Планирование в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 21:52, контрольная работа

Краткое описание

Для организации производства продукции и услуг любому предприятию необходимы следующие компоненты: основные фонды, оборотные средства, рабочая сила.
Основные фонды - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию.

Оглавление

1. Введение
2. Сущность, назначение, классификация и структура основных средств (фондов). Оценка основных средств, их износ и амортизация. Показатели эффективного использования основных средств. Возможности улучшения использования основных производственных фондов предприятиями отрасли.

3. Планирование в условиях рыночной экономики: сущность, цели и задачи, принципы. Виды планов, их назначение и взаимосвязь. Методы планирования, используемые на предприятиях. Годовой план развития предприятия, его типовые разделы и их краткое содержание.
4. Решение задачи
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономика организации.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц  и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

В планировании используются следующие основные методы:  
- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;  
- балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;  
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;  
- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;  
- факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;  
- матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями; 
- экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие. 

Стратегия развития предприятия.

Целью разработки стратегии  развития предприятия является выявление  основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой. 

Основными задачами формирования стратегии предприятия являются:  
- выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать;  
- определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;  
- оценка результатов отдачи. 

Стратегический план предприятия составляется в такой  последовательности:  
1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.  
2. Определение хозяйственной политики предприятия.  
3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.  
4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия. 

Стратегический план предприятия состоит из следующих  разделов:  
1) Цели и направления деятельности;  
2) Текущие и долгосрочные задачи;  
3) Базовая стратегия;  
4) Функциональные стратегии;  
5) Описание наиболее важных программ;  
6) Описание внешних операций;  
7) Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;  
8) Формулировка резервных стратегий. 

При составлении стратегического  плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конец последнего года плана; финансовый план. 

Стратегия предприятия  разрабатывается на различные периоды  времени в зависимости от степени  предсказуемости будущего, продолжительности  периода внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической оснащенности (от 3 до 10 лет). 

Существуют следующие  разновидности базовых стратегий:  
- стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;  
- стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов;  
- стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия. 

Одной из важнейших составных  частей стратегии предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается в достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений. 

Методы выбора стратегии:  
- метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);  
- метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема;  
- метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;  
- метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;  
- метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки). 

Годовой план развития предприятия.

Наиболее распространенной формой текущего планирования является годовой план, который в прежние годы носил название техпромфинплана. На предприятиях определяется себестоимость по элементам и статьям затрат, планируются выручка от реализации, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В некоторых случаях планируются издержки по производственным подразделениям и проводятся более сложные специальные расчеты.

Данные для  составления годового плана.

Если раньше годовой  план предприятия составлялся на основе наличных производственных ресурсов, то в современных условиях он разрабатывается исходя из прогнозов сбыта продукции и анализа наличных и перспективных потребностей рынка. Помимо этого, при составлении годового плана опираются на результаты деятельности предприятия в предшествующем периоде, показатели выполнения прежних планов, фактический спрос на продукцию. Сбором и обработкой такой информации занимаются информационно-аналитические отделы предприятия.

Прогноз сбыта составляется по каждому виду производимой предприятием продукции с разбивкой по месяцам и территориям. Объем сбыта каждого продукта показывается в натуральном и стоимостном выражении. Исключения составляют предприятия с индивидуальным характером производства или с большим ассортиментом продукции. В этом случае прогноз сбыта делается по ассортиментным группам (связь продукции по сбыту) или товарным линиям (связь по технологии).

Правила разработки годового плана.

Разработка годового плана подчиняется строго определенным правилам, связанным со сроками его составления, порядком доведения до подразделений, а также структуры и конкретных показателей.

Составление годового плана  предприятия осуществляется планово-экономическим отделом до начала планируемого года (как правило, в ноябре или декабре предшествующего года). В задачи этого отдела входит доведение обязательных разделов плана до структурных подразделений организации и ведение контроля над ходом его выполнения. Как правило, годовой план имеет поквартальную разбивку всех показателей.

На крупных предприятиях годовой план разрабатывается на основании предварительных расчетов, проведенных для структурных подразделений предприятия (цехов, филиалов). При этом необходимо строго следить за тем, чтобы эти планы полностью соответствовали годовому плану всего предприятия. Все показатели плана всего предприятия и его подразделений должны быть увязаны между собой.

 

Состав показателей  планов подразделений может изменяться в зависимости от технологического назначения этих подразделений и  типа производства. Однако в качестве общей основы можно считать, что квартальный (годовой) план основного подразделения (цеха) содержит:

Производственную программу  по номенклатуре и объему производимых товаров и услуг;

План по труду, включающий численность персонала, фонд заработной платы, выработку на одного работающего, среднюю заработную плату;

План по себестоимости, который предполагает смету цеховых  расходов и задание по себестоимости  продукции (например, в виде плановой себестоимости);

Организационно-технический  план цеха, включающий организационные мероприятия подразделения, вопросы использования и обслуживания технологии и пр.

Показатели  годового плана.

Все показатели, используемые в планировании деятельности предприятия, а именно финансовые, 
структурные и качественные, находят свое применение в годовом плане организации.

К финансовым показателям  относятся: объем продукции в  отпускных ценах, объем реализации продукции в стоимостном выражении (по видам продукции), прибыль предприятия, кредиторская и дебиторская задолженности, платежи в федеральный и муниципальный бюджеты, фонд оплаты труда и пр.

Структурные показатели: доля средств юридических лиц  в привлеченных ресурсах, доля кредитов физическим лицам в чистых активах, доля вложений в ценные бумаги в чистых активах, доля вкладов в привлеченных ресурсах и пр.

Качественные показатели: рентабельность, ликвидность, производительность труда, показатели использования производственных мощностей, текучесть, обновление кадров, повышение их квалификации, оснащенности электронной техникой и пр.

Все эти показатели, как правило, раскрываются в аналитической записке к годовому плану предприятия, представляемому на утверждение руководству (дирекции) предприятия.

Структура годового плана.

Годовой план предприятия  разрабатывается по заранее принятой форме, которая включает следующие разделы и показатели:

1. Производство продукции.

1.1. Объем производства  в натуральном и стоимостном  выражении.

1.2. Реализация в натуральном  и стоимостном выражении.

2. Ресурсное обеспечение.

2.1. Основные производственные  фонды (обновление и использование).

2.2. Оборотные производственные  фонды (нормативная потребность и использование).

2.3. Оборотные средства (собственные и заемные).

2.4. Трудовой потенциал (численность занятых, затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхование).

3. Оценочные показатели.

3.1. Себестоимость продукции.

3.2. Производительность  труда.

3.3. Процент реализованной  продукции.

3.4. Прибыль, рентабельность.

4. Финансовые обязательства.

4.1. Платежи в федеральный  и муниципальный бюджеты.

4.2. Погашение кредита  (задолженности) и выплата процентов.

5. Социальное развитие.

5.1. Развитие непроизводственной  сферы.

5.2. Улучшение условий  труда. Охрана труда.

5.3. Подготовка и переподготовка кадров.

6. Природоохранные мероприятия.

6.1. Влияние производства  на окружающую среду (последствия производства, отходы от производственной деятельности и пр.).

6.2. Безопасность продукции  для человека и внешней среды.

В системе показателей, используемых в годовом плане, существенная роль отводится натуральным, качественным показателям, ориентирующим деятельность предприятия на достижение конечных результатов.

В системе годового планирования за последние десять лет число показателей заметно сократилось. Многие недооценивают такие разделы годового плана, как социальное развитие и природоохранные мероприятия. Зачастую планирование по этим разделам вообще отсутствует.

Бюджет как форма  реализации текущих планов. Реализацию текущих планов осуществляют через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляют обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению — центру прибыли, а затем объединяют в единый бюджет, или финансовый план предприятия.

Бюджет представляет собой план расходов и доходов  в стоимостном и натуральном выражении. Он должен соответствовать всем разделам плана и охватывать все стороны деятельности предприятия. Бюджеты можно как составлять укрупненно, так и разрабатывать в деталях. Общий бюджет предприятия включает все бюджеты по различным направлениям планируемой деятельности.

Выделяют два основных вида бюджетов: бюджеты капитальных  затрат и бюджеты текущих операций.

Бюджеты капитальных  затрат применяют исключительно для контроля и оценки долгосрочных планов, требующих для реализации больших капитальных вложений.

Бюджеты текущих операций используют для планирования и контроля повседневной производственной и сбытовой деятельности и связанных с этим функций.

Если условия функционирования предприятия быстро меняются, то применяют метод непрерывного составления бюджетов. Он предусматривает разработку текущего бюджета (например, на год) с пересмотром его в конце каждого месяца путем исключения этого месяца и добавления бюджетных оценок на месяц, следующий за окончанием первоначального бюджетного периода.

Используют также метод  различных вариантов бюджета, при  котором параллельно составляют несколько бюджетов: запланированный, ниже и выше запланированного уровня.

Информация о работе Планирование в условиях рыночной экономики