Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 17:37, реферат
Хозяйственный механизм можно определить, как способ хозяйствования. Совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.
По своему составу хозяйственный механизм сложен и образует единство таких элементов, как экономический, правовой и организационный. В составе его экономической подсистемы имеются в виду следующие формы и инструменты: планирование и прогнозирование, ценообразование, финансы, заработная плата, хозрасчет и т.д.
Понятие финансирования финансово- хозяйственного механизма в образовательных учреждениях.
Хозяйственный механизм можно определить, как способ хозяйствования. Совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.
По своему
составу хозяйственный
К правовой
подсистеме относятся
Движущей силой
развития образования способен
быть рационально
В переводе
с французского финансы – «
Для сферы
образования характерен
Финансовый
механизм – это совокупность
форм, условий и методов создания,
распределения и использования
финансовых средств
Финансирование
– это обеспечение
Финансирование предполагает:
Целевое использование средств – расходование средств на установленные заранее цели;
Безвозвратность – предоставленные образовательным учреждением средства ими непосредственно не возвращаются и не возмещаются.
Модели бюджетного финансирования:
- Сметное финансирование
- Нормативное финансирование
- Бюджетное финансирование
Для России
характерно сметное
Основные функции
участников финансирования
Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному собранию с Бюджетным посланием, подписывает закон о федеральном бюджете на очередной год, после чего тот вступает в силу.
Законодательные органы власти ежегодно обсуждают и принимают федеральный бюджет.
Правительство России на основании содержания Бюджетного послания Президента РФ дает указание Министерству финансов РФ на разработку проекта бюджета. Затем оно рассматривает проект федерального бюджета и представляет его на утверждение в законодательные органы; принимает постановление о порядке исполнения федерального бюджета.
Министерство финансов – главное звено бюджетного финансирования. Оно:
- Организует работу по составлению проекта бюджета;
- Формирует проект бюджета РФ и представляет его в Правительство;
- Сообщает отраслевым
министерствам и ведомствам
- Осуществляет через систему
казначейства бюджетное
- Контролирует целевой
характер использования
Министерство образования и науки дает указание региональным органам управления образованием представить свои предложения по финансовому обеспечению системы образования в регионе. Затем оно рассылает утвержденные сметы учреждениям.
Банки участвуют в бюджетном процессе, т.к. в них находятся бюджетные средства.
Образовательные учреждения представляют в казначейства документы, подтверждающие правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств.
Финансирование образования определяется в первую очередь конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Однако образование является бесплатным только для учащихся и их семей (условно бесплатным), но не для государства.
Финансы – система экономических отношений, обеспечивающих создание, распределение и использование денежных средств в процессе перераспределения национального дохода страны.
Функции финансов: распределительная и контрольная.
Система образования потребляет выделяемые ей обществом ресурсы, основным видом которых являются средства бюджетов различных уровней. В настоящее время большая часть расходов на образование поступает из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Финансовый механизм – совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями и органами управления образованием в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования.
Финансирование – обеспечение необходимыми денежными средствами затрат на осуществление определенной деятельности.
Финансирование предполагает:
- целевое использование
средств – расходование
- безвозвратность –
Мировая практика предлагает три модели бюджетного финансирования: сметное, нормативное и бюджетное, основанное на дифференцированной грантовой поддержке.
Исторически сложилось, что для России типичной моделью является сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сфера, как правило, не имеющих собственных доходов.
Сметное финансирование
осуществляется в точном
Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.
Принципы финансирования учреждения (в том числе образовательного):
* Плановость (средства предусматриваются при составлении бюджета);
* целевая направленность
(использование средств
* безвозвратность (у получателей
средств не возникает
* выделение средств по мере их расходования;
* экономия (правильное и
рациональное расходование
Финансирование образования определяется:
1) схемой бюджетного
2) распределением функций между органами, участвующими в финансировании образования.
Уровни финансирования
1) Федеральный (Президент
Российской Федерации (высшее должностное
лицо); Федеральное Собрание РФ
и Государственная Дума; Правительство
Российской Федерации; Министерство
финансов РФ, включая систему
федерального казначейства и
его территориальных органов; федеральные
министерства и ведомства, имеющие
в своем ведении
2) Уровень субъектов РФ
(президент, глава администрации, губернатор;
законодательные органы
3) Муниципальный уровень
(законодательные органы
Основные функции
участников процесса
1. Президент РФ ежегодно
обращается к Федеральному
2. Законодательные органы власти ежегодно обсуждают и принимают федеральный бюджет.
3. Правительство России
на основании содержания
4. Министерство финансов
РФ является главным звеном
бюджетного финансирования. Задачи
и функции Министерства
1) осуществление собственно
бюджетного процесса, понимаемого
как прогнозирование и
2) создание и законодательное,
в том числе инструктивно-
3) непосредственное исполнение
бюджета, включающее обеспечение
прямого финансирования
5. Министерство образования
и науки организует и проводит
в отрасли работу по
6. Банки также участвуют
в бюджетном процессе, поскольку
в них находятся бюджетные
счета, с которых казначейства
осуществляют расходование
7. Образовательные учреждения
представляют в казначейства
документы, подтверждающие правомерность
и обоснованность расходования
бюджетных средств, то есть осуществляют
расходование бюджетных
Бюджетный счет
– единственный для бюджета
счет, на который зачисляются
и с которого списываются
Смета бюджетного
учреждения – основной
Характеристика сметы:
- финансовый плановый документ;
- свод затрат на определенный вид деятельности, отдельное производство, мероприятие;
- документ, который составляется
на определенный временной
- смета не определяет
источники погашения
Для практической
деятельности образовательных
Потребность в
бюджетном финансировании
· Численность учащихся (по соответствующим уровням обучения);
· Сроки и условия обучения (по соответствующим уровням);
· Материальная база обучения.
Источниками для
получения этих данных