Предприятие, его понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 02:45, реферат

Краткое описание

Целью работы является описание предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, роста и падения предприятий малого бизнеса за последние годы. Классификация предприятий и их роль в экономике страны. Сравнение роли предприятий в нашей стране и в других странах мира. Роль малого бизнеса в современной экономике и преимущество малых предприятий в сфере сервиса.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………3
2. Предприятие………………………………...………….4
3. Классификация предприятий………...………………6
4. Преимущества малых предприятий в сфере сервиса……………………………………………………...10
5. Качественные параметры классификации предприятий……………………………………………...12
6. Заключение……………………………………………13
7. Список используемой литературы…………………14

Файлы: 1 файл

Реферат Предприятие понятие и классификация.проф.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

 

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

 

 

Кафедра экономики, учёта и финансов.

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по

ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Тема: Предприятие, его понятие и классификация.

 

 

 

Оценка:

Подпись преподавателя:

Дата:

 

 

 

Санкт-Петербург.

2012 г.

            

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………3

 

2. Предприятие………………………………...………….4

 

3. Классификация предприятий………...………………6

 

4. Преимущества      малых     предприятий     в   сфере сервиса……………………………………………………...10

 

5. Качественные     параметры     классификации предприятий……………………………………………...12

 

6. Заключение……………………………………………13

 

7. Список используемой литературы…………………14

                          

 

 

 

 

Введение.

   Данная работа рассматривает понятие и классификацию предприятия.                             Целью работы является описание предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, роста и падения предприятий малого бизнеса за последние годы. Классификация предприятий и их роль в экономике страны. Сравнение роли предприятий в нашей стране и в других странах мира. Роль малого бизнеса в современной экономике и преимущество малых предприятий в сфере сервиса.

       Экономическая деятельность может осуществляться различными субъектами  - индивидуальными лицами, семьей, государством и т.п., но основные производительные функции в экономике относятся к предприятию. С одной стороны, предприятие – сложная материально-технологическая и социальная система, обеспечивающая производство экономических благ. С другой стороны, это сама деятельность по организации производства различных товаров и услуг. Как система, производящая экономические блага, предприятие целостно и выступает в качестве самостоятельного воспроизводственного звена, относительно обособленного от других звеньев.  Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпущенной продукцией и полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других платежей.

Предприятие обычно рассматривается  как единство имущества, прав и обязанностей, а также отношений, сложившимися с другими предприятиями и  лицами. Что касается определения  предприятия как организационной  формы хозяйствования, господствующим является взгляд на него как на имущественно обособленную хозяйственную единицу, предназначенную для решения производственных задач, достижения поставленных хозяйственных целей и способную к само воспроизводству (обеспечению своего жизненного цикла).

Чтобы выделить предприятие из других форм организации деятельности, будем рассматривать его в дальнейшем как самостоятельный хозяйствующий субъект для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Таким образом, предприятие характеризуется особым целеполаганием (прежде всего, получением прибыли) и связанной с ним товарно-денежной формой процесса и результатов производства.

 

 

   Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

     Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ и в развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений, предприятие является самоорганизующимся и самовоспроизводящимся социально-производственным организмом, автономным центром производственных, хозяйственных и социальных решений.

   Из сказанного следует, что предприятия — это обособленные экономические структуры, что обусловливается товарным характером общественного производства. В силу обособленности предприятия самостоятельны:

  • в производственной деятельности (сколько, как и какие товары и услуги производить);
  • в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);
  • в распределении произведенного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление, и т.д.).

   Из выше изложенного следует, что предприятие — это основное звено экономики. Их эффективная работа — важнейшее условие успешного развития экономики страны.

   Предприятие представляет собой производственно-технологическое, организационное и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей (завод, фабрика, предприятие торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания), но может включать и несколько заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и т.д.).

   Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной практике используется понятие «фирма». Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий.

   Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения спроса покупателей на конкретные товары и услуги и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности системы, научно-технического прогресса, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, своей системы организации, своего маркетинга и своих форм хозяйствования.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала. В соответствии с критерием численности занятых, выделяют:

  • малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
  • средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);
  • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

   Однако есть и другие градации. Так, по нормам Европейского сообщества (1996 г.), распространенными (хотя и с немалыми вариациями) в современном мире, крупными предприятиями считаются те, на которых число занятых составляет более 250 человек; средними — от 50 до 249 человек; малыми — от 10 до 49 человек; сверхмалыми — от 1 до 9 человек.

   В странах Европейского сообщества (плюс Лихтенштейн, Исландия, Норвегия и Швейцария) на крупных предприятиях работает 34,2% от числа всех занятых; на средних предприятиях — 13,7%; на малых —9,0%; на сверхмалых —3,0%.

   В нашей стране действует Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г. и 21 марта 2002 г.). Малое предпринимательство может иметь место только на частном предприятии или на предприятии, в уставном капитале которого доля государственной и муниципальной собственности не превышает 25%.

   Согласно российскому закону, к малому предпринимательству относятся предприятия со следующими количественными показателями по числу работников:

  • промышленность, строительство, транспорт — 100 человек;
  • сельское хозяйство, научно-техническая сфера — 60 человек;
  • оптовая торговля — 50 человек;
  • розничная торговля и бытовое обслуживание — 30 человек;
  • остальные отрасли и другие виды деятельности — 50 человек.

   В начале российских реформ особые надежды были связаны с развитием малого предпринимательства, которое во многих странах является своеобразным мотором экономических преобразований. Реальное развитие малого бизнеса, к сожалению, пока не оправдало этих надежд.

   На I Всероссийском съезде представителей малых предприятий, состоявшемся в Москве в феврале 1996 г., отмечалось, что в России насчитывается около 900 тыс. малых предприятий, на которых занято 8,5 млн. человек, а с учетом вторичной занятости — 15,2 млн. человек. Основываясь на этих данных, специалисты предсказывали, что к 2000 г. число занятых в малом бизнесе с учетом вторичной занятости должно составить 27-30 млн. человек, в том числе постоянно занятых 12-15 млн. человек.

   Однако этого не произошло. В период проведения II Всероссийского съезда представителей малого бизнеса (октябрь 1999 г.) в России действовало 890 тыс. малых предприятий, что составило 30% общего числа российских предприятий. Доля малого бизнеса в общем объеме предпринимательской деятельности современной России составила примерно 10%.

    На сегодняшний день численность работников малых предприятий в России составляет чуть меньше 6 млн. человек. Из них 86% являются штатными сотрудниками, работающими здесь на постоянной основе, 9% — совместители, 5% работают по трудовым договорам.

    После дефолта 1998 г. произошли изменения в структуре малых предприятий: их число стало больше в таких сервисных отраслях, как связь, транспорт, материально-техническое снабжение и сбыт. Однако их стало меньше в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, в сферах культуры и искусства, науки. Говоря об относительно небольшой численности, о невысоких объемах работ малого бизнеса в сфере услуг и вместе с тем о внушительном потенциале развития в дальнейшем, необходимо учесть следующее. В российской экономике помимо малых предприятий (организационных структур, приобретающих административно-правовые параметры деятельности) к малому бизнесу относят также индивидуальных предпринимателей, которые трудятся без образования юридического лица. Сегодня большинство малых предприятий в российской сфере услуг представлено бизнесменами-одиночками. В некоторых регионах страны на начало XXI в. 80-95% предприятий малого бизнеса было представлено предпринимателями без образования юридического лица.

     По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, на тот же период не регистрировались до 50% малых фирм. Реальная занятость в малом бизнесе была выше официальной примерно на 70%, реальный фонд заработной платы превышал официальные показатели на 90%, а оборот занижался в среднем на 70%. В результате малые предприятия не доплачивали в бюджеты разных уровней примерно в 1,8-2 раза больше того, что вносили туда.

    Нежелание юридически фиксировать структуру малого бизнеса чаще всего вызывается следующими обстоятельствами:

  • сложностями регистрации;
  • трудностями административно-правового, информационного характера;
  • отсутствием квалифицированных кадров;
  • повышенным уровнем разнообразных рисков.

     Приведенные факты и цифры свидетельствуют о том, что малое предпринимательство  в сфере услуг пока существует у нас в недостаточных размерах, в простых организационно-правовых формах и лишь в отдельных секторах сервиса. Достигнув пика развития в 1997-1998 гг., малый бизнес затем пошел на спад. В настоящее время число занятых в нем практически не увеличивается.

     Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин «малое предприятие» характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие). Для сферы услуг характерными являются именно малые предприятия. Малые (а также сверхмалые) предприятия производят основной объем сервисных услуг почти во всех странах, что свидетельствует о важности данной формы организации в сфере услуг.

     Мировая статистика свидетельствует о том, что в среднем в разных странах малый бизнес дает до 50% национального продукта. В торговле на долю малого бизнеса приходится 65% частных компаний, в строительстве — 38%, в секторе бытовых услуг и досуга — 23%, в секторе деловых услуг — 13%, на транспорте и в коммунальных услугах — 10%.

   Малые производственные единицы чаще всего развиваются в сегментах личного обслуживания, включая предприятия отдыха и развлечений, гостиничного хозяйства, автосервиса, бытового обслуживания и др. Но в целом они занимают те ниши сервиса, которые невыгодны средним, крупным и сверхкрупным предприятиям, и прочно их удерживают. Поэтому при сжатии рынка крупные фирмы иногда терпят банкротство, а мелкие, казалось бы, более слабые, выживают, сохраняя свою специализацию (при исходном равенстве фирм в вопросах организации менеджмента и финансового состояния).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимущества  малых предприятий в сфере  сервиса:

  • не требуют больших капитальных вложений;
  • способны более динамично развиваться, ориентируясь на инновации и быстро меняющиеся запросы потребителей;
  • выступают важнейшим источником новых рабочих мест;
  • помогают проявить свою инициативу огромному числу людей, включая и новичков, так как предоставляют им обозримое поле деятельности, где ясно видна связь между разными процессами и явлениями;
  • позволяют работнику проявить многие свои способности, так как здесь весьма условно разделение труда, а сегментация и дифференциация трудовых операций минимальна.

Информация о работе Предприятие, его понятие и классификация