Прибыль предприятия: формирование и распределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку и с затратами на производство и реализацию продукции, предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.

Файлы: 1 файл

К.Р.- эк.орг.doc

— 93.00 Кб (Скачать)


Прибыль предприятия: формирование и распределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку и с затратами на производство и реализацию продукции,  предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка. Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг. В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют свою деятельность и перспективы развития исходя из разработанных ими хозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товаров и услуг. Незаменимым показателем при текущем планировании производства, а также при определении финансового положения предприятия является показатель рентабельности. Долгие годы в марксистской экономической литературе прибыль рассматривали как часть стоимости прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства. В странах с развитой рыночной экономикой чаще всего прибыль рассматривают, во-первых, как «безусловный» доход от факторов производства; во-вторых, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность; в-третьих, как монопольный доход.

Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.

Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.

Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.

 

Глава 1. Прибыль предприятия: понятие, виды и функции

 

Прибыль – это основная часть денежных накоплений, создаваемая предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

С экономической точки зрения прибыль – разница между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разница между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью предпринимательской деятельности. Получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют общественные потребности. Предприятию необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая соответствовала бы платежеспособным потребностям. Приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т. е. когда оно работает с прибылью. Таким образом, прибыль, являясь непосредственной целью производства, характеризует одновременно результат его деятельности. Если предприятие не получает прибыли, оно вынуждено уйти из сферы производства, признать себя банкротом.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций:

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли означает, что все расходы покрываются с избытком доходами.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

 

На каждом предприятие формируется четыре основных показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Основными показателями прибыли являются:

общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);

валовая прибыль;

прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

прибыль от финансовой деятельности;

прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;

налогооблагаемая прибыль;

чистая прибыль.

 

Глава 2. Формирование прибыли

                      Управление формированием прибыли

Достижение  высоких  результатов   работы   предприятия   предполагает управление процессом формирования, распределения  и  использования  прибыли. Управление включает анализ  прибыли,  ее  планирование  и  постоянный  поиск возможностей увеличения прибыли.

Экономическая  прибыль  -  важнейшая  стадия  работы,   предшествующая планированию   и  прогнозированию    финансовых    ресурсов    предприятия, эффективного  их  использования.  Результаты  анализа  служат  основой   для принятия  управленческих  решений  на  уровне  руководства  предприятием   и являются исходным материалом дня работы финансовых менеджеров.

В задачи анализа финансовых результатов входят

• оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;

• изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;

• выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;

• анализ показателей рентабельности;

• выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста  чистой  прибыли  представляет  значительный интерес.  Результаты  анализа  могут  свидетельствовать  о  снижении  темпов прироста чистой прибыли по сравнению  с  балансовой,  и  наоборот.  Полезную информацию можно почерпнуть  из  анализа  динамики  доли  чистой  прибыли  в балансовой.  Если  доля  чистой  прибыли  растет,  это  свидетельствует   об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия  в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

Прибыль от реализации  продукции,  работ,  услуг  занимает  наибольший удельный  вес  в  структуре  балансовой  прибыли  предприятия.  Ее  величина формируется  под  воздействием   трех   основных   факторов:   себестоимости продукции,  объема  реализации  и  уровня  действующих  цен  на  реализуемую продукцию.  Важнейшим  из  них  является  себестоимость.   Количественно   в структуре цены она занимает  значительный  удельный  вес,  поэтому  снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при  прочих  равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и  с  другой точки  зрения.  Снижение  затрат  в  масштабе  народного  хозяйства   страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом  и  отражает  положительные процессы в экономике.

На многих предприятиях существуют подразделения  экономических  служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости,  изыскивают  пути  ее снижения. Но в значительной  мере  эта  работа  обесценивается  инфляцией  и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы.  В  условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств  у  предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции  в  натуральном  выражении  при прочих  равных  условиях  ведет  к  росту   прибыли.   Возрастающие   объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут  достигаться  с  помощью капитальных вложений, что  требует  направления  прибыли  на  покупку  более производительного  оборудования,  освоение  новых   технологий,   расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий  затруднен  или  почти невозможен по причине инфляции,  роста  цен  и  недоступности  долгосрочного кредита.  Предприятия,  располагающие   средствами   и   возможностями   для проведения капитальных вложений,  реально  увеличивают  свою  прибыль,  если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не требует  капитальных  затрат  ускорение  оборачиваемости  оборотных средств, которое также ведет  к  росту  объемов  производства  и  реализации продукции.  Однако  инфляция  достаточно   быстро   обесценивает   оборотные средства, предприятиями  на  приобретение  сырья  и  топливно-энергетических ресурсов  направляется  все  большая  их  часть,  неплатежи  покупателей   и требуемая  предоплата  отвлекают  значительную  часть  средств  из   оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не  только  недостаток  оборотных средств  и  неустойчивое  финансовое  положение  предприятий,  но  и  низкая финансово-расчетная дисциплина,  недостатки  в  работе  банковской  системы, неразвитость вексельного обращения.

На величину прибыли от реализации продукции  влияет  состав  и  размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного  периода.  Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки  и  недополучению ожидаемой прибыли.

Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:

• часть готовой продукции закономерно оседает  на  складе  в  связи  с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке,  накопления до размеров транспортной партии, выписки  расчетных  документов.  Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно  быть предметом внимания финансовых  служб  предприятия:  возможно,  продукция  не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не  пользуется  спросом по другой причине.

• остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил,  могут образовываться при  применении  определенных  форм  расчета  за  отгруженную продукцию. Полная предоплата  отгружаемой  продукции  исключает  образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как  форма  расчетов имеет свои недостатки;

• часть  товаров  отгруженных  не  оплачена  в  срок  покупателем.  Не поступление выручки в этом случае практически не зависит  от  поставщика.  К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается,  но предприятию все же  следует  работать  в  направлении  получения  доходов  - прекратить  отгрузку  покупателю,  перевести  его  на  аккредитивную   форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей  с  покупателя  банку, оформить коммерческий кредит;

• продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа  может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.

Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль,  полученная от реализации основных фондов и иного  имущества  предприятия.  Если  раньше операции, связанные с  выбытием  основных  фондов,  не  оказывали  заметного влияния на  финансовые  результаты,  то  теперь,  когда  предприятия  вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего  и  неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее -  продать его или сдать в аренду. Другие  операции,  например  безвозмездная  передача основных  средств  предприятию,  не  относятся  на  балансовую  прибыль,   а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.

Финансовый результат от реализации иного имущества  предприятия  может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от  состава  и  продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то  следует исходить не столько из возможности получения  прибыли,  сколько  из  наличия запасов, которые из-за  изменения  экономической  конъюнктуры,  ассортимента выпускаемой продукции и по другим  причинам  оказываются  ненужными  или  по величине  превышают  уровень,  достаточный  для  запланированного   выпуска продукции.  Эта   работа   является   одним   из   направлений   финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться  на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше  продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в  ином  случае  предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот.

Прибыль может быть  получена  от  реализации  нематериальных  активов, имеющих  спрос  на  рынке.  Их  продажная  цена  определяется   способностью приносить доход.  Для  исчисления  прибыли  из  продажной  цены  исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с  учетом расходов по их доведению до состояния,  в  котором  они  способны  приносить доход.

Информация о работе Прибыль предприятия: формирование и распределение