Основные направления совершенствования политики управления запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть товарные запасы, анализ и нормирование.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие товарных запасов и необходимость их существования;
- рассмотреть нормирование и анализ товарных запасов ООО «Сказка».

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты управления товарными запасами на предприятии
1.1 Понятие товарных запасов
1.2. Необходимость существования запасов
1.3. Анализ товарных запасов
2. Нормирование и анализ товарных запасов ООО «Сказка»
2.1. Характеристика ООО «Сказка»
2.2. Управление товарными запасами в ООО "Сказка"
3. Основные направления совершенствования политики управления запасами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Товарные запасы анализ и нормирование.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы.

Сущность статистического метода планирования и нормирования товарных запасов - анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3-4 года. Величина товарных запасов берется в днях товарооборота. Анализ и выявление сложившихся тенденций проводится как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия объективных и субъективных факторов. Статистический метод планирования и нормирования товарных запасов, хотя и прост, но недостаточно совершенен. Основной его недостаток в том, что сложившиеся за ряд лет тенденции переносятся в будущее со всеми присущими им недостатками.

Наиболее часто в торговле применяют метод технико-экономических расчетов. Это объясняется тем, что до 1992 г. с помощью именно этого метода определялась величина товарных запасов по каждому торговому предприятию и организации. Кроме того, этот метод является, пожалуй, наиболее достоверным и точным.

Суть метода технико-экономических расчетов состоит в следующем: вся масса товарных запасов разбивается на отдельные элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации конечным потребителем. Планируются и нормируются эти элементы отдельно. Затем определяется норматив товарных запасов как сумма отдельных элементов.

При использовании этого метода норма товарных запасов включает в себя следующее:

- время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже;

- время пребывания товаров в форме торгового запаса;

- гарантийный (страховой) запас товаров.

Время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, время пребывания товарных запасов в форме товарного запаса рассчитывается. При этом учитывают, что торговый запас делится на две части: запас товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале, и запас текущего пополнения, т.е. предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи.

Для того чтобы количественно измерить первую часть торгового запаса, определяют число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товара. Затем к произведению этих двух величин прибавляют среднедневной оборот и полученную величину делят на среднедневной оборот по этой группе товаров. Вторую часть торгового запаса устанавливают по каждой группе товаров, исходя из частоты поступления.

Величина товарного запаса текущего пополнения должна составлять половину оптимальной партии поставки товара. Это соотношение является для торговых предприятий традиционным и объясняется тем, что во время завоза запасы отдельных товаров колеблются от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза).

Гарантийный (страховой) товарный запас предназначен для смягчения неравномерности поставок, изменений спроса и т.п.

При определении нормативов в целом по торговому предприятию учитывают и время пребывания товаров в пути (для иногородних поставщиков).

Аналогично проводят расчет по всем товарным группам, и суммарный результат определяет норматив по торговому предприятию в целом.

Ни нормативный, ни экономико-математический метод практически не применяются в современной повседневной деятельности торговых предприятий из-за невысокой достоверности и большого объема вычислений [12, c. 178-182].

 

2. Нормирование и анализ  товарных запасов ООО «Сказка»

2.1. Характеристика ООО «Сказка»

Магазин ООО «Сказка» работает в городе с июля 2001 года, и за такой короткий срок уже достигла значительных успехов. Магазин «Сказка» занимается розничной торговлей, значительную часть оборота занимают товары общественного питания, спиртные напитки и т.п.

Целью магазина «Сказка» является извлечение прибыли, оно имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

На предприятии ведётся регулирование товарных запасов, поддержание их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

В управлении товарными запасами используются автоматизированные системы управления товарными запасами.

Конкурентные преимущества:

- широкий ассортимент товара;

- цены на уровне конкурентов;

- качество обслуживания (от персонала требуется знание татарского языка, улыбчивость, знание ассортимента)

 

 

2.2. Управление товарными запасами в ООО "Сказка"

Большие запасы позволяют привлечь покупателей широким ассортиментом товаров, обеспечить регулярную, бесперебойную торговлю всеми наименованиями товаров. Вместе с тем большие запасы связаны с опасностями на предприятии: повышение расходов по их содержанию, замедление оборачиваемости средств, вложенных в товары. Возникает риск потери качества товаров при длительном хранении, устаревания фасона, модели, что в свою очередь может привести к трудностям сбыта, росту расходов, снижению прибыли.

Структура товарооборота по некоторым товарным группам в динамике представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура товарооборота по товарным группам

Товарные группы

2009 год

2010 год

(+,-) уд.вес

тыс.р.

уд.вес

Нат.ед.

тыс.р.

уд.вес

нат.ед.

Колбасные изделия

99648,1

14,3%

955,8

97118,1

14,0

932,5

-0,3

Ликеро-водочные

72138,7

10,4%

53,5

72691,3

10,5

53,9

+0,1

Кондитерские изделия

74707,2

10,7%

591,4

74302,4

10,7

588,2

-

Молокопродукты

65233

9,4%

6391,2

65969,5

9,5

6463,4

+0,1

Хлебобулочные изделия

54508,3

7,8%

5541,2

54658,8

7,9

5556,5

+0,1

Мясо и птица

36548,8

5,3%

515,2

38192,8

5,5

538,4

+0,2

Рыба С/М

48033,8

6,9%

668,8

48409,1

7,0

674,0

+0,1

Фрукты

22017,8

3,2%

361,6

22715,7

3,3

373,1

+0,1

Пиво

25174,8

3,6%

99,2

25387,8

3,7

100,0

+0,1

Сыры твердые и плавленые

19746,1

2,8%

228,8

18449,2

2,7

213,8

-0,1

Вино

23306,4

3,4%

21,0

23383,0

3,4

21,2

-

Безалкогольные напитки

14521,5

2,1%

144,3

14977,1

2,2

148,8

+0,1

Мороженое

12398,1

1,8%

179,0

12893,9

1,9

186,2

+0,1

Сахар

10089,9

1,5%

524

9116,2

1,3

473,4

-0,2

Консервы фрукт.-ягод

13699,6

2,0%

 

13582,7

2,0

 

-

Коньяк

13332,0

1,9%

32

11499,5

1,7

27,6

-0,2

Масло животное

6759,5

1,0%

95,5

6743,2

1,0

95,3

-

Табачные изделия

6255,4

0,9%

 

6307,0

0,9

 

-

Яйцо птицы

6275,4

0,9%

4047,5

6249,7

0,9

4030,9

-

Консервы овощные

7603,3

1,1%

 

7638,6

1,1

 

-

Майонез

6438,8

0,9%

173,4

6274,4

0,9

169,0

-

Сельдь соленая

9715,1

1,4%

215,9

9721,8

1,4

216,0

-

Овощи

5265,0

0,8%

47,9

5223,0

0,8

47,5

-

Масло растительное

5655,2

0,8%

143,3

6039,7

0,9

153,0

+0,1

Шампанское

6532,5

0,9%

5,7

6050,7

0,9

5,3

-

Крупы

5323,7

0,8%

481,9

5075,5

0,7

459,4

-0,1

Кофе

6027,8

0,9%

7,4

6032,7

0,9

7,4

-

Консервы рыбные

5800,3

0,8%

227,1

5992,4

0,9

234,6

+0,1

Чай

5258,8

0,8%

25,5

5944,2

0,9

28,8

+0,1

Макаронные изделия

3072,8

0,4%

224,3

3172,1

0,5

231,5

+0,1

Мука

2115,5

0,3%

149,8

2183,2

0,3

154,6

-

Консервы мясные

1266,3

0,2%

18,8

1288,8

0,2

19,1

-

Маргариновая продукция

1164,6

0,2%

46,0

1783,2

0,3

52,3

+0,1


 

При анализе структуры товарооборота в 2010 году по сравнению с 2009 г. в суммовом выражении произошло снижение продаж по всем товарным группам, в большей степени за счет закрытия торговых точек по городу. Но по некоторым группам товаров произошло увеличение удельного веса продаж в общем объеме товарооборота. Об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Рост удельного веса некоторых видов товаров в общей структуре товарооборота

Товарные группы

Рост уд. веса, %

1.

Макаронные изделия

+0,1%

2.

Молокопродукты

+0,1%

3.

Хлебобулочные изделия

+0,1%

4.

Мясо и птица

+0,2%

5.

Рыба С/М

+0,1%

6.

Фрукты

+0,1%

7.

Масло растительное

+0,1%

8.

Ликеро-водочные

+0,1%


 

Главной причиной роста продаж по группам товаров является активные мероприятия по проведению рекламных акций, связанных с ценовой политикой Общества. Положительная динамика доходов Общества от розничной торговли свидетельствует об устойчивом положении эмитента на рынке, не смотря на бурный рост числа торговых точек конкурентов. Оценка равномерности выполнения товарооборота за 2009г представлена в таблице 3.

Таблица 3

Товарооборот по месяцам за 2009 г.

Месяц

продажа продукции по плану

Продажа продукции фактический

Процент выполнения плана

Январь

87120

70252

80,64

Февраль

91000

87332

95,97

Март

92500

83900

90,70

Апрель

98200

94232

95,96

Май

100000

95132

95,13

Июнь

101500

110876

109,24

Июль

101583

94657

93,18

Август

107800

100004

92,77

Сентябрь

108540

118899

109,54

Октябрь

112400

93241

82,95

Ноябрь

118788

91659

77,16

Декабрь

119120

90009

75,56

Итого:

1238551

1130193

91,25


 

Определим коэффициент ритмичности, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Данные о товарообороте, необходимые для этого представлены в таблице 3.

Коэффициент ритмичности = = = =0,897

Коэффициент ритмичности близкий к 1, свидетельствует о ритмичности осуществления продаж.

Среднеквадратическое отклонение = = =10,61 %

Коэффициент вариации = =11,63

Значение коэффициента вариации превышает оптимальное значение равное 10, следовательно колебания велики и степень отклонения в выполнении прогнозируемого товарооборота от среднего уровня, так же велика.

При анализе структуры товарооборота в 2010 году по сравнению с 2009 г. можно заметить снижение удельного веса продаж по некоторым товарным группам, в большей степени за счет закрытия торговых точек по городу. Но по ряду групп товаров произошло увеличение удельного веса продаж в общем объеме товарооборота. Эти данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Рост удельного веса продаж отдельных видов товаров в общем объема товарооборота

Товарные группы

Рост уд. Веса, %

1.

Хлебобулочные изделия

+0,1%

2.

Молокопродукты

+0,2%

3.

Ликероводочные изделия

+0,1%

4.

Масло растительное

+0,2%

5.

Майонез

+0,1%

6.

Кофе

+0,1%

7.

Чай

+0,1%


 

По социально-значимым товарным группам удельный вес в общих продажах в 2009 году остался на том же уровне. Это такие группы, как мясо и птица, крупа, макаронные изделия, мука, сахар, консервы мясные.

Главной причиной роста продаж по группам товаров является активные мероприятия по проведению рекламных акций, связанных с ценовой политикой Общества. Положительная динамика доходов Общества от розничной торговли свидетельствует об устойчивом положении эмитента на рынке, не смотря на бурный рост числа торговых точек конкурентов.

Информация о работе Основные направления совершенствования политики управления запасами