Понятие финансирования финансово- хозяйственного механизма в образовательных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 17:37, реферат

Краткое описание

Хозяйственный механизм можно определить, как способ хозяйствования. Совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.
По своему составу хозяйственный механизм сложен и образует единство таких элементов, как экономический, правовой и организационный. В составе его экономической подсистемы имеются в виду следующие формы и инструменты: планирование и прогнозирование, ценообразование, финансы, заработная плата, хозрасчет и т.д.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.docx

— 24.03 Кб (Скачать)

Понятие финансирования финансово- хозяйственного механизма в образовательных учреждениях.

 

     Хозяйственный  механизм можно определить, как  способ хозяйствования. Совокупность  форм, методов и инструментов  управления экономикой.

     По своему  составу хозяйственный механизм  сложен и образует единство  таких элементов, как экономический, правовой и организационный. В  составе его экономической подсистемы  имеются в виду следующие формы  и инструменты: планирование и  прогнозирование, ценообразование, финансы, заработная плата, хозрасчет и  т.д.

     К правовой  подсистеме относятся законодательные  акты государства о труде и  хозяйственной деятельности, отношениях  собственности, налогообложения и  другие нормативные акты и  постановления правительственных  учреждений и местных органов  управления. Немаловажна роль организационной  подсистемы: структуры управления, аппарата управления и контроля  за хозяйственно деятельностью  во всех звеньях экономики  страны.

     Движущей силой  развития образования способен  быть рационально организованный  хозяйственный механизм, который  соответствует современному уровню  развитых стран. Его следует постоянно  обновлять и реформировать. Именно  поэтому одно из направлений  совершенствования финансовой системы  образования – поиск нового  финансового механизма как элемента  хозяйственного механизма отрасли  в целом.

     В переводе  с французского финансы – «денежные  средства». С точки зрения экономики  – это система экономических  отношений, обеспечивающих создание, распределение и использование  денежных средств в процессе  распределения национального дохода  страны.

     Для сферы  образования характерен своеобразный  финансовый механизм.

     Финансовый  механизм – это совокупность  форм, условий и методов создания, распределения и использования  финансовых средств учреждениями  и органами управления образованием  в целях обеспечения благоприятного  положения для развития системы  образования.

     Финансирование  – это обеспечение необходимыми  денежными средствами затрат  на осуществление определенной  деятельности.

     Финансирование  предполагает:

Целевое использование средств – расходование средств на установленные заранее цели;

Безвозвратность – предоставленные образовательным учреждением средства ими непосредственно не возвращаются и не возмещаются.

Модели бюджетного финансирования:

- Сметное финансирование

- Нормативное финансирование

- Бюджетное финансирование

     Для России  характерно сметное финансирование  – предоставление денежных средств  из государственного бюджета  для покрытия расходов учреждений  непроизводственной сферы, не имеющих  собственных доходов.

     Основные функции  участников финансирования образования 

Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному собранию с Бюджетным посланием, подписывает закон о федеральном бюджете на очередной год, после чего тот вступает в силу.

Законодательные органы власти ежегодно обсуждают и принимают федеральный бюджет.

Правительство России на основании содержания Бюджетного послания Президента РФ дает указание Министерству финансов РФ на разработку проекта бюджета. Затем оно рассматривает проект федерального бюджета и представляет его на утверждение в законодательные органы; принимает постановление о порядке исполнения федерального бюджета.

Министерство финансов – главное звено бюджетного финансирования. Оно:

- Организует работу по  составлению проекта бюджета;

- Формирует проект бюджета  РФ и представляет его в  Правительство;

- Сообщает отраслевым  министерствам и ведомствам лимиты  бюджетного финансирования;

- Осуществляет через систему  казначейства бюджетное финансирование  расходов образовательных учреждений  в соответствии с реестрами  министерств;

- Контролирует целевой  характер использования бюджетных  средств.

Министерство образования и науки дает указание региональным органам управления образованием представить свои предложения по финансовому обеспечению системы образования в регионе. Затем оно рассылает утвержденные сметы учреждениям.

Банки участвуют в бюджетном процессе, т.к. в них находятся бюджетные средства.

Образовательные учреждения представляют в казначейства документы, подтверждающие правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств.

 

 

 

 

 

Финансирование образования определяется в первую очередь конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Однако образование является бесплатным только для учащихся и их семей (условно бесплатным), но не для государства.

 

Финансы – система экономических отношений, обеспечивающих создание, распределение и использование денежных средств в процессе перераспределения национального дохода страны.

 

Функции финансов: распределительная и контрольная.

 

Система образования потребляет выделяемые ей обществом ресурсы, основным видом которых являются средства бюджетов различных уровней. В настоящее время большая часть расходов на образование поступает из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 

 

 

Финансовый механизм – совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями и органами управления образованием в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования.

Финансирование – обеспечение необходимыми денежными средствами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование предполагает:

- целевое использование  средств – расходование средств  на заранее установленные цели;

- безвозвратность – предоставленные  образовательным учреждениям средства  ими непосредственно не возвращаются  и не возмещаются.

Мировая практика предлагает три модели бюджетного финансирования: сметное, нормативное и бюджетное, основанное на дифференцированной грантовой поддержке.

Исторически сложилось, что для России типичной моделью является сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сфера, как правило, не имеющих собственных доходов.

 Сметное финансирование  осуществляется в точном соответствии  с целевым назначением расходов  и нормами затрат, устанавливаемыми  финансирующим органом с учетом  профиля и особенностей деятельности  бюджетных учреждений. Затраты группируются  в соответствии с бюджетной  классификацией, которая определяет  целевую направленность ассигнований  по каждой смете. Потребность  в средствах обосновывается соответствующим  расчетом по каждому виду расходов.

Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

 

Принципы финансирования учреждения (в том числе образовательного):

* Плановость (средства предусматриваются  при составлении бюджета);

* целевая направленность (использование средств допускается  только на предусмотренные планом  объекты и цели);

* безвозвратность (у получателей  средств не возникает обязательств  по их возврату);

* выделение средств по  мере их расходования;

* экономия (правильное и  рациональное расходование средств).

 

Финансирование образования определяется:

1) схемой бюджетного финансирования  образования в РФ;

2) распределением функций  между органами, участвующими в  финансировании образования.

 

Уровни финансирования

1) Федеральный (Президент  Российской Федерации (высшее должностное  лицо); Федеральное Собрание РФ  и Государственная Дума; Правительство  Российской Федерации; Министерство  финансов РФ, включая систему  федерального казначейства и  его территориальных органов; федеральные  министерства и ведомства, имеющие  в своем ведении образовательные  учреждения, финансируемые из федерального  бюджета; уполномоченные банки как  проводники денежных средств; собственно  образовательные учреждения федерального  ведения (учреждения профессионального  образования).

2) Уровень субъектов РФ (президент, глава администрации, губернатор; законодательные органы субъектов  РФ; министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов  РФ; министерства и ведомства  субъектов РФ (министерства, управления, комитеты по образованию, науке  и образованию и т.д.), территориальные  управления образованием; уполномоченные  банки; образовательные учреждения  ведения субъектов РФ – учреждения начального и среднего профессионального образования, учреждения послевузовского образования взрослых).

3) Муниципальный уровень (законодательные органы муниципального  уровня; финансовые отделы; городские  и районные отделы образования; банки и отделения банков; муниципальные  образовательные учреждения –  дошкольные и общеобразовательные  учреждения, учреждения дополнительного  образования).

   Основные функции  участников процесса бюджетного  финансирования образованием можно  описать следующей схемой :

 

1. Президент РФ ежегодно  обращается к Федеральному Собранию  с Бюджетным посланием, а на  завершающем этапе подписывает  закон о федеральном бюджете  на очередной год, после чего  тот вступает в силу.

 

2. Законодательные органы  власти ежегодно обсуждают и  принимают федеральный бюджет.

 

3. Правительство России  на основании содержания Бюджетного  послания Президента РФ дает  указание министерству финансов  РФ на разработку проекта бюджета. На последующих этапах оно  рассматривает проект федерального  бюджета и представляет его  на утверждение в законодательные  органы; принимает постановление  о порядке исполнения федерального  бюджета на соответствующий год.

 

4. Министерство финансов  РФ является главным звеном  бюджетного финансирования. Задачи  и функции Министерства финансов  в части бюджетного финансирования образования могут быть подразделены на три группы:

 

1) осуществление собственно  бюджетного процесса, понимаемого  как прогнозирование и составление  бюджета, организация его исполнения  и контроль его исполнения, подготовка  отчетов об исполнении федерального  и консолидированного бюджетов;

 

2) создание и законодательное, в том числе инструктивно-информационное, оформление бюджетного процесса;

 

3) непосредственное исполнение  бюджета, включающее обеспечение  прямого финансирования бюджетных  высших и средних профессиональных  учебных заведений.

 

5. Министерство образования  и науки организует и проводит  в отрасли работу по составлению  проекта бюджета, то есть дает  указание региональным органом  управления образованием представить  свои предложения по финансовому  обеспечению системы образования  в регионе. На основе сообщаемых  Минфином лимитов (контрольных цифр  финансирования) – министерство  составляет и направляет реестры  в казначейство для осуществления  бюджетных расходов, составляет  и утверждает сметы для подведомственных  учебных заведений. Министерство  образования и науки рассылает  подведомственным учреждениям утвержденные  сметы. Впоследствии эти сметы  учреждения представляют в отделения  казначейства по месту своего  нахождения.

6. Банки также участвуют  в бюджетном процессе, поскольку  в них находятся бюджетные  счета, с которых казначейства  осуществляют расходование бюджетных  средств.

7. Образовательные учреждения  представляют в казначейства  документы, подтверждающие правомерность  и обоснованность расходования  бюджетных средств, то есть осуществляют  расходование бюджетных средств, потребляют выделенные им ресурсы (ведомости на выплату заработной  платы, поручения на перечисление  средств в фонды социального  страхования, пенсионный фонд, налоговые  платежи и т.п.). Если документы  оформлены правильно и находятся  в пределах подтвержденных обязательств, казначейство производит списание  бюджетных средств с бюджетного  счета в пользу физических  или юридических лиц.

   Бюджетный счет  – единственный для бюджета  счет, на который зачисляются  и с которого списываются доходы  и расходы бюджета. Для каждого  образовательного учреждения открыт  отдельный лицевой счет для  учета расходов.

   Смета бюджетного  учреждения – основной плановый  документ, определяющий объем, целевое  назначение и поквартальное распределение  бюджетных ассигнований на все  расходы данного учреждения.

Характеристика сметы:

- финансовый плановый  документ;

- свод затрат на определенный  вид деятельности, отдельное производство, мероприятие;

- документ, который составляется  на определенный временной период (год, месяц, время производства, время  проведения мероприятия и т.п.);

- смета не определяет  источники погашения планируемых  затрат.

    Для практической  деятельности образовательных учреждений  законодательство предусматривает  наличие баланса – документа, который отражает не только  расходы, но и получаемые образовательным  учреждением доходы.

 

   Потребность в  бюджетном финансировании системы  образования базируется на трех  основных количественных параметрах:

 

· Численность учащихся (по соответствующим уровням обучения);

· Сроки и условия обучения (по соответствующим уровням);

· Материальная база обучения.

    Источниками для  получения этих данных являются  нормативные документы, формы статистического  наблюдения, данные бухгалтерской  отчетности. Государственные образовательные  стандарты определяют сроки и  условия обучения, учащихся на  каждом уровне образования. Нормативы  численности обучающихся в группе, классе указаны в соответствующих  типовых положениях образовательных  учреждений.

Информация о работе Понятие финансирования финансово- хозяйственного механизма в образовательных учреждениях