Понятие и состав основных фондов. Виды оценки основных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

Переоценка основных фондов - акция, проводимая по решению Правительства, с целью создания условий формирования необходимых фондов денежных средств для обновления основных средств, обоснования исходной стоимостной базы для оценки имущества и начисления износа.
Для того чтобы учесть по рыночной цене на определенную дату все элементы основных фондов предприятия, проводятся переоценки основных фондов, причем чем выше темпы инфляции, тем чаще нужно проводить переоценки. В России переоценки основных фондов были обязательны для предприятий всех форм собственности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…...3

1. Понятие и состав основных фондов ………………………………………4

2. Виды оценки основных фондов ……………………………………....…...6

3. Переоценка основных фондов……………………………………………..8
3.1 Переоценка основных фондов ставит проблемы………………………...11
3.2 Результаты проведения переоценки в период с 1992 по 1997 года……..12
Заключение………………………………………………………………………18
Литература………………………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

организация моя 1.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

 а) она определяется по  первоначальной стоимости, определяемой  по мере начисления амортизации. 

 б) по восстановительной стоимости,  определяемой экспертным путем  в процессе переоценки средств труда.

 

      5. Ликвидационная  стоимость - стоимость реализации  изношенных или выведенных из  эксплуатации отдельных объектов  основных фондов. 

    

       6. Балансовая стоимость - это вид оценки, по которой основные средства отражаются в балансе. В коммерческих организациях балансовая стоимость равна остаточной восстановительной. Ликвидационная стоимость - возможная стоимость реализации объектов основных средств или их остатков по истечении срока эксплуатации.

       7. Рыночная стоимость - вид оценки, отражающий сложившееся соотношение спроса и предложения. Для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, сведения, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения о стоимости основных фондов.

 

 

3. Переоценка основных фондов

 

            Переоценка основных фондов - это определение реальной стоимости основных фондов организаций на современном этапе становления рыночной экономики и создания предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране. Переоценка позволяет получить объективные данные об основных фондах, их общем объеме, отраслевой структуре, территориальном разделении и техническом состоянии.

          При переоценке определяется  полная восстановительная стоимость  основных средств, то есть полная  стоимость затрат, которые должна была бы осуществить организация, ими владеющая, если бы она полностью заменила их на аналогичные новые объекты по рыночным ценам, существующим на дату переоценки, включая затраты на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, для импортируемых объектов - также таможенные платежи и другие аналогичные затраты. Наряду с полной восстановительной стоимостью основных средств при переоценке определяется их остаточная восстановительная стоимость, то есть стоимость основных средств после переоценки с учетом начисленной амортизации.

        Задачей переоценки основных фондов является определение реальной стоимости основных фондов, в той мере, в какой это возможно на современном этапе становления рыночной экономики, создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране, привести в соответствие с реальными ценами налогооблагаемую базу.

        Переоценка основных фондов является частью общегосударственного мероприятия по установлению стоимостного выражения имущества предприятия.

В условиях административно  – командной системы и отсутствия рынка искажалась стоимостная общественная оценка основных фондов и преобладал не эквивалентный обмен. В результате происходило принудительное и произвольное перераспределение доходом между хозяйственными субъектами и деформировались отношения собственности. Такая деформация отношений собственности, заложенная в первоначальной стоимости основных фондов, постоянно воспроизводилась и накапливалась через амортизацию. Сохранилась она и до сих пор. Первоначальная стоимость основных фондов, сформированная в таких условиях, не реальная оценка собственности, а условная. Это касается основных фондов не только государственной, но и не государственной форм собственности.

        Инфляция усиливает искажение цен и деформацию отношений собственности, поскольку не эквивалентный обмен принимает невиданные масштабы, углубляется разрыв в оценке основных и оборотных фондов предприятия. Единовременная переоценка основных фондов в определенной мере позволяет устранить эту деформацию и решить ряд первоочередных задач в экономике.

        Каждый субъект собственности получает более достоверную информацию о количественном значении своего имущества в стоимостном измерении. Для субъектов всех форм собственности это крайне важно, чтобы объективно оценить свой уставной капитал и производственный потенциал, обеспечить гарантии в экономических отношениях со своими партнерами, банками, инвесторами и т.д.

         Выравнивается оценка как основных, так и оборотных фондов, а новый масштаб цен становится всеобъемлющим. Это необходимое условие формирования рынка товаров, фондов, кредита, жилья и т.д. Без единовременной оценки переход к новому масштабу цен невозможен. Поскольку нет широкого оборота фондов и фондового рынка, не срабатывает рыночный механизм оценки.

Следует отметить, что  если в государственном и негосударственном  секторах будут действовать цены разного масштаба, то нельзя создать  полноценный фондовый рынок, а отношения  собственности будут деформированы. Неодинаковый уровень цен на основные фонды субъектов различных форм собственности приведет к деформации формирующегося фондового рынка, т.н. в оборот будут поступать ценные бумаги с несопоставимым фондовым наполнением, с недостоверной номинальной стоимостью. При этом курс ценных бумаг окажется искаженным, что дезориентирует как собственников – эмитентов, так и собственников – инвесторов.  

        Процесс воспроизводства основных фондов в государственном и негосударственном секторах приобретает реальное экономическое значение. У собственника, не осуществившего переоценку, стоимость основных фондов будет во много раз занижена против восстановительной, во столько же раз будут занижены амортизационные отчисления на полное восстановление, и на капитальный ремонт.

        Становится возможным объективно оценить амортизационную составляющую в структуре рыночной цены и соответственно обеспечить эквивалентность обмена между субъектами хозяйствования. Уровень оценки основных фондов через амортизацию непосредственно влияет на издержки производства и на цену продажи товара. Рыночная цена товара формируется на базе издержек производства товаропроизводителей, выпускающих основную массу продукции. Следовательно, уровень оценки основных фондов и издержек производства этих субъектов хозяйствования будет определять рыночную цену товара. Для субъектов собственности структура рыночной цены в зависимости от уровня оценки основных фондов приведет к различным экономическим последствиям. Если преобладающая масса данного товара выпускается на предприятии, на котором основные фонды переоценены, то рыночная цена товара формируется на базе издержек производства данной группы производителей. Субъекты хозяйствования, не проведшие переоценку основных фондов, будут иметь дополнительную прибыль, равную разности между  величиной амортизации, фактически начисленной, и той, которая была бы начислена при переоценке основных фондов. В случае, когда на рынке преобладает продукция субъектов собственности, которые не провели переоценку основных фондов, рыночная цена окажется меньше на сумму, равную не начисленной  амортизации. При той же цене прибыль предприятий, проведших переоценку основных фондов, будет меньше на разницу в сумме амортизации на основные фонды по старым и новым ценам. Не исключено, что издержки производства данной группы субъектов окажутся выше цены продажи товара, их конкурентоспособность снизится, различные субъекты собственности будут поставлены в разные экономические условия получения и присвоения прибыли.

          Переоценке подлежат все основные фонды, находящиеся в собственности организаций, их хозяйственном ведении, оперативном управлении и долгосрочной аренде с правом выкупа независимо от технического состояния, действующие и неиспользуемые, находящиеся на консервации, в резерве, подготовленные к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, и некоторые другие. Переоценка имущества, переданного в лизинг, осуществляется юридическим лицом, на балансе которого числится это имущество.

        Не подлежат переоценке стоимость земельных участков и объектов природопользования.

       Переоценка основных средств производится с использованием двух методов: индексного и экспертного.

       Индексный метод предполагает применение индексов изменения стоимости основных средств, разрабатываемых Госкомстатом РФ.

       Экспертный метод, или метод прямого пересчета балансовой стоимости в восстановительную, соответствующую рыночному уровню цен, заключается в использовании документально подтвержденных данных, полученных от организаций-изготовителей; в органах ценообразования, государственной статистики, торговых инспекциях, опубликован средствах массовой информации и специальной литературе, а также в виде специальных заключений экспертов и оценочных фирм имеющих лицензию.

        По опыту проведения переоценок основных фондов с привлечением независимых экспертов-оценщиков, снижение восстановительной стоимости основных средств происходит у 85-90% обратившихся для проведения независимой оценочной экспертизы предприятий. Основное уменьшение стоимости по сравнению с пересчетом по коэффициентам Госкомстата РФ приходится на следующие виды имущества: объекты недвижимости; вычислительную и оргтехнику; транспорт и строительные машины; племенной и мясомолочный скот.

        Результаты переоценки играют существенную роль в управлении внеоборотными активами. Поэтому при проведении переоценки необходимо учитывать ряд факторов:

 

- цели, которые ставит  перед собой предприятие;

 

- положение предприятия  на рынке;

 

- уровень и структуру затрат на производство и реализацию продукции;

 

- финансовое состояние;

 

- наличие налоговых  льгот и возможности погашения  налогов взаимозачетом.

 

 

3.1 Переоценка основных фондов ставит проблемы

 

          Рассмотренный вопрос имеет и обратную сторону. Завышенная прибыль фактически включает в себя недоначисленную амортизацию, в результате под налогообложение попадает не только собственно прибыль, но и «не произведенные» амортизационные отчисления, часть которых изымается в бюджет. Подрываются возможности нормального хода индивидуального воспроизводственного процесса, ограничивается инвестиционная база предприятия.

          В соответствие с постановлением Правительства «О переоценке основных фондов» определение величины уставного капитала или начальной цены предприятия и организации при их продажи на аукционе и по конкурсу осуществляются без учета переоценки основных фондов. Принятый подход нереализуем на практике, а попытки его осуществить на деле приведут к серьезным осложнениям между субъектами собственности.

         Прежде всего, необходимо оценить правомерность распродажи государственной собственности, но по цене без переоценки основных фондов, да еще и по остаточной стоимости. Эта цена как отмечалось ранее – величина условная. По такой цене имущества льготные акции распространяются не только среди своих работников, но и происходит продажа остальных акций на тех же условиях.  Продажа акций на приватизационные чеки (ваучеры), курсовая стоимость которых намного меньше номинальной означает снижение и без того мизерной продажной цены государственного имущества. Следовательно, предусмотренный Правительством порядок определения размера уставного капитала и начальной цены приватизации государственных и муниципальных предприятий без учета переоценки основных фондов приводит к тому, что за бесценок общественная собственность перекачивается в частную.

        Оценка стоимости имущества в ценах, приближенных к рыночным, играет существенную роль в случае признания предприятия банкротом. Заниженная стоимость имущества, показанная на балансе, вводит в заблуждение кредиторов при рассмотрении ими возврата средств путем распродажи имущества предприятия должника. Вероятность применения к такому должнику предусмотренных законом санкций несколько снижается. Налицо косвенное ущемление прав собственности кредиторов.

         Переоценку основных фондов следует рассматривать с позиции, как экономической целесообразности, так и правового обеспечения.

 

 

3.2 Результаты проведения переоценки в период с 1992 по 1997 года

 

        Постановлением Правительства было предусмотрено, что все предприятия и организации РФ независимо от форм собственности были обязаны провести (по состоянию на 1 июля 1992 г.) переоценку основных фондов. При этом имущество предприятий, в т.ч. негосударственных, Правительство рассматривало как основные фонды РФ. В данном случае Правительство выступало в качестве субъекта собственности всех основных фондов, размещенных на территории РФ.

        Правительство, осуществляя своим решением переоценку основных фондов, оказывало тем самым влияние на обязательства государственных предприятий перед бюджетом по налогам, перед партнерами в связи изменениями уровня цен, перед арендаторами по размеру арендной платы и т.д. Иначе говоря, своим решением Правительство формировало дополнительные обязательства государственных предприятий, по которым оно само и его органы не несли никакой ответственности. Это противоречило действующему законодательству.

         Такая переоценка основных фондов предприятий и организаций негосударственных секторов экономики, совместных предприятий и других, не имела правовой базы. В условиях административно – командной системы и государственной монополии во всех сферах периодически государство в директивном порядке осуществляло переоценку основных фондов. Такая мера и такой подход соответствовали экономической системе централизованного управления всеми экономическими процессами.

         Согласно постановлению Правительства РФ от 19 августа 1994 г № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов» все предприятия РФ независимо от форм собственности и виде деятельности были обязаны осуществить по состоянию на 1 января 1995 года переоценку основных фондов путем индексации. А также согласно письму Министерства Финансов РФ от 19.09.94г № 126 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с применением механизма ускоренной амортизации и переоценкой основных фондов» по состоянию на 01.01.95г проводилась переоценка одним из двух способов.

Информация о работе Понятие и состав основных фондов. Виды оценки основных фондов