Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа
Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.
ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Роль и место планирования в управлении предприятием
1.2 Планирование как наука. Ее объект, методы и предметы
1.3 Предмет планирования
Глава 2. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Формы планирования и виды планов
2.2 Факторы, влияющие на выбор формы планирования
2.3 Организация внутрифирменного планирования
ЧАСТЬ II. ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1. Общая характеристика предприятия
2. Организационная структура управления
3. Внешняя и внутренняя среда предприятия
4. Миссия, цели и стратегия предприятия
5. Методы управления
6. Оценка эффективности управления предприятием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основными задачами инженера-технолога на данном предприятии – в ресторане – являются:
1. совершенствование технологии приготовления кулинарной продукции путем внедрения новых технологических приемов, новых видов сырья, изготовления новых изделий;
2. контроль за ходом технологического процесса от первичной обработки сырья до оформления блюд и отпуска их на раздачу;
3. систематическое инструктирование работников производства по нормативным документам, стандартам, техническим условиям, внедрению прогрессивной технологии;
Отделом по закупкам и складам руководит менеджер по закупкам. Его функции:
1. отвечает за руководство закупками всех товаров(продовольствие, непродовольственные товары) с учетом экологического принципа;
2. консультируется со всеми отделами при выборе необходимых товаров;
3. проверяет все складские запасы и следит за их своевременным пополнением;
4. учитывает в своей работе основные направления развития и управления предприятием;
5. организует и контролирует использование персонала в сферах складирования и закупок;
Это были функциональные руководители, теперь рассмотрим линейных руководителей.
Руководителем производства на предприятии является заведующий производством, а руководителем обслуживания – метрдотель.
Метрдотель контролирует, регулирует и координирует работу официантов, поваров-раздатчиков, буфетчиков, кассиров, резчиков хлеба, сборщиков и мойщиков столовой посуды, швейцаров, гардеробщиков и артистов оркестра.
Функции метрдотеля:
1. составление графиков выхода на работу подчиненных ему работников и контроль за его выполнением;
2. контроль за своевременной подготовкой зала к открытию и соблюдением санитарно-гигиенических требований во время обслуживания;
3. контроль за сервировкой столов, соблюдением правил торговли, правил личной гигиены, состоянием форменной одежды;
4. непосредственное участие в обслуживании; встреча посетителей, консультации в выборе места в зале, предъявление Книги отзывов и предложений по первому требованию посетителей, разрешение конфликтов, возникающих между работниками предприятия и посетителями;
5. оформление заказов;
6. ведение работы по совершенствованию профессиональных знаний официантов, распространению передового опыта;
7. контроль за уборкой зала после его закрытия и правильности отчетов официантов.
Еще одним линейным руководителем является шеф-повар, который подчиняется заведующему производством.
Функции шеф-повара:
1. ответственен за руководство всей кухонной сферой, а также за производство блюд по установленному стандарту гостиницы с учетом достижения максимального успеха в экономике и организации производства;
2. поддерживает руководителя закупок по всем вопросам приобретения сырья, товаров и качеству;
3. руководит своей сферой с учетом основных производственных направлений развития фирмы;
4. организуют, руководит, контролирует работу всех занятых на кухне сотрудников;
5. планирование, определение цены, а также составление меню на каждый день и для специальных мероприятий с учетом фирменных блюд сезона;
6. контроль за качеством;
Шеф-повару подчиняются бригадиры. Бригадирами назначаются наиболее квалифицированные работники. Бригадир выполняет работу по своей специальности и одновременно выполняет ряд обязанностей, связанных с организацией работы бригады.
Функции бригадира:
1. распределяет обязанности между членами бригады, обеспечивает их сырьем, инструментами; несет ответственность за выполнение производственного задания;
2. соблюдение технологии приготовления пищи;
3. своевременное приготовление полуфабрикатов и готовых блюд;
4. ведет учет выработки бригады.
3. Внешняя и внутренняя среда предприятия
Внутренняя среда:
1. выбор технологического процесса;
2. планирование программы производства;
3. планирование последовательности производства (оперативное планирование);
4. формирование производственных систем (систем оборудования);
5. содержание и эксплуатация оборудования;
6. организация материально-технического снабжения.
Внешняя среда:
1. организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
2. выбор целевых рынков и их сегментирование;
3. применение маркетинговых решений по продукту;
4. выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
5. продвижение товара;
6. выбор и реализация ценовой политики;
7. планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.
8. приобретение финансовых средств;
9. использование финансовых средств;
Исходя из перечисленных факторов, можно представит следующую схему внутренней и внешней среды предприятия (рис.3).
Рисунок 3. -Факторы внутреннего и внешнего воздействия на предприятия Общественного питания ресторанного типа «Пасифик»
4. Миссия, цели и стратегия предприятия
Миссия данного предприятия - обеспечить культурный отдых, освободить людей от повседневных забот.
Цель - получение прибыли, удовлетворение потребностей.
Необходимыми условиями являются: вежливость, доброжелательность, улыбка и быстрота обслуживающего персонала, точность и правильность расчетов, широкий ассортимент блюд.
Для того, что бы обеспечить стабильную работу предприятия, менеджер должен располагать такими работниками, которые способны подходить к работе творчески и добиваться поставленного результата. Дляресторана «Пасифик» полезно совершенствование управления персоналом посредством создания системы мотивации персонала. Чтобы эффективно двигаться навстречу поставленной цели, необходимо координировать работу и побуждать людей её выполнять
5. Методы управления
К главным методам воздействия можно отнести: экономические, экономико-математические, социально-психологические и прочие.
Экономические методы управления - это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей .Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы государства, интересы отрасли, интересы коллектива (организации), интересы личности.
Между этими интересами существуют противоречия. Искусство руководителя - разрешать данные противоречия, находить приемлемые компромиссы. Возможные экономические рычаги управления: себестоимость (затраты), производительность труда, фондоотдача, цена, заработная плата. Один из важнейших экономических рычагов управления - заработная плата работников.
Экономико-математические методы - это методы, основанные на поиске экстремумов аналогичных оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других.
Социально-психологические методы - это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырёх уровнях: Всего общества (государства), коллектива, рабочей группы, индивида (личности).
Основные факторы, определяющие ход социальных процессов: демографические факторы, возраст, этническая принадлежность, 4уровень образования и квалификация, размер рабочей группы, психологический климат.
Организационно-
1. Правовые нормы и акты.
2. Методы организационного воздействия, действующие внутри организации.
3. Распорядительные методы, использующиеся в процессе оперативного управления.
Можно применить следующие способы улучшения управления производством:
1.Организационно-
2.Социально-психологические: для оптимизации действия социальной политики можно использовать т.н. систему “ кафетерия”, в которой сотрудник получает возможность выбрать из общего перечня предлагаемых предприятием те, которые для него наиболее предпочтительнее.
Ресторан «Пасифик» делает упор на два метода управления: экономические и социально-психологические. Выбор в пользу этих методов сделан по причине небольшого размера организации и особенностей работающего коллектива. Именно в следствие верного и совместного труда всего персонала предприятие является прибыльным.
6. Оценка эффективности управления предприятием
1. Эффективностьоргстуктуры:
а) коэффициент звенности:
Кзв=Пзв. ф./ Пзв. о,(1)
гдеПзв.ф. – количество звеньев существующейоргструктуры; Пзв.о. – оптимальное количество звеньев оргстуктуры.
Количество звеньев в оргструктуре ресторана Пзв.ф.=8; Пзв. о = 6. Тогда:
Кзв=8/6=1,3333.
б) коэффициент территориальной концентрации:
Кт.к=Ппр.ф./П, (2)
где Ппр – количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации (3 основных на территории Владивостокского городского округа); П - площадь региона, на которой функционирует все организации данного типа (площадь города Владивостока равна561,54 км²).
Получаем:
Кт.к=5/561,54=0,0089.
в) коэффициент эффективности организационной структуры управления:
Кэ=Рп/Зу(3)
где Рп–конечный результат, полученный от функционирования оргструктуры управления; Зу– затраты на управление.
Рп=5212365 руб. (в месяц)
Зу =2000000 руб. (в месяц)
Кэ=5212365/2000000=2,6062.
г) эффективность управления Эувыражают, как правило, показателем, представляющим собой отношение экономичности управления Эск эффективности производства Эп. Эсисчисляется делением затрат на управлениеЗуна совокупную стоимость основных и оборотных фондовД и выражается в затратах на управление на единицу стоимости фондов. Эпопределяется делением объема условно чистой продукции (Вч.п) на численность промышленно- производственного персонала Сти выражается в количестве произведенной продукции на человека:
Эу = = . (4)
Имеем значения за месяц: Зу =2000000 руб., Д =371250 руб.,Вч.п=91430,Ст=12 чел.
Получаем:
Эу =0,0007.
Для определения эффективности лучшим является интегрированный показатель Кэф.у:
Кэф.у = 1 - (5)
где Кэф.у - коэффициент эффективности управления; Qу - затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления; Lч.п. – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих; Fm – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящегося на одного работающего); Еоф– фондоотдача (условно чистая продукция, приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов).
Qу=1,666667 руб., Lч.п.=0,25, Fm=48200 руб., Еоф=0,012.
Тогда получаем:
Кэ.ф.у= 1 – [(1,666667 /0,25) / (48200/0,012)] = 0,8340 или 83,4025%.
Численность работающих характеризуют показателями: списочный и расстановочный штат. Расстановочный штат работающих (численность работающих, одновременно занятых на предприятии) определяют по рабочим местам, нормам обслуживания оборудования, производительности труда.
Рабочая неделя (согласно ст. 91 ТК РФ) – 40 часов для каждого работника предприятия. Рабочие линии ПТЛ работают, преимущественно, в 2-3 смены. Суммарное время человеко-часов по предприятию – 1620 чел-час, максимально возможное – 2880 чел.