Понятие и показатели финансовых результатов деятельности промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из трех разделов: Введение, Основная часть и Заключение. Основная часть посвящен раскрытию понятия прибыли, определению ее функций и роли в формировании финансовых ресурсов предприятия.

Функционирование предприятия в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Оглавление

Введение . 4 стр.

1. Понятие и показатели финансовых результатов деятельности промышленного предприятия. 5 – 16 стр.

2. Методы регулирования финансовых результатов. 17 – 19 стр.

3. Прибыль предприятия, её сущность и формирование. 20 – 25 стр.

4. Планирование финансовых результатов деятельности промышленных предприятий. 26 – 29 стр.
5. Налог на прибыль организаций. 30 – 33 стр.

Заключение. 34 стр.

Список использованной литературы. 35 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     Другой важный показатель — это прибыль (убыток) отчетного года (балансовая, валовая прибыль), которая определяется исходя из прибыли от реализации, ее изменений, связанных с различными операционными доходами и расходами, участием в деятельности других предприятий и с внереализационной деятельностью.

     Целью финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его собственников  является получение чистой прибыли. Для достижения этой цели собственники вкладывают свой капитал, привлекают заемные средства и организуют хозяйственно-финансовую деятельность наиболее рационально и экономно.

     Для оценки хозяйственно-финансовой деятельности, анализа результативности и эффективности  производства отдельных видов и всей продукции используют показатели рентабельности. Основным принципом расчета этих показателей эффективности является сопоставление определенных видов прибыли с объемами продаж и производства, используемыми ресурсами и затратами (себестоимостью).

     Большинство промышленных предприятий для оценки эффективности своей деятельности используют показатель рентабельности продаж. Он исчисляется по формуле: 
 
 

Рентабельность         Прибыль от реализации

      = ————————————

      продаж                 Выручка от реализации 

     Этот  коэффициент (а при умножении  на 100 — показатель рентабельности в процентах) показывает, какую сумму  прибыли от реализации (операционной прибыли) получает предприятие с  каждого рубля проданной продукции, или сколько остается у предприятия средств после покрытия (возмещения) полной стоимости продукции.

     Показатель  рентабельности продаж характеризует  важнейшую сторону деятельности предприятия реализацию продукции  и позволяет оценить долю себестоимости  в продажах. Этот показатель связывает оперативную и стратегическую деятельность и не имеет отношения к финансовой деятельности предприятия. Его величина различается в разрезе отраслей. В реальной практике нет какого-либо стандарта на данный показатель. Однако он может быть использован для сравнения отраслевым стандартом (если таковой имеется) или с показателями среднем по отрасли и с предприятиями-конкурентами.

     Формирование  показателя рентабельности продаж можно  представить в виде следующей  схемы: объем продаж (количество изделий  × рыночную (проданную) цену) — переменные затраты (переменная стоимость × количество изделий) = вклад на покрытие - постоянные    затраты = операционная прибыль, которую соотносят с объектом продаж и устанавливают показатель (коэффициент) рентабельности продаж.

     Другим важным комплексным показателем, позволяющим оценивать результаты основной деятельности предприятия, является показатель рентабельности активов. Он исчисляется по следующей формуле: 

Рентабельность       Операционная прибыль(прибыль от реализации)

           =   ——————————————————————

       активов                 Средняя сумма активов 

     Для оценки влияния различных факторов на рентабельность активов можно  использовать другую формулу: 
 

Рентабельность Рентабельность Оборачиваемость

                  =                                      ×  

       активов                    продаж                              активов 

     

     Расшифровать  ее можно так: 

Рентабельность      Операционная прибыль               Выручка от реализации

      = ————————————   × ————————————

    активов Выручка от реализации                 Средняя сумма активов 
 

     В данном случае средняя сумма активов  представляет совокупный капитал предприятия.

     Указанный коэффициент должен быть одним из основных инструментов руководителя в  управлении предприятием. Он не только является главным показателем эффективности деятельности предприятия, но и объединяет весь набор элементов, которые описывают (отражают) различные стороны работы предприятия (оперативную финансовую и др.). При анализе взаимосвязей показателей рентабельности необходимо выделять те элементы, которые оказывают наиболее сильное негативное влияние, и сосредоточить все внимание на них.

     Определенное  значение имеет и расчет указанных  двух показателей рентабельности (продаж и активов) на основе использования  прибыли отчетного периода (балансовой) и изучения ее соотношений с объемом продаж и средней суммой активов.

     Следующий важный показатель оперативной деятельности предприятия - рентабельность чистых активов. Он характеризует тот возврат, который  генерируется фондами (собственным капиталом и кредитами), используемыми в хозяйственной деятельности (в бизнесе). Через него проявляется взаимосвязь баланса и отчета о прибылях и убытках.

     Он  исчисляется по следующей формуле: 

Рентабельность       Операционная прибыль

           =  ——————————— , %

чистых  активов      Чистые активы 

     Чистыми активами называется разность между  суммой всех активов и текущими обязательствами. Это величина показывает, какими активами может располагать предприятие  за счет постоянного капитала. Эта  категория (чистые активы) используется при анализе долгосрочной эффективности деятельности предприятия.

     В данном случае рентабельность чистых активов представить и как  рентабельность продаж, умноженную на оборачиваемость чистых активов. Последний  показатель исчисляется как отношение объема продаж к чистым активам (долгосрочному капиталу). Если формирование показателя оборачиваемости представить в виде схемы, то станет понятным, что она складывается под влиянием многих элементов: текущие активы (дебиторская задолженность плюс запасы и плюс прочие активы) минус текущие пассивы (кредиторская задолженность плюс прочие пассивы) = рабочий капитал (разность между текущими активами и текущими обязательствами, увеличенными на сумму срочных кредитов) + плюс постоянные активы = чистые активы. Затем объем продаж делят на чистые активы и получают показатель оборачиваемости чистых активов. Величина рабочего капитала показывает, какая сумма оборотных средств финансируется за счет собственных средств предприятия и банковских кредитов.

     Здесь очень важно подчеркнуть, что  рентабельность чистых активов —  основной производственный показатель, характеризует насколько эффективно, используется инвестированный капитал, какую он дает прибыль. В этом показателе отражается взаимосвязь производственной деятельности с финансовой и инвестиционной.

     Для комплексной оценки эффективности  использования оборотных средств  учитывают показатель рентабельности текущих активов: 

Рентабельность                  Операционная прибыль

         =  ————————————————— ;

текущих активов           Средняя величина текущих активов 
 
 
 

Рентабельность Рентабельность Оборачиваемость

                                =          ×

 текущих активов                 продаж                            текущих активов 
 

     По  величине этого показателя устанавливают, сколько рублей операционной прибыли получило предприятие за определенный период времени на рубль средств, вложенных в оборотные средства предприятия.

     Текущие активы представляют собой оборотные  средства, инвестируемые компанией в свою текущую деятельность во время каждого операционного цикла. В качестве критериев эффективности использования оборотных средств выступают их величина, которая зависит от оборачиваемости текущих активов (с какой периодичностью средства, вложенные в оперативную деятельность, возвращаются на предприятие) и структуры оборотных средств (какая часть этих активов финансируется за счет собственных средств и как эти ресурсы распределены в производственном цикле).

     К текущим активам (активам производства прибыли) предъявляется такое требование: они должны быть минимальны, но достаточны для успешной и бесперебойной работы предприятия.

     К числу  основных предприятия относят  и показатель рентабельности собственного капитала. Его величина определяется как отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Для акционеров это оценочный показатель деятельности предприятия.

     Предприятия постоянно отслеживают, как меняется сумма собственных оборотных  средств, и принимают все меры по ее увеличению.

     Собственные оборотные средства предприятия = (запасы, дебиторская задолженность, авансы выданные, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения) минус краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, авансы полученные, прочие текущие обязательства).

     К оценочным показателям деятельности предприятия относится и доля собственных оборотных средств в его текущих активах. Она учитывается при характеристике финансовой устойчивости предприятия.

     В целях углубленного изучения эффективности  деятельности промышленного предприятия на практике широко используют показатели рентабельности различных видов продукции: 

       ТП - СТП

РТП = —————— ,

      СТП 
 

где: РТП — рентабельность товарной продукции;

        ТП — объем товарной продукции в продажных ценах;

        СТП — себестоимость товарной продукции; 
 

     РП  – СРП

РРП = —————— ,

      СРП 
 

где: РРП - рентабельность реализованной продукции;

       РП - объем реализованной продукции в продажных (рыночных) ценах;

       СРП - себестоимость реализованной продукции; 

       Цj – Сj

Рj = —————— ,

      Сj 
 

где Рj— рентабельность отдельных видов продукции;

     Цj и Сj — цена и себестоимостьj —го изделия. 

     Если  РРП > РТП , то это означает, что предприятие в первую очередь реализует более рентабельную продукцию, а менее рентабельная остается на складе.

     В конце таблицы 1 указано на необходимость учета по оценке деятельности предприятия величины дивидендов и вестированной прибыли. Чтобы усилить акционеров во вкладывании денег в бизнес, важно обеспечить  высокие дивиденды через короткий промежуток времени или добиться быстрого роста предприятия и на этой основе выплаты доходов в перспективе. Большое значение для оценки успехов в решении этих вопросов имеет коэффициент реинвестирования (КР).Этот показатель исчисляется как отношение реинвестированной прибыли (РП) к чистой прибыли после

                                                       РП

налогообложения (ЧП), т. е. КР =  —— . Путем умножения  этого 

                                                      ЧП

показателя  на показатель рентабельности собственных средств получим, что целесообразно оценивать реинвестированную прибыль в процентах к собственному капиталу.

     Коэффициент реинвестирования позволяет оценить, какую часть чистой прибыли после  налогообложения использует предприятие, изымая из обращения в виде выплачиваемых дивидендов, и какую реинвестирует в производство.

     Каждое  предприятие имеет возможность  обеспечить увеличение долгосрочного  капитала за счет привлечения кредитных  средств (увеличение финансового рычага, но для предприятия это связано с увеличением выплат процентов по кредитам), выпуска акций (увеличение собственного капитала повлечет рост выплат дивидендов) и реинвестированной прибыли (не требует увеличения каких-либо затрат). В этой связи для выхода из кризиса очень важно добиваться 100 %-го реинвестирования прибыли т. е. показателя реинвестирования , равного 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и показатели финансовых результатов деятельности промышленного предприятия