Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:37, реферат
Цель реферата – провести анализ правового регулирования оценочной деятельность.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить основные понятия и особенности оценочной деятельности;
2. Проанализировать государственное регулирование ответственности оценочной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………...4
1.1 РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОЦЕНКИ………………………………………………..5
1.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНЩИКА………………………………….10
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………14
2.1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………14
2.2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...20
– наличие определенных знаний;
– постоянное совершенствование знаний (что предполагает в том числе формирование баз рыночных данных);
– опыт работы;
– независимость и объективность;
– определенные личностные качества (например, пунктуальность в соблюдении сроков выполнения договора);
– активное участие в работе общественных организаций оценщиков.
Оценщик должен иметь высокий уровень общего образования и обширные знания во многих областях (строительство, экономика, юриспруденция, банковское и бухгалтерское дело и т.д.) [6. C.182].
Существуют различные требования к базовому образованию оценщиков. Например, в США для установления Институтом оценки профессиональной пригодности необходимо наличие образования на уровне университетского колледжа. В некоторых государствах требование наличия высшего образования отсутствует, во главу угла ставится опыт работы оценщика.
Для эффективного функционирования на рынке недвижимости оценщик должен постоянно собирать и формировать базы рыночных данных по совершаемым сделкам с недвижимостью и тенденциям изменения цен. Оценщик – это прежде всего аналитик, и успех его работы во многом зависит от информированности и умения прогнозировать изменения стоимости недвижимости.
Работу оценщика невозможно свести к механическим расчетам по известным методикам. Когда речь идет об исчислении величины поправок, учете местных условий, согласовании результатов оценки, оценщик полагается на собственное мнение, основанное на личном опыте. В развитых странах общепризнано, что профессионалом оценщик становится после трех-пяти лет практической деятельности.
Оценка бизнеса и недвижимости
должна быть независимой, и поэтому
оценщик может находиться в договорных
отношениях только с одной из сторон
сделки с оцениваемым объектом. В
соответствии со стандартами оценки
специалист в отчете удостоверяет,
что не имеет и не будет иметь
в будущем интереса в оцениваемом
имуществе. Гонорар оценщика не должен
зависеть от стоимости этого имущества.
В случае оказания давления на оценщика
в плане занижения или
Имея базовое образование,
оценщик должен регулярно посещать
курсы и семинары, проводимые общественными
организациями оценщиков и
На начальном этапе
становления рынка
Стабилизация экономики тесно связана с инвестициями и предполагает широкое применение в практике оценки доходного метода и глубоких знаний в областях ипотечно-инвестиционного анализа, капитализации дохода, дисконтирования и др.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 27 ноября 1996 г. № 11 утверждена квалификационная характеристика по должности «Оценщик (эксперт по оценке имущества)». В приложении к данному документу сформулированы общие требования к объему знаний эксперта по оценке имущества. В частности, он должен владеть методическими приемами определения величины стоимости отдельных объектов гражданских прав, в том числе на основе таких подходов, как затратный, доходный, сравнительный.
Образовательные требования
к оценщикам постоянно
Спорным представляется позиция законодателя об отмене лицензирования оценочной деятельности с одновременным ужесточением ответственности оценщика – он несет полную имущественную ответственность (ст.24.6 ФЗ «Об оценочной деятельности»).
Контроль в этой сфере
представляется необходимым. Обеспечивается
он теперь саморегулируемыми
Среди них немаловажным является вопрос ответственности оценщиков за результаты их деятельности по оценке, так как риск совершения оценщиком ошибки или упущения при осуществлении своих профессиональных обязанностей является достаточно высоким. Ущерб, нанесенный оценщиком своим клиентам, может исчисляться крупными суммами [2. C.24].
Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков призван гарантировать выплаты по обязательствам саморегулируемой организации оценщиков, а также по обязательствам ее членов. Законодатель оговаривается, что размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю не может превышать шестисот тысяч рублей. Таким образом, ответственность носит ограничительный характер, в виде указания на предельную сумму.
Вызывает непонимание цель создания компенсационного фонда как предназначенного и достаточного для покрытия любых убытков, в частности при возникновении убытков по результатам оценки акций промышленных предприятий – субъектов естественных монополий. В этих случаях убытки могут исчисляться миллиардами рублей.
Идея полного возмещения убытков за счет оценщиков неуместна, следует, определить иную цель – компенсации в связи с некачественной оценкой ущерба, причиненного клиенту. Образование компенсационного фонда, расширение функций саморегулируемых организаций, а равно и закрепление ответственности за результат оценочной деятельности является фактором, направленным на стимулирование качественного развития рассматриваемых общественных отношений и вытеснение с рынка оценочных услуг недобросовестных оценщиков.
Стандартизация оценочной
деятельности направлена на достижение
необходимой степени
Стандарты оценки призваны обеспечивать взаимопонимание всех субъектов оценочной деятельности, унификацию требований к формам и составу предоставляемых документов, формирование правил и процедур для обеспечения качества услуг по оценке, которые будут соответствовать также и международным стандартам и требованиям, а также формирование требований, единство применяемых методов, обеспечивающих воспроизводимость результатов оценки, разработку системы терминов и определений основных понятий, применяемых в оценочной деятельности.
Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519.
Данные Стандарты оценки устанавливают виды стоимости объектов оценки, отличные от рыночной (ликвидационная стоимость, специальная стоимость, утилизационная стоимость, инвестиционная стоимость и др.) (п.4 гл. II), также подходы к определению стоимости (затратный, доходный, сравнительный) (п.5 гл. II). Кроме этого, Стандарты оценки дают понятия метода оценки, даты оценки, цены.
Регламентирован сам процесс проведения оценки, который, согласно п.13 гл. III Стандартов оценки, должен включать в себя следующие этапы:
а) заключение с заказчиком договора об оценке;
б) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;
в) анализ рынка, к которому относится объект оценки;
г) выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов;
д) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
е) составление и передача заказчику отчета об оценке.
В своей работе оценщик
руководствуется всей необходимой
информацией для наиболее объективного
расчета стоимости объекта
Итоговая величина стоимости объекта оценки выражается в рублях. Согласно п.20 гл. III Стандартов оценки «Требования к проведению оценки» «итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев».
Как всякая профессиональная
деятельность, осуществляемая длительное
время, оценочная деятельность наряду
с использованием общих экономических
и юридических понятий и
Отсутствие в оценочной деятельности конкретных методологических определений таких понятий, как: «деятельность», «оценка», «услуга», «публичная услуга», «заказчик», «продукт оценки», «стоимость», «цена», «ценность», «цель», «собственность», «имущество», «капитал (капитализация)», «активы», негативно сказывается на системе организации оценки на всех этапах ее проведения.
В практике сложились и
позитивные ситуации в отношении
оценочной деятельности. Действует
отработанный механизм, обеспечивающий
защиту имущественных интересов
и оценщиков, и их клиентов страхование
профессиональной и гражданской
ответственности. Важным элементом
этого механизма является договор
обязательного страхования
Сегодня оценочная деятельность в России переживает период бурного развития и трансформации – переход к саморегулированию оценочной деятельности, закрепленный в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Ключевым моментом, окончательно оформившим саморегулирование оценочной деятельности, стало создание Национального совета по оценочной деятельности, но пока еще рано делать выводы об эффективности работы системы саморегулирования, однако на некоторые моменты все же следует обратить внимание.
Реформа организации оценочной
деятельности в России проведена
с учетом прогрессивного зарубежного
опыта. Принимая во внимание отсутствие
в России на протяжении длительного
периода времени системы
Информация о работе Правовое регулирование оценочной деятельности в России: проблемы и перспективы