Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а именно прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, путей повышения прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.
Введение
1. Финансово-экономические показатели деятельности предприятия
1.1 Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия
1.1.1 Экономическое содержание дохода и прибыли
1.1.2 Классификация доходов и расходов предприятия
1.1.3 Функции прибыли
1.1.4 Виды прибыли
1.1.5 Формирование и распределение прибыли
1.1.6 Факторы роста прибыли
1.2 Рентабельность как показатель экономической эффективности деятельности предприятия
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО
«Сибур – Волжский»
2.1 Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Сибур – Волжский»
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
ОАО «Сибур – Волжский»
Заключение
Список литературы
Приложения
В рыночной экономике прибыль — движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукций. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции. Это же положение относится и к технологиям, видам и сферам деятельности. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает либо не выдерживает конкурентной борьбы, и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается.
При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая жизненный цикл продукции (работ, услуг), предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли. Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и даже, при благоприятной крнъюнктуре, повысить его.
Повышение качества
продукции, дизайна, технические усовершенствования
и другие приемы поддержания спроса
на продукцию требуют
По отношению к
технологиям, видам и сферам деятельности
обновление приводит к диверсификации
производства, снижению производственных
издержек, внедрению новых ресурсосберегающих
технологий на более высоком научно-техническом
уровне [9,535-538].
1.2 Рентабельность как показатель экономической эффективности
деятельности предприятия
Для оценки эффективности
работы промышленного предприятия
недостаточно использовать только показатель
прибыли. Например, два предприятия
получают одинаковую прибыль, но имеют
различную стоимость
Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности [3, 235].
Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. А рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия [2, 434].
Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.
В мировой практике в условиях рыночной экономики показателем, близким по содержанию к рентабельности предприятия является норма прибыли — отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу[2, 434].
Различают следующие виды рентабельности:
1) общая рентабельность
рассчитывается по формуле 1.2.
Пб
R = ,
Ф
где: R – общая рентабельность
Пб – балансовая прибыль (убыток);
Ф – среднегодовая
стоимость основных
нематериальных
активов и материальных
Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).
Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.
Если исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше — убыточным, если равно единице — безубыточным [2,434].
2) рентабельность
реализованной продукции
Пр
R = ,
Z
где: R – рентабельность реализованной продукции;
Пр – прибыль
от реализации продукции (
Z – затраты на производство
продукции (полная ее себестоимость).
3) рентабельность
активов. Этот коэффициент
Рентабельность чистая прибыль (ф. №2)
активов =
(имущества) средняя
стоимость активов
(расчет по данным баланса)
Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.
Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.
Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:
- продажи или списания
неиспользуемого или
- снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;
- уменьшения дебиторской задолженности.
Рентабельность активов может быть интерпретирована как доход, который генерируется собственным и заемным капиталом, т.е. средствами, инвестированными в бизнес. Для проведения подобного анализа удобно представлять баланс в несколько модифицированном виде. В левой части подобного баланса находятся «чистые активы», т.е. долгосрочные (внеоборотные) активы за вычетом амортизации и чистый оборотный капитал. Величина последнего определяется как разность между оборотными активами и текущими обязательствами за вычетом краткосрочных займов [6, 52-53].
4) Рентабельность
собственного капитала показывает
эффективность использования средств,
принадлежащих собственникам предприятия.
Служит основным критерием при оценке
уровня котировки акций на бирже и рассчитывается
по формуле 1.2.4:
Рентабельность чистая прибыль (ф. №2)
собственного =
капитала источники
собственных средств
(итог раздела III пассива баланса)
5) Рентабельность
продаж (оборота) показывает, какую прибыль
имеет предприятие с каждого рубля реализованной
продукции, рассчитывается по формуле
1.2.5:
Рентабельность прибыль от реализации
продаж =
(оборота)
На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы. Основными факторами ее снижения являются:
- рост затрат на
производство и реализацию
- падение объемов реализации.
В первом случае тщательному
анализу необходимо подвергнуть
структуру затрат в себестоимости,
чтобы выявить причину ее роста.
В себестоимости продукции
- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;
- произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;
- проанализировать
прибыльность отдельных видов
продукции на основе
Во втором случае следует сосредоточить на маркетинговых факторах, а также качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия – производство, маркетинг и сбыт [6, 52].
6) рентабельность
инвестиций – способ оценки
«мастерства» управления
Рентабельность прибыль до налогообложения
инвестиций =
Валюта краткосрочные
баланса - обязательства
Любые расчеты нормы прибыли несут в себе те или иные допущения и условности. В идеале следует анализировать все доступные показатели нормы прибыли. Большинство их имеет сходную направленность изменений, которая обусловлена движением прибыли – наиболее подвижного компонента в формулах расчета рентабельности [10, 44].
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО
«Сибур – Волжский»
2.1 Анализ финансового состояния предприятия ОАО
«Сибур - Волжский»
Волжский завод синтетического волокна сдан в 1966 г. с пуском в работу потока по производству полиамидного корда. В 1968 г. пущена в эксплуатацию вторая очередь производства — мощности по производству полиамидного шелка. В 1975 г. введено в строй производство полиуретановой нити спандекс. В 1983 г. Волжский завод синтетического волокна преобразован в производственное объединение «Химволокно», на базе которого учреждено ОАО «Волжское Химволокно».
На основании решения
учредителя ОАО «Сибирско-Уральская
нефтегазохимическая компания» (АК
«Сибур») №1 от 25.09.2000г. образовано новое
предприятие ОАО «Сибур-
Предприятие расположено
в 8 км. От города Волжского. Общая площадь
предприятия — 74,26 га, площадь под
застройкой — 14,2 га. Производственные,
вспомогательные и бытовые
Среднесписочная численность работающих на 01.01.2000 г. составила 2302 человека.
В настоящее время ОАО «Сибур - Волжский» производит следующие виды продукции:
- нити полиамидные для кордной ткани и изделий – 25,9 т.т/ в год;
- в том числе кордной ткани 46 000 т. м2/ в год;
- нити текстильные
полиамидные комплексные,
- текстурированые полиамидные нити, используемые для производства колготок, чулочно-носочных изделий, трикотажа – 2,4 т.т/ в год;
- товары народного
потребления: веревки
Основными поставщиками сырья (капролактама), используемого в производстве, являются отечественные производители: