Планирование и распределение прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности планирования и распределения прибыли на предприятии.
Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:
•На основе литературных источников рассмотреть сущность прибыли и определить ее роль в современной рыночной экономике.
•Ознакомиться с основными методами планирования прибыли на предприятии.
•Выявить основные направления распределения и использования прибыли.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике 5
1.2. Методы планирования прибыли 10
1.3. Распределение и использование прибыли на предприятии 17
2. Расчетная часть 25
2.1. Пояснительная записка 50
Заключение 53
Список использованной литературы 55

Файлы: 1 файл

planir-e.doc

— 756.50 Кб (Скачать)

1-й шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции:

Прибыль = Выручка - Себестоимость = 313 075-199 858 = 113 217 тыс. руб.

2-й шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:

Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы -

  • Операционные расходы + Внереализационные доходы -

- Внереализационные  расходы = 113 217 + (500 + 800) - 
- (89 + 200) + (2000 + 2500) - (1700 + 500 + 100) = 116 428 тыс. руб.

 Составим  расчет валовой прибыли.

Таблица 3

Расчет валовой  прибыли, тыс. руб.

Показатель

Сумма

1. Плановый объем  продаж:

а) по отпускным  ценам предприятия

б) по полной себестоимости

 

313 075

199 858

2. Прибыль (убыток) от продажи

113 217

3. Доходы от внереализационных операций, в том числе:

    доходы по ценным бумагам

   доходы от долевого участия  в деятельности других предприятий

 

610

510

4.Операционные доходы: 
   от прочей реализации 
   арендные платежи

 

500

800

5. Операционные расходы:

    по прочей реализации 

    амортизация и обслуживание имущества,  сданного в аренду 

 

 

89

200

6. Внереализационные доходы:

    поступления в возмещение причиненных  предприятию убытков 
     курсовые разницы

 

 

2000

2500

7. Внереализационные расходы: 
    курсовые разницы 
   налог на имущество 
   налог на рекламу

 

1700

500

100

8. Прибыль (убыток) планируемого года

116 428


 

2. Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости[2, стр 115]..

Расчет  аналитическим методом ведется  раздельно по сравнимой 
и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому 
известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По 
этим данным можно определить базовую рентабельность Р0:

Р0 = (П0 : ПСтп) • 100%,

где П0 - ожидаемая прибыль (расчет  прибыли ведется в конце базисного года,       

       когда точный размер прибыли еще не известен); 
       ПСтп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

      Расчет ведется в определенной последовательности.

1-й шаг. С помощью базовой рентабельности ориентировочно 
рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2-й шаг. Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.

3-й шаг. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4-й шаг. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5-й шаг. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-м и последующих шагах.

6-й  шаг. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод показывает влияние различных  факторов 
на прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии 
стабильных условий хозяйствования.

3. Метод, основанный на эффекте  производственного (операционного)  рычага. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль[7, стр 54]..

Для коммерческих предприятий очень  важно определить порог 
окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. 
Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет 
определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческое 
предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль 
или убыток). Точка безубыточности — это такой объем выручки, при 
котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. Более наглядно это можно представить графически (рис. 2

Рис. 2 Определение точки безубыточности



Прямые 1—3 показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости.

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага', т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается:

Сила  воздействия операционного рычага =

Пример. Выручка от реализации продукции составила на предприятии     500 млн руб., условно-переменные затраты — 250 млн руб., условно-постоянные затраты — 100 млн руб. Рассчитать точку безубыточности и эффект операционного рычага.

Таблица 4

Данные  к расчету точки безубыточности и эффекта операционного рычага

Показатель

Сумма (%)

  1. Выручка от реализации
  2. Переменные затраты
  3. Маржинальная прибыль
  4. Постоянные расходы
  5. Финансовый результат (прибыль)

500 (100)

250 (50)

250 (50)

       100

       150


Рассчитаем  процент маржинальной прибыли к  выручке от реализации:

250 : 500 •  100% = 50%.

Точка безубыточности в этом случае будет  определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей 
выручке от реализации:

100 : 50% •  100% = 200 млн руб.

Эффект  операционного рычага рассчитывается как отношение 
маржинальной прибыли к прибыли. В нашем примере сила воздействия операционного рычага будет равна:

250 : 150 = 1,67.

Другими словами, любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1:1,67. Допустим, у предприятия появилась возможность увеличить выручку от реализации на 10%; в этом случае прибыль возрастет на 16,7%:

выручка от реализации      500 •  1,1 = 550 млн руб.;

переменные затраты            250 • 1,1 = 275 млн руб.;

маржинальная  прибыль    550 — 275 = 275 млн руб.;

прибыль от реализации     275 - 100 = 175 млн  руб.;

прибыль увеличилась на 25 млн руб., или 16,7%.

При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.

В нашем  примере уменьшение реализации на 5% повлечет за собой снижение прибыли на 8,35% (5 • 1,67).

 

 

 

 

 

 

1.3. Распределение и использование  прибыли на предприятии.

Получая прибыль, предприятие решает задачи ее использования. Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия. Выплачивая дивиденды, предприятие стимулирует рост стоимости своих акций, оставляя прибыль на предприятии, акционеры инвестируют развитие производства. Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях.

Распределение прибыли - это составная и неразрывная  часть 
общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне 
с распределением дохода физических лиц, самая главная[8, стр 122].

По  сути распределение прибыли следует  рассматривать в трех 
направлениях (рис. 3 )

 

Прибыль

балансовая



 

Бюджет

 

Предприятие

 

Собственники


 

Рис. 3Направления распределения прибыли

Прибыль распределяется между государством, собственниками 
предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения предприятия и государства по поводу прибыли строятся на основе ее налогообложения.

В российском законодательстве налогом на прибыль  облагается 
не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Различия 
в налогооблагаемой прибыли и прибыли, отраженной в Отчете о 
прибылях и убытках, порождены различиями в методологии исчисления финансового результата в нормативных документах по бухгалтерскому учету и в Налоговом кодексе. Кроме того, в Налоговом кодексе в очередной раз была сделана попытка дать перечень всех расходов, которые уменьшают прибыль в целях налогообложения. Поскольку этой цели достичь невозможно, часть расходов, вычитаемых из доходов и формирующих балансовую прибыль в бухгалтерском учете, не считается расходами, уменьшающими доходы для целей налогообложения. Тем не менее, для многих предприятий бухгалтерская прибыль оказалась больше налогооблагаемой, что приводит к уменьшению доходов бюджета. Было бы различия в методологии исчисления бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли были ликвидированы.

Налоговая система — очень важный элемент  рыночной экономики и не в последнюю очередь от нее зависят результаты экономических преобразований. Налоги служат основной формой получения доходов государством. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса[4, стр 74]..

Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на 
размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные. Начисление налогов проводится с отнесением их на различные источники.

Часть налогов включается в цену продукции (товара, работ, услуг). К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины.

Некоторые налоги включаются в состав расходов по производству 
продукции, т.е. относятся на ее себестоимость или же на их сумму 
увеличивается стоимость амортизируемого имущества. К ним относятся единый социальный налог, транспортный налог, импортные таможенные пошлины, государственные пошлины, земельный, лесной и другие ресурсные налоги.

Другие  налоги относятся на финансовые результаты хозяйствен- 
ной деятельности предприятия, т.е. уменьшают его балансовую при- 
быль: налог на прибыль, на имущество, на рекламу

Непосредственно из прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности и остающейся у предприятия после 
уплаты налога на прибыль, предприятие уплачивает некоторые местные налоги.

Поскольку, как  мы видим, основным источником уплаты налогов служит добавленная стоимость, налоги непосредственно влияют на сумму прибыли, остающуюся в распоряжении организации, т.е. чистой прибыли. Косвенные налоги, хотя прямо и не уплачиваются из прибыли, но при достижении ценой товара максимума покупательной возможности также начинают снижать долю прибыли товаропроизводителя. Сумма налогового бремени обратно пропорциональна инвестиционным возможностям реального сектора экономики. Задача государственного управления состоит в том, чтобы, сохраняя стабильность роста доходов бюджета, способствовать экономическому росту на предприятиях. Закономерно предположить, что должен быть ограничитель для налоговой нагрузки на экономику предприятий-налогоплательщиков. По нашему мнению, размер налоговых платежей не должен превышать трети балансовой прибыли. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффективности работы предприятий и получению прибыли.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли