Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:51, реферат
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Введение................................................................
.............………3
Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита.........................................................……………………….4
1.1 Государственный кредит как экономическая категория...................................................................
................…4
2. Отличия государственного кредита от банковского…8
Глава 2. Формы государственного кредита.....................………..11
2.1 Формы внутреэкономического государственного кредита.....................................................................
.................….11
2. Международный государственный кредит.............…..18
Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в
РФ..........................................................................
.………………..25
Заключение..............................................................
......…………...31
Список литературы………..........................................…………......32
Глава 3.
Основные
тенденции развития государственного
кредита в РФ.
Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской
Федерации",
принятый в 1992 г., закрепил деление государственного
долга на внутренний и внешний, проводимое
по валютному критерию. Таким образом,
в настоящее время заимствования делятся
на внутренние и внешние в соответствии
с валютой возникающих обязательств, рублевые
долги относятся к внутреннему долгу,
а валютные - к внешнему.
Россия в
современных условиях выступает, как
впрочем и любое современное государство,
одновременно и международным кредитором,
и международным должником. Это является
результатом многолетнего длительного
процесса заимствований на уровне национальных
рынков развитых стран с рыночной экономикой
и одновременно с этим кредитование ряда
стран. Но особенность этих процессов
состояла в том, что заимствование носило
чисто коммерческий характер, а кредитование
- преимущественно военнополитический.
В результате, к настоящему времени, по
отношению к развитым странам с рыночной
экономикой Россия выступает чистым должником.
По отношению же к развивающимся и некоторым
постсоциалистическим странам Россия
выступает чистым кредитором.
Такое состояние
на первый взгляд легко решаемое - получить
долги стран должников и за этот счет рассчитаться
со странами с развитой рыночной экономикой
и евробанками - на деле оказывается сложным
и трудноразрешимом узлом противоречий.
Долги развивающихся и постсоциалистических
стран России по имеющимся оценкам достигают
145 миллиардов долларов. Но вернуть их
трудно, поскольку кредиты под продажу
оружия и чисто политические цели еще
никогда и нигде не могли создать эквивалента
для выплаты самой суммы долга и уплаты
процентов. Например, из 14,2 миллиардов
долларов, которые должны были быть выплачены
России в счет погашении задолженности,
в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда
долларов или 15%.
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от
СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам ( исключая Украину
) в 1993 году
составил около 70 миллиардов долларов
( внешний долг СССР в 1987 году составил
40 миллиардов долларов ). Выплатить этот
государственный долг в сравнительно
короткие сроки крайне сложно, поскольку
валютная выручка России от ее экспорта
резко сократилась и в еще большей степени
сократилась доля государства в этой выручке.
Практически
Россия может ежегодно выплачивать
своим кредиторам не более 2,5 миллиардов
долларов в год, что приблизительно
равно сумме ежегодных
(объединяет
всех государственных
Лондонский
клуб (объединяют частных кредиторов,
преимущественно
« В течение 1999 года Министерство финансов РФ осуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную, прежде всего, на оптимизацию объема новых заимствований для финансирования дефицита государственного бюджета, а также достижение договоренностей с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего
СССР» ( Финансы 2000, №5 ).
Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга, отражены в следующей таблице:
Таблица 1. Объем и структура государственного долга РФ.
|Государственный |На 1 января года |
|Долг | |
| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
|Внутренний , трлн. руб*. |17,2 |88,4 |196,8 |372,6 |499,6 |
|Внешний, трлн. руб. / |140.5/ |425,6/ |558,6/ |695,0/ |779,6/ |
|млрд. дол. США, |112,7 |119,9 |120,4 |125,0 |130,8 |
|в том числе: | | | | | |
|Долг бывшего СССР |129,3/ |385,5/ |477,9/ |560,5/ |582,9/ |
| |103,7 |108,6 |103,0 |100,8 |97,8 |
|Долг РФ |11,2/ |40,1/ |80,7/ |134,5/ |196,7/ |
| |9,0 |11,3 |17,4 |24,2 |33,0 |
|Внутренний в % к ВВП |10,0 |14,0 |13,4 |18,1 |19,3 |
|Внешний
в % к ВВП |61,3 |43,0 |33,7 |28,9 |30,1 |
*В неденоминированных
рублях, без задолженности по
ОВВЗ.
В начале 1998 года общий уровень долговой нагрузки составлял 49,4% к
ВВП. В результате
девальвации рубля 17 августа прошлого
года произошел рост государственного
долга с 52% до 120% к ВВП. ( Финансы 1999,
№7 )
Опыт других
стран, переживавших менее чем десятилетие
назад подобное же состояние своих
внешних финансов ( например, Мексика
и др. ) свидетельствует, что без решения
проблемы упорядочения кредитно-денежной
системы страны погашения внешнего государственного
долга даже растянутое на многие годы
становится весьма проблематичным.
Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.
1. Дефицитный
бюджет приводит к ускоренному
росту государственного
2. На государственный
долг списывается все текущее
бюджетное недофинансирование
Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.
3. Центральный
банк и Минфин РФ
"облигационном" сегменте финансового рынка.
4. Отсутствует
средне- и долгосрочное планирование,
в том числе при подготовке
проекта федерального бюджета,
состава и объема
5. Рынок
российских государственных
6. Понятия
внутреннего и внешнего долга
постепенно смыкаются. Этот
ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме
"вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга.
С выпуском
еврооблигаций и их размещением
среди как нерезидентов, так и
резидентов совершенно иной характер
приобретает задача маневрирования
рублевыми и валютными
Основными проблемами, связанными с нынешним состоянием государственного внешнего долга являются.
1. Принципиально
разные правовые и
Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.
2. Серьезная
проблема, связанная с долгом
бывшего СССР, обусловлена той
ролью, которую исторически
3. Операции
правительства по размещению
еврооблигаций, а также
Необходимо
отметить, что информация о мероприятиях,
проводимых правительством и его
агентами по урегулированию вопросов,
связанных с российскими
Заключение.
Назначение
государственного кредита проявляется
в первую очередь в том, что
он является средством мобилизации
в руках государства
При положительном
бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью
государственного кредита средства прямо
используются для финансирования экономических
и социальных программ. Это означает, что
государственный кредит, являясь средством
увеличения финансовых возможностей государства,
может выступать важным фактором ускорения
социально- экономического развития страны.
Но оценивая
финансовое значение государственного
кредита, не следует забывать, что
мобилизуемые с его помощью государством
средства являются антиципированными,
т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость
погашения государственного долга
требует изыскания
Главных задач
системы управления внешним долгом,
являются: обеспечение национальной
экономики республики внешними источниками
финансирования, достаточными для ее
оптимального развития, осуществление
контроля за эффективным использованием
этих средств и за тем, чтобы их объем находился
в соответствии с реальными возможностями
страны обслуживать свой внешний долг.
Информация о работе Основные тенденции развития государственного кредита в РФ