Основные этапы формирования ассортимента производственной предпринимательской структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:36, доклад

Краткое описание

Разработка и эффективное управление ассортиментом выпускаемой продукции является одной из сложных и в то же время ключевых задач, стоящей перед менеджментом промышленного предприятия. Руководство производственной предпринимательской структуры при разработке ассортимента должно обеспечить координацию и взаимодействие научно-технических и опытно-конструкторских служб, производственных, сбытовых, сервисных, рекламных и иных подразделений с тем, чтобы добиться наибольшего соответствия выпускаемых изделий нуждам и потребностям покупателей

Файлы: 1 файл

- Карсюк_Этапы формиров. ассортимента.doc

— 59.00 Кб (Скачать)


 

основные этапы формирования ассортимента производственной предпринимательской структуры

 

Разработка и эффективное управление ассортиментом выпускаемой продукции является одной из сложных и в то же время ключевых задач, стоящей перед менеджментом промышленного предприятия. Руководство производственной предпринимательской структуры при разработке ассортимента должно обеспечить координацию и взаимодействие научно-технических и опытно-конструкторских служб, производственных, сбытовых, сервисных, рекламных и иных подразделений с тем, чтобы добиться наибольшего соответствия выпускаемых изделий нуждам и потребностям покупателей. Если такое взаимодействие не обеспечено, то в ассортимент предприятия могут быть включены товарные позиции, которые не найдут спроса на рынке, что приведет к невозвратным финансовым потерям.

Первоначальным условием формирования ассортимента является единое понимание участников этого процесса используемых терминов. Например, Ф. Котлер и К.Л. Келлер определяют ассортимент товара (или товар-микс) как совокупность всех товаров и товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом [2, с. 409]. В различных источниках также выделяется товарный ассортимент, или номенклатура – вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Из данного определения следует, что номенклатурные позиции могут использоваться и для собственных нужд компании. Сущность ассортиментной концепции, политики, стратегии, ассортиментной деятельности раскрыты в работах В.К. Ващенко, Л.С. Волковой, Р.Н, Нагепетьянц, А.И. Веселова, А.Леонова, А.Н. Асаула, В.П. Грахова и других авторов. С точки зрения А. Леонова, исследуемый процесс описывается понятием «ассортиментная деятельность», под которой он понимает все элементы процесса планирования, разработки, запуска, управления и снятия с производства соответствующей ассортиментной единицы, а также внесения изменений в этот процесс на уровне оперативно-тактических решений как результат реагирования предприятия во внешней среде [3., с. 99].

Множество интерпретаций определений, а также смешение элементов ассортиментной деятельности и соответствующих документов вызывают необходимость их систематизации. Автор предлагает следующее понимание составляющих ассортиментной деятельности.

1.       Внешняя ассортиментная деятельность, результатом которой является торговое предложение. Заключается в комплексном предложении предприятия на рыке. К основным элементам внешней ассортиментной деятельности можно отнести маркетинг и/или производственную политику (с учетом выбранного подхода в формировании ассортимента – «от продавца» или «от покупателя»).

2.       Внутренняя ассортиментная деятельность, результатом которой выступает производственная программа. Этот вид деятельности исходит из производственной политики, инновационной и инвестиционной деятельности, управления складскими запасами, снабжением, производством.

3.       Стратегическая ассортиментная деятельность, или бизнес-планирование. Основными задачами здесь выступают выбор рынка или его сегмента, формирование хозяйственного портфеля. Для этого, прежде всего, необходимо определить вид стратегии предприятия: дифференциации, узкой специализации, диверсификации или вертикальной интеграции.

4.       Тактическая и оперативная ассортиментная деятельность заключается в периодическом пересмотре ассортимента для формирования оперативного плана производства. На этом уровне деятельности участвуют такие инструменты, как управленческий учёт, анализ хозяйственной деятельности и т.п.

Также специалисты рекомендуют составить товарный классификатор и ассортиментную матрицу. Товарный классификатор подразумевает разделение всех товаров на уровни: классы, товарные группы и товарные категории. Ассортиментная матрица представляет структурированный на основе товарного классификатора перечень всех товарных позиций, с учётом покупательского спроса, ассортимента конкурентов, специфики региона и т.д. При этом деление товаров на категории и группы зачастую может не совпадать с каким-либо государственным классификатором, например, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) [4, с. 12].

Уточнение терминологии и составление ассортиментной матрицы – первый этап формирования ассортимента. Далее предпринимательской структуре необходимо опередить алгоритм, или последовательность этапов формирования ассортимента. Нельзя утверждать, что существует какой-либо единственно возможный алгоритм, эту задачу можно решить различными способами. Но разумным и научно обоснованным представляется использование имеющихся разработок и рекомендаций в этой области. Также следует учитывать, что в стратегическом планировании товар определяется как сумма приемлемых для потребителя коммерческих атрибутов: цена, качество, упаковка-маркировка, услуги-сервис. Предприятие должно объективно оценить, насколько оно может быть конкурентоспособным в предоставлении указанного комплекса атрибутов.

С точки зрения Ф. Котлера управление ассортиментом должно проходить в два этапа [1, с. 33].

1)      Анализ товарной линии. Он включает постоянный сбор информации об объёме продаж и прибыли по каждой товарной единице, определение долей отдельных товарных единиц в объёме продаж и прибыли товарной линии. Здесь же определяется позиции товарной линии предприятия по отношению к конкурентам. Если на несколько ассортиментных позиций приходится высокая доля объема продаж, то товарная линия считается уязвимой.

2)      Принятие решения о длине товарной линии, необходимости обновления или иной корректировки. Критерием оптимальной длины является общая прибыль предприятия. Товарная линия считается короткой, если, добавляя к ней новые товарные единицы, можно увеличить прибыль. Слишком длинной – если сокращение числа товарных единиц приводит к росту прибыли.

Данный подход можно отнести к ресурсно-ориентированному, поскольку он начинается с анализа показателей деятельности предпринимательской структуры. Определение позиции товарной линии фирмы по отношению к конкурентам относится к достоинствам методики Ф. Котлера. Недостатком является то, что при наполнении товарной линии возникает риск вытеснения одних товаров другими, а также введение в заблуждение клиентов фирмы.

В работе И. Астраханцевой и Е. Одинцовой предлагается формировать ассортимент с учетом экономических целей предприятия, на основе критериев максимизации прибыли, увеличения объема сбыта и т.п. Эти авторы различают два направления оценки товаров:

1)      количественную оценку (анализ структуры сбыта, покрытия затрат, товарооборачиваемости, отклонения показателей от плановых);

2)      оценку на основе информации о внешней среде (исследование восприятия ассортимента потребителями, анализ жизненного цикла продукта и портфолио-анализ).

Указанные авторы приводят следующий алгоритм формирования товарного ассортимента [1, с. 35]:

1)      ABC-анализ;

2)      учет времени присутствия товара на рынке;

3)      анализ представленности данной продукции у конкурентов

4)      рассмотрение наличия товаров-субститутов;

5)      анализ способов использования товаров;

6)      рассмотрение ассортимента с точки зрения присутствия в нем товаров разного диапазона цен;

7)      учет известности, рекламируемости продукта;

8)      принятие решения на основе данных факторов.

Преимуществом данного подхода является возможность оценки с её помощью структуры товарного ассортимента. Недостатком является то, что авторы оставили без внимания некоторые факторы внешней среды, такие как поставщики, экономическая ситуация на рынке, научно-технический прогресс.

Формированию ассортимента уделяется внимание П.С. Завьяловым, А.П. Градовым, Г.П. Костиной, М.М. Башмаковой и др. Алгоритм кросс-категориального анализа ассортимента приведён в работе С.В. Сысоевой и Е.А. Бузуковой  [4, с. 58]. Он заключается в том, что нужно:

1)      составить список всех категорий товаров;

2)      определить границы данных (min и max прибыли и оборота);

3)      определить роли категорий ассортимента (приоритетные, базовые, периодические и др.);

4)      сформулировать выводы.

Однако последний пункт представляется недостаточно четким, требующим уточнения механизма принятия решения по данному вопросу.

Таким образом, существует больше количество исследований, в которых перечисляются основные этапы создания и пересмотра ассортимента. В разнообразных источниках, посвящённых анализу ассортимента, приводятся обширный перечень инструментов анализа ассортимента, среди которых:

−         АВС-анализ - для оценки вклада каждой ассортиментной позиции в результат (прибыль или оборот) фирмы;

−         XYZ-анализ – для оценки стабильности продаж товара;

−         сочетание АВС- и XYZ-анализа – для определения статуса каждого товара в ассортиментной матрице;

−         QRS-анализ – для определения необходимости вложения оборотных средств в развитие поставщика нужного для фирмы товара;

−         ФИФО – для оценки товарных запасов с целью оптимизации налогообложения;

−         математические модели анализа запасов (прогноз спроса, уровень страхового запаса, модель Уилсона и др.);

−         маржинальный анализ;

−         матрица Ансоффа и т.д.

Итак, задача формирования ассортимента производственной предпринимательской структуры достаточно обширна. В качестве вывода можно отметить, что ассортиментная деятельность должна состоять из:

−         определения последовательности (алгоритма) такой деятельности;

−         определения методик анализа и планирования ассортимента;

−         применения данных методик для анализа и планирования ассортимента в соответствии с обозначенным алгоритмом.

В работах, посвящённых формированию ассортимента, уделяется как конкретным методикам, так и организационному вопросу. Однако анализ источников показывает отсутствие единого понимания авторов в части организации ассортиментной деятельности. В связи с этим, очевидна необходимость более детальной проработки данной проблематики и формулировании предложений по улучшению деятельности производственных предпринимательских структур в части формирования ассортимента.

 

Список литературы

 

  1. Астраханцева И., Одинцова Е. Разработка ассортиментной политики // Консультант директора. – 2005. - №23 – с. 33-36.
  2. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 816 с.
  3. Леонов А. Ассортиментная политика предприятия: сущность, содержание, структура // Предпринимательство. – 2004. - №3. – с. 98-108.
  4. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.


Информация о работе Основные этапы формирования ассортимента производственной предпринимательской структуры