Понятие финансирования финансово- хозяйственного механизма в образовательных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 17:37, реферат

Краткое описание

Хозяйственный механизм можно определить, как способ хозяйствования. Совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.
По своему составу хозяйственный механизм сложен и образует единство таких элементов, как экономический, правовой и организационный. В составе его экономической подсистемы имеются в виду следующие формы и инструменты: планирование и прогнозирование, ценообразование, финансы, заработная плата, хозрасчет и т.д.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.docx

— 24.03 Кб (Скачать)

   Ежегодно органы  управления образованием собирают  статистические данные о контингенте  обучающихся по типам и видам  образовательных учреждений и  уровням образования.

   Материальная база  обучения является элементом  относительно постоянным и зависит  от контингента обучающихся. Количество  учебных площадей, оборудования  в школах должно соответствовать  численности обучающихся и условиям  их обучения.

 Существует два способа  расчета потребности в бюджетных  средствах.

1. Расчет потребности  осуществляется непосредственно  образовательным учреждением. Для  этого на уровне образовательного  учреждения необходимо, пользуясь  общей схемой расчета потребности  в средствах, просчитать общую  сумму затрат учреждения на  год.

Эта работа часто приводит к большому количеству ошибок.

В практической работе данный способ применяется при стабильных сроках и условиях, процедуре составления проекта бюджета и при наличии достаточного ресурса времени у руководства образовательного учреждения.

2. Расчет потребности  в средствах проводится органом  управления образованием соответствующего  уровня. Условием проведения такого  расчета является наличие необходимой  статистической информации о  сети подведомственных образовательных  учреждений и необходимой методической  базы. То и другое может уточняться  в течение подготовительного  периода. Этот способ отличается  меньшей индивидуализацией расчетов  для каждого образовательного  учреждения и поэтому также  может требовать ввода значительного  количества поправок.

 

 

Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в России.

 

Основная проблема, затрагивающая практически каждого в России, - недостаточность выделяемых бюджетных средств для нормального функционирования образовательного учреждения. В последние годы финансирование данной отрасли строится по приоритетным статьям (от самого главного): оплата труда персонала учреждения; стипендия в профессиональных учебных заведениях; оплата коммунальных услуг. Остальные виды расходов образовательного учреждения финансируются по мере возможности.

 

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

- введение нормативного  бюджетного финансирования общего  среднего и начального профессионального  образования;

- разработка дифференцированных  нормативов бюджетного финансирования  учреждений (организаций) высшего и  в перспективе среднего профессионального  образования;

- создание системы государственного  образовательного кредитования, субсидирования  граждан из малообеспеченных  семей и отдаленных территорий;

- выделение средств на  развитие образования из бюджетов  всех уровней, включая средства  на приобретение учреждениями  образования учебно-лабораторного  оборудования и информационно-вычислительной  техники, развитие библиотек и  информационных ресурсов, а также  на повышение квалификации преподавателей;

- достижение прозрачности  межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения  образования;

- развитие механизмов  финансовой поддержки субъектов  РФ и муниципальных образований  с учетом требований модернизации  образования;

- обеспечение целевого  использования средств, выделяемых  на нужды образования из бюджетов  разных уровней;

- стимулирование со учредительства  и многоканального финансирования  учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений  профессионального образования  на контрактной основе;

- нормативно-правовое обеспечение  экономической самостоятельности  учреждений образования, в том  числе увеличение разнообразия  организационно-правовых форм образовательных  учреждений и организаций;

- последовательная реализация  принципа экономической автономии  учебных заведений при введении  казначейской системы учета внебюджетных  средств образовательных учреждений;

- обеспечение прозрачности  финансовой деятельности образовательных  учреждений, повышение их финансово-экономической  ответственности;

- создание условий для  привлечения дополнительных средств  в учреждения образования; систематизация  льгот, в том числе налоговых;

- расширение на базе  образовательных учреждений дополнительных  платных образовательных услуг, в том числе для населения;

- создание на базе образовательных  учреждений (особенно в сельской  местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных  центров;

- поддержка профильного  учебного производства на базе  образовательных учреждений.

 

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий.

 

 

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время деятельность образовательного учреждения не сводится к простому функционированию. Это целый набор всевозможных «операций», которые необходимы для осуществления образовательного процесса, а, следовательно, определенный набор ресурсов, без которых поставленные перед учреждением цели не могут быть выполнены. Поэтому, чтобы избежать проблемы финансирования деятельности образовательного учреждения, оно должно быть соответствующим, чтобы была возможность приобретения всех тех ресурсов, которые необходимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

   В экономическом словаре дается определение бюджетного финансирования как предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.  Без бюджетного финансирования такие сферы как наука, культура, образование, здравоохранение не будут развиваться, поэтому оно просто необходимо.

Принципы бюджетного финансирования:

1.целевой характер использования бюджетных ассигнований (нет возможности тратить бюджетные средства на цели, не относящиеся к деятельности учреждения);

2.бюджетные средства даются по мере выполнения планов, а также учитываются ранее выделенные средства;

3.бюджетные средства даются на безвозмездной и безвозвратной основе.

   Мы знаем, что бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, которые создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов власти и местного самоуправления в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в том числе в сфере образования).

   Образовательные учреждения по организационно-правовым формам делятся на государственные, муниципальные и частные. По источникам финансирования образовательные учреждения можно объединить, так как их финансирование основывается на принципе единства консолидированного бюджета РФ.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА

 

Финансовое обеспечение осуществляется путем перечисления бюджетным учреждениям субсидий (п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ) на выполнение госзадания. А учреждение уже самостоятельно выбирает, по каким направлениям будут расходоваться такие субсидии, и при этом несет ответственность перед вышестоящими организациями за полноту и своевременность выполнения госзадания.

Кроме того, бюджетному учреждению могут выделяться:

субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

субсидии на приобретение капитальных вложений (ст. 78.2 БК РФ).

Кроме основной деятельности, бюджетные учреждения также вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность, но только если это необходимо для достижения целей, ради которых это учреждение создано. На такую деятельность должно быть соответствующее разрешение. Также она в обязательном порядке должна быть прописана в учредительных документах организации (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). Доходы, которые поступают от приносящей доход деятельности идут в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются с целью достижения целей, ради которых оно создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Все источники финансового обеспечения, а также расходы учреждения должны отражаться в Плане финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД) учреждения (пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н. (ред. от 27.12.2013г.) утверждены требования к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения.

Главное общее правило для всех учреждений – операции с денежными средствами должны осуществляться посредством открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Эти органы также определяют условия открытия и порядок ведения лицевых счетов. Например, Федеральным казначейством утвержден приказ 29.12.2012 N 24н. Если учреждение получает субсидии на иные цели или субсидии на приобретение капитальных вложений, то в соответствии с действующим законодательством ему необходимо открыть отдельный лицевой счет. Таким образом, у бюджетного учреждения может быть несколько лицевых счетов в финансовых органах РФ.

ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Глава 13 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регламентирует особенности финансового обеспечения в сфере образования. Например, процесс и особенности определения нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги, определен в ст. 99 Закона N 273-ФЗ. А особенности и порядок осуществления приносящей доход деятельности в ст. 101 Закона N 273-ФЗ.

Чтобы в полном объеме вести учет финансирования учреждения обязаны регулярно сдавать отчетность в вышестоящие органы в соответствии с Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 26.10.2012) "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Также для полноценного функционирования образовательных учреждений существуют комплексы федеральных целевых программ (ФЦП). Денежные средства на такие программы выделяются исключительно из федерального бюджета. Эти программы нужны для выполнения конкретных функций и решения поставленных задач. Как правило, в процессе выполнения таких программ задействовано множество различных министерств и ведомств.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ

 

Начиная с 2012 года, все бюджетные учреждения работают в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями (далее – госзадание). Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» конкретизирует механизм государственного финансирования деятельности всех видов бюджетных учреждений.

Госзадание формируют на основе учредительных документов в зависимости от вида деятельности, которую осуществляет учреждение. Стоит отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, учреждение не вправе отказаться от полученного госзадания.

Порядок и условия финансового обеспечения госзадания из бюджетов РФ всех уровней для каждого типа государственных учреждений утвержден свой. Так, финансирование казенных учреждений происходит за счет бюджетных средств (необходима смета доходов и расходов). А для бюджетных и автономных учреждений предусмотрены субсидии.

 

 

 


Информация о работе Понятие финансирования финансово- хозяйственного механизма в образовательных учреждениях