Предприятие - основное звено экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………............................................................................3
Глава 1. Сущность и характеристика деятельности предприятия………….......................................................5
1.1 Предпринимательство и предприятие………………….……………….........................................................5
1.2 Типы и классификация предприятий……………………………………..........................................................7
1.3 Объединения предприятий……………………………………………...............................................................16
Глава 2. Жизненный цикл предприятия…………………………………….................................................................20
2.1. Порядок создания нового предприятия………………………………..........................................................20
2.2. Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия……………..................................................22
2.3. Реорганизация предприятия…………………………………………….............................................................25
2.4. Ликвидация предприятия………………………………………………...............................................................27
Глава 3. Характеристика предприятия ООО «Радуга плюс»……………............................................................32
3.1 Хозяйственная деятельность предприятия ООО «Радуга плюс»…….................................................32
3.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Радуга плюс»..........................33
3.3 Оценка финансового состояния и деловой активности предприятия ООО «Радуга плюс»…………………35
Заключение…………………………………………………………………..............................................................................38
Список использованной литературы……………………………………….....................................................................40

Файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 69.75 Кб (Скачать)

   Синдикат - разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

   К  объединениям картельного типа  относятся также пулы. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыли участников пула поступают в "общий котел", а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции. [15, c.67]

   Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате.

  Концерн - союз, в который объединяются как отдельные предприятия, так и их объединения различных отраслей производства, при наличии одного ведущего направления на основе общей финансовой зависимости от головной компании.

   Концерн  обычно является производственным  объединением, в которое входят  предприятия разных отраслей. В  зависимости от этого концерны  имеют характер "вертикальных" или "горизонтальных" объединений.  Первый тип объединений охватывает  предприятия разных отраслей  промышленности, производственный  процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические  и машиностроительные), второй - предприятия  разных отраслей производств,  не связанных между собой. 

   Объединенные  в концерн предприятия остаются  юридическими лицами в форме  акционерных обществ или иных  хозяйственных объединений, но  имеют общее руководство, осуществляемое  головной компанией (холдингом).

   Основная  деятельность холдингов состоит:  в постоянном приобретении акционерного  капитала других фирм; в содержании  акционерных портфелей (контрольных  пакетов акций).

   Благодаря  обладанию контрольного пакета  акций холдинг - компания руководит  зависимыми фирмами: 

- обеспечивает  финансовую поддержку;

- определяет  стратегию инвестиций;

- координирует  направления развития в соответствии  с целями и задачами головного  общества. [7, c.61]

   Участие  холдинг - компании в акционерном  капитале других фирм приводит  к дальнейшему усложнению системы  участия. Ведущие компании не  только держат акции других  компаний, но и вынуждают последних  к закупке своих собственных  ценных бумаг. Таким образом,  зависимая фирма превращается  в общество, принимающее участие  в акционерном капитале основной  компании. Такая система усложняется  еще и тем, что материнская  компания приобретает акции не  только дочерних, но и внучатых  и правнучатых и т.д. компаний. В свою очередь последние также  покупают акции ведущего общества.    

   С  развитием системы участия холдинг  - компании по своим функциям  и характеру деятельности все  больше сближаются с банками.

  

  Диверсификация является современной формой концентрации производства и образования крупных фирм. Исторически процессу диверсификации предшествовало:

   1.Горизонтальная  интеграция - увеличение значения  крупных фирм внутри отрасли,  сосредоточение в их руках  все большей доли производства  в отрасли. Горизонтальная интеграция  характерна для начала ХХ в.

   2.Вертикальная  интеграция - проникновение крупных  фирм в другие отрасти, являющиеся  по отношению к их основной  отрасли последовательными ступенями производства. С 20-х годов ХХ в. по настоящее время вертикальная интеграция играет главенствующую роль в процессе концентрации и централизации капитала.

   Диверсификация - это проникновение крупных компаний в другие отрасли, не находящиеся в прямой производственной или функциональной связи с их отраслью. Процесс диверсификации получил наибольшее распространение после второй мировой войны.[8, c.158]

   На  сегодняшний день диверсификация - главное направление процесса  концентрации в Японии, где доля  вертикальных слияний составляет 14.2%, горизонтальных - 23,4%, диверсификационного  типа - 55%. В США на долю диверсификационных слияний и поглощений приходится около 65% их общего количества.[12, c.16] Диверсификация приводит к образованию концернов и конгломератов.

  

   Таким образом, предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

   Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий (например, налоговая политика, кредитная политика, политика государственной поддержки бизнеса и пр.).

   Объединения предприятий - по законодательству РФ предприятия могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения.

 

Глава 2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1. Порядок создания нового предприятия

 

       Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

   Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:

  • наличие неудовлетворенного спроса на продукцию;
  • наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;
  • уровень развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.

Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия  не будет пользоваться спросом, ему  грозит разорение. Такая продукция  остается нереализованной, а затраты  на ее изготовление неоплаченными.

Решение о формировании новых предприятий  принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства  и организации предприятия, закупки  достаточных запасов сырья, материалов, найма рабочей силы. На базе первоначальных вложений, израсходованных или предназначенных  на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия.

Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой  на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях –  за счет ассигнирований из бюджета. Кроме  того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи  акций и других ценных бумаг, а  также получить кредиты, погашаемые впоследствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также  от продажи лишнего имущества. [10, c.87]

Создание предприятия фиксируется  соответствующими документами. Прежде всего, оформляется основной документ – Устав предприятия.

Устав предприятия утверждается учредителями и вместе с заявкой учредителя регистрируется местными органами власти. После этого предприятие получает право на собственную печать и  открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим  лицом и не относится к категории  предприятия.

Если нет денег для создания предприятия, можно взять кредит в банке. Но получить его непросто – нужны гарантии, залог, а самое  главное, кредит надо возвращать с процентами. Предприниматель, создающий новое  предприятие, должен, прежде всего, иметь  полезную эффективную идею. Следующим  этапом должен быть расчет:

  • сколько и каких средств понадобится, чтобы начать дело;
  • какую сумму прибыли можно получать в год, начав дело.

Если расчеты показывают, что  реализация замысла способна принести хороший доход, надо искать партнеров  – людей, желающих работать или имеющих  средства для вложения в предпринимательское  дело.

Успех будет достигнут при хорошей  организации людей – для этого  нужно составить план работы, установить контроль исполнения, определить функции  каждого работника и расставить их по рабочим местам, то есть образовать механизм управления предприятием. [9, c.46]

Конструктивная идея, сплачивающая людей, и последующая организация  их работы заменяет отсутствующие денежные средства. Новая идея -  это не обязательно замысел нового товара или технологии. Это может быть и знание людей, владеющих денежными  ресурсами, которых можно объединить для общей выгоды, и знание спроса на какие-то товары или услуги, которые остаются невостребованными у тех, кто владеет этими товарами или может оказывать эти услуги, и знание технологии создания и регистрации предприятия и т.д.

Иначе говоря, хорошая идея – это  тоже ценность, которая способна приносить  доходы, но которая, однако, должна дополняться  деловой инициативой и упорной  работой над ее реализацией.

 

2.2.Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия

 

В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Внешним признаком несостоятельности  предприятия является приостановление  его текущих платежей, если предприятие  не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев  со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятельности. Формально же предприятие считается  несостоятельным по решению арбитражного суда или добровольной ликвидации со дня официального уведомления. [8, c.134]

Банкротство – это неизбежный спутник  рынка. Оно встречалось уже тогда, когда рыночные отношения только зарождались. Давно замечено, что  банкротство препятствует нормальному  развитию экономики, нарушает стабильность в стране, создает опасность бунтов и других форм неповиновения, в частности  порождает самосуды над неудавшимися предпринимателями. Вот почему с самых первых шагов здесь актуальную роль стало играть государство.

Правда, и само государство не отличалось гуманностью. Так, в древности римский  Закон XII таблиц закреплял право кредиторов разрубать на части тело несостоявшегося должника, средневековые германские законы призывали к немедленной казни этих должников. Законы Франции повелевали применять к банкротам телесные наказания, надевать на них ошейники и привязывать к позорному столбу. В Древней Руси поступали мягче: Русская Правда – старейший источник права – вводила такую санкцию: «бегство в чужую землю», имущество же должника распродавалось и распределялось между кредиторами. Уже тогда вводилась очередность возмещения долгов: первым по очереди был князь, за ним – иностранные купцы, а последними были местные жители. [5, c.76]

Еще дореволюционное российское законодательство различало три вида банкротства:

    • происходящие от несчастья (например, от пожара);
    • от небрежения и пороков (например, торговец не следил за движением товаров, кассой, проявлял халатность при хранении товаров);
    • от подлога (например, умышленно объявляет о своем банкротстве с целью отказа от требований кредиторов).

      Одним словом, и  тогда было понимание, что банкрот  – не всегда бесчестный человек.  И действительно, причины банкротства  могут быть самыми разными.  Укажем лишь на более распространенные.

  1. Неумение предпринимателя вести дело из-за отсутствия опыта. Плохое знание им потребностей рынка, неудачный выбор производимой продукции приводят к тому, что выпущенный товар никому не нужен и оседает мертвым грузом на складе.
  2. Плохие организаторские способности. Бывает так, что и предпринимательская идея хороша, и необходимые материалы имеются, но наладить эффективное производство не получается. Отсюда непомерные издержки производства, высокая себестоимость изделий и опять-таки их по дорогой цене никто не покупает.
  3. Несостоятельность партнеров, с которыми приходится иметь дело. Банк «лопается», переданные покупателям товары не оплачиваются, а изготовленные не выкупаются. В подобной ситуации может оказаться даже самый расчетливый хозяин.

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики