Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа
Цель работы – выявить характер и особенности индекса развития человеческого потенциала Украины и обосновать стратегии социальной политики в этой сфере. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить основы понятия "человеческий потенциал";
- выявит роль индекса развития человеческого потенциала;
- рассмотреть доклады о развитии человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ» И ЕГО СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..5
1.1. Концептуальные основы понятия "человеческий потенциал"……………5
1.2. Кадровое планирование в системе управления человеческим потенциалом……………………………………………………………………...13
1.3. Понятие индекса развития человеческого потенциала…………………...18
2. ИРЧП В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И МЕТОДЫ ЕГО ВЫЧИСЛЕНИЯ…...24
2.1. Роль ИРЧП в концепции развития человека………………………………24
2.2. Метод, используемый для вычисления ИРЧП…………………………….26
2.3. Индекс ИРЧП в Украине…………………………………………………...29
3. ДОКЛАДЫ О РАЗВИТИИ …………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….38
Снижение уровня дохода и жизненных стандартов значительной части населения в результате обесценения человеческого потенциала является важнейшим, но далеко не единственным индикатором социального неблагополучия. Существенны также потери, связанные с недостаточной самореализацией, упрощением мотивационных механизмов и формированием «стратегий выживания», деградацией структуры потребностей, подрывом принципа равенства стартовых возможностей, существенным ухудшением здоровья населения, ощущением несправедливости происходящего, утратой веры в себя и доверия к государству. Происходит подрыв внутренних источников роста, а также непрерывное увеличение требуемого для покрытия самых насущных нужд населения объема трансфертов [1].
Рассматривая уровень развития человеческого потенциала в контексте конкурентоспособности Украины на мировом рынке, нужно отметить, что большинство факторов, прямо или косвенно оказывающих влияние на уровень развития человеческого потенциала являются составляющими при расчете индексов, позволяющих определить рейтинг большинства государств.
Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран в целом является Индекс Глобальной Конкурентоспособности (GCI), а для сравнительной оценки уровня благосостояния, грамотности и средней продолжительности жизни в стране принято использовать Индекс человеческого развития, представляемый ООН в ежегодных отчетах с 1993 года.
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.
Индекс человеческого развития (ИЧР) дает композитную оценку человеческого прогресса. Кроме общего ИЧР, рассчитывается ИЧР для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, регионов.
Показатель образования определяется как грамотность населения с учетом среднего числа лет обучения.
В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения. Если страна находится выше среднемирового значения ВВП, то увеличение дохода на душу населения рассматривается в качестве уменьшения ее предельного вклада в человеческое развитие.
Считается, что страны с ИЧР:
- менее 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития;
- 0,5-0,8 - средний уровень;
- 0,8 и выше - высокий уровень развития.
Однако индекс человеческого развития, рассчитанный по трем вышеперечисленным показателям, не дает полного представления человеческого прогресса. Поэтому необходимо использовать другие показатели развития человеческого потенциала, для того, чтобы анализировать и прогнозировать состояние развития человеческого потенциала в том или ином регионе. Кроме того, существует проблема несовместимости статистических данных, поскольку в том или ином регионе возможно отсутствие статистических показателей, необходимых для расчета индекса человеческого потенциала по определенной методике [15].
Индекс развития человеческого потенциала – расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.
Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.
Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия – средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому [26].
Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10–20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99%. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет [23].
Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.
Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других – все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.
В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения [11].
Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.
2. ИРЧП В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И МЕТОДЫ ЕГО ВЫЧИСЛЕНИЯ
2.1. Роль ИРЧП в концепции развития человека
Ежегодным отчетом о развитии человека начиная с 1990 года является – Доклад о развитии человека.
Легче измерить доходы государства, нежели развитие человека. И многие экономисты будут доказывать, что национальный доход представляет собой хороший показатель человеческого благополучия. Хотя между первым и вторым явно существует тесная связь, так как экономический рост является важным средством развития человека, второе не зависит лишь от экономического роста и уровня национального дохода. Оно также зависит от того, как используются эти ресурсы – на вооружение или производство продуктов питания, строительство дворцов или обеспечение чистой водой. А результаты деятельности людей, такие как демократическое участие в процессе принятия решений и равные права мужчин и женщин, не зависят от доходов. По этим причинам Доклад представляет большой перечень показателей по важным результатам деятельности человека, достигнутым в странах мира [13].
Несмотря на то, что этот перечень показателей служит основанием для оценки прогресса в развитии человека во многих его измерениях, политики также нуждаются в обобщенном показателе оценки прогресса, особенно в таком, который больше фокусируется на благосостоянии человека, нежели на его доходах. С этой целью Доклады о развитии человека с самого начала публиковали индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель дает общее представление о некоторых основных измерениях развития человека.
Хотя ИРЧП представляет собой полезную точку отсчета, важно помнить, что концепция развития человека шире и сложнее, чем это способны отразить любые совокупные измерения, даже если они подкрепляются другими показателями. ИРЧП не является всеохватывающим параметром. Он не включает важные аспекты развития человека, прежде всего возможность участвовать в принятии решений, влияющих на чью-либо жизнь и пользоваться уважением других членов сообщества. Человек может быть богатым, здоровым и образованным, но отсутствие этой возможности препятствует его развитию. Недоучет этого измерения развития человека в ИРЧП стал очевиден со времени первых Докладов о развитии человека – и способствовал разработке в 1991 г. индекса человеческой свободы и в 1992 г. – индекса политической свободы. Ни один из параметров не просуществовал и года с момента их введения, что послужило свидетельством сложности подобного количественного измерения таких комплексных аспектов развития человека.
ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов [17].
2.2. Метод, используемый для вычисления ИРЧП
При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей:
Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении – оценивает долголетие.
Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей – грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);
Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения [21].
Индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении этих трех важнейших аспектов человеческого благополучия.
Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:
1. Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;
2. Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;
3. Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.
Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни – фиксированные значения (определенные Программой развития ООН):
максимальное – 85 лет
минимальное – 25 лет
Индекс продолжительности жизни , где LE – Средняя продолжительность жизни.
2. Индекс грамотности (15 лет и старше)
максимальное – 100%
минимальное – 0%
Индекс грамотности взрослого населения (ALI)= , где ALR – Уровень грамотности взрослого населения в процентах.
3. Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6–24 года), охват% образованием:
максимальное – 100%
минимальное – 0%
Индекс совокупной доли учащихся (GEI) =, где CGER – Совокупная доля учащихся.
4. Совокупный индекс достигнутого уровня образования:
Индекс образования =
5. Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. США):
максимальное – 40000 долл. по ППС
Информация о работе Показатели развития человеческого потенциала