоде (то есть по строке 010 формы №2 называется выручка по оплаченной продукции)/16/.

Поскольку прибыль, полученная предприятием за отчетный период, является объектом налогообложения для исчисления соответствующего налога, необходимо четко представлять себе механизм ее определения.

     Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, определен разделом II «Положения о составе затрат».

     Поскольку при формировании финансовых результатов  от реализации продукции (работ, услуг)  и, как следствие, налогооблагаемой базы, существенное влияние может  оказать определение себестоимости, и поэтому требующие наиболее тщательного исполнения, является определение себестоимости продукции для целей налогообложения.

     Основным  документом, регулирующим вопросы определения  себестоимости, является «Положение о  составе затрат» по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552, согласно которому себестоимость продукции  (работ,  услуг)  представляет  собой  стоимостную  оценку  используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию этой продукции (включая расходы, связанные с ее сбытом, за исключением внереализационных расходов).

     Любая ошибка в формировании себестоимости  продукции (в том числе и чисто  бухгалтерская) в конечном итоге, как правило,  приводит к неверному формированию финансового результата, а значит, и налогооблагаемой прибыли. В некоторых случаях это может привести и к неверному исчислению иных налогов (НДС, налога на пользователей автодорог (от выручки), налог на имущество).

     При формировании себестоимости  необходимо руководствоваться перечнями затрат, установленными действующими нормативными документами.

     Затраты, которые можно включать в себестоимость  продукции, в соответствии с НК РФ часть 2 в себестоимость продукции (работ, услуг) – это затраты непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг).

     Затраты, входящие в себестоимость, по экономическому содержанию  можно сгруппировать  по следующим элементам:

- затраты,  непосредственно связанные с  производством продукции

(работ,  услуг), обусловленные технологией  и организацией

производства, включая материальные затраты;

- затраты  на оплату труда;

- отчисления  на социальные нужды (отчисления  во внебюджетные

фонды);

- амортизация  основных фондов;

- прочие  затраты.

     В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

- расходы  по контролю производственных  процессов и качества

выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе ее эксплуатации;

- затраты на подготовку и освоение производства;

- затраты,  связанные с управлением производством;

- затраты   по содержанию аппарата управления;

- затраты,  связанные с использованием услуг  связи;

-затраты на командировки, связанные с производственной        деятельностью;

- представительские  расходы;

- оплата  консультационных, информационных  и аудиторских услуг;

- затраты  на обслуживание производственного  процесса: по обеспечению производства  сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и  другими средствами и предметами труда;

- затраты  на содержание служебного автотранспорта  и компенсации за использование  для служебных поездок личных  легковых автомобилей;

- затраты  по обеспечению нормальных условий  труда и техники безопасности;

- затраты,  связанные с подготовкой и переподготовкой кадров: выплата работникам организации средней заработной платы по основному месту работы во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

- затраты,  связанные со сбытом продукции (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), расходы на рекламу;

- затраты  по оплате процентов за кредиты;

- другие  виды затрат, включаемые в себестоимость  продукции (работ, услуг) в соответствии  с  постановлением Правительства РФ от 05.08.92  №552 (в ред. последующих изменений и дополнений).

     При этом следует учитывать, что на затраты  производства организации  относят  все расходы возмещаемые покупателями и заказчиками, но для целей налогообложения  затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов в пределах установленных законодательством.

     В себестоимость приобретенной продукции  включаются: стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы.

     Момент  учета затрат по производству и реализации продукции в целях налогообложения  прибыли совпадает с моментом учета выручки от реализации этой продукции.

     Для обобщения информации о процессе реализации продукции (работ, услуг), а  также определения финансовых результатов  от этой операции  предназначен счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». По кредиту этого счета отражается - суммы, предъявленные покупателю для оплаты по отпускным ценам (выручка), а по  дебету счета 46 отражается полная фактическая себестоимость реализованной продукции, налоги и отчисления.

     Путем сопоставления оборотов кредита  и дебета счета 46 получают финансовый результат от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Если кредит счета 46 окажется выше, чем дебет, то предприятием получена прибыль, которая в конце месяца полностью списывается на синтетический счет 80 «Прибыли и убытки».

     Если  кредит счета 46 окажется меньше, чем дебет, это означает, что получен убыток.

     Прибыль от прочей реализации  представляет собой прибыль, полученную от реализации основных фондов и другого имущества, нематериальных активов. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.

     Прибыль от прочей реализации включает финансовые результаты (прибыль, убыток) от реализации продукции, работ, услуг подсобных  и обслуживающих производств, а  также от реализации покупных товарно-материальных ценностей. К прочей реализации предприятия относятся не включаемые в объем реализуемой продукции основной деятельности работы и услуги непромышленного характера, в том числе по капитальному ремонту и  по капитальному строительству; услуги транспортных хозяйств; реализация покупной теплоэнергии, пара; а также полученных со стороны полуфабрикатов, не подвергшихся обработке и монтажу.

     Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества определяется, как разница между продажной ценой и остаточной (или первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества увеличенной на  индекс инфляции устанавливаемой РФ.

При этом остаточная стоимость применяется  к имуществу (основные фонды, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы) по которому исчисляется  износ, а по прочему имуществу учитывается первоначальная стоимость.

<

Информация о работе Прибыль предприятия: формирование и распределение