Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение деятельности фирмы в рыночной экономике. Задачи исследования. В соответствии с целью курсовой работы автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
- рассмотреть понятие и дать общую характеристику фирме как экономической категории;
- определить причины возникновения и существования фирм, цели и задачи деятельности и организационную структуру фирмы;
- дать классификацию фирм;
- рассмотреть виды и организационно-правовые формы предпринимательства;
- выявить роль государства в функционировании фирмы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Предприятие - основное звено в экономике………………………………….5
2. Фирма как инструмент реализации рыночной экономики…………………20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

экономика организаций.docx

— 54.90 Кб (Скачать)

Основу предпринимательской  деятельности составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная.15

Фирма как институт рыночной экономики

Фирма как институт изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие. Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Фирма представлялась «черным ящиком», на входе, в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности. Сегодня все большее значение приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновения.

Представитель неоинституционализма Р. Коуз сделал нестандартное для  традиционной экономической теории предпочтение в пользу фактора издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся равными нулю).16 Трансакционные издержки - это издержки ведения сделок: информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за выполнение обязательств по сделкам и т. д. Издержки трансакций никогда не бывают нулевыми, так как в реальном мире отношения собственности в значительной мере влияют на производство.

Исходя из этого, Р. Коуз предложил  трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение  фирмы как совокупности контрактных  отношений позволяет понять, что  появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного  механизма (механизма цен). Путем  создания организации и предоставления предпринимателю, права управлять  ресурсами может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма. Предприниматель выполняет свою функцию с меньшими издержками, так  как получает факторы производства по более низким ценам, чем при  рыночных трансакциях, которые он вытесняет. Если же он потерпит неудачу, то всегда может вернуться на свободный (открытий) рынок. Новизна неоинституционалистского определения фирмы заключается  в том, что наряду с выгодами разделения труда внутри предприятия четко  определяется граница развития фирмы. Пределы власти предпринимателя  в фирме устанавливаются контрактным  соглашением. В контракте записываются границы, в рамках которых предполагается деятельность поставщика товара или услуги, детально же действия поставщика определяются позднее покупателем. Следовательно, в пределах, контрактного соглашения размещение ресурсов попадает в зависимость от покупателя. В этих условиях краткосрочные контракты нежелательны. Такую систему взаимоотношений, при которой управление ресурсами зависит от предпринимателя, Р. Коуз и называет фирмой, фирма как система альтернативна рынку, Внутри фирмы отношения регулируются не рыночными сигналами (спросом и предложением), а командами, исходящими из иерархической системы. По существу, фирма есть система, в которой ценовой механизм подавлен. Поэтому и граница фирмы определяется чертой, на которой уравновешиваются трансакционные рыночные издержки и трансакционные издержки административного механизма. А поскольку структура трансакционных издержек у фирмы иная, чем на свободном рынке, то когда последний (рынок) бессилен, с проблемой организации труда справляется фирма.

Характеристика фирмы  как сети двухсторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов, которые замещают рынок продуктов  и ресурсов, в которых ценовые  сигналы играют относительно небольшую  роль, позволяет определить и оптимальный  размер фирмы, фирма, становится крупнее  по мере того, как предприниматель  организует дополнительные трансакции (сделки), и уменьшает свои размеры, когда он прекращает заниматься организацией сделок.

Нетривиальный взгляд неоинституционалистов  на фирму имеет междисциплинарное  значение, объединяя в ее понятии  экономическое, правовое и организационное  начала.

Институциональная структура  рыночной системы включает такие  институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном  контроле со стороны рынка. Но и рынок  нуждается в фирмах, так как  только организация производства в  виде фирм может дать необходимый  результат для развития рыночной экономики. Существование рынка  и фирмы есть сосуществование  в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики: соотношение рыночных и нерыночных связей определяется движением (сокращением или увеличением) рыночных трансакционных издержек.

Поведение фирм на рынке  имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения  фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так  и на макроуровне.

Современная фирма - это сложный  многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий  национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме - ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие  с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими  новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и  реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность - производные от таланта и труда ее коллектива.17

Фирмы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную  высоту авторитет президентов и  премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.

Роль государства в  функционировании фирмы

Ни одна национальная экономика  с развитой системой рыночных отношений  не обходится без участия в  большей или меньшей степени  государства в регулировании  экономических процессов.

Государство влияет на экономическую  деятельность фирм через систему  общегосударственных (общеэкономических) рычагов. Главный способ - обеспечение  стабильности инфраструктуры, т.е. банков, денежной системы, коммуникаций, транспорта и др. Без хорошо отлаженной инфраструктуры экономическая деятельность фирм неэффективна, а средства, которые на нее затрачиваются, становятся неоправданно большими.

Другой рычаг - создание и  совершенствование правовой основы, регулирующей экономические отношения  между частными юридическими лицами. В зависимости от того, как развивается  экономика, государство использует прямые и косвенные субсидии: то косвенно поддерживая предпринимательскую  деятельность, то прямо субсидируя предприятия или целые отрасли.18

Для интенсификации экономической  деятельности государство использует также законы, защищающие право интеллектуальной собственности, и в особенности  патенты, которые обеспечивают существенный стимул для помещения средств  в НИОКР. Государственное регулирование также включает: антимонопольное законодательство; определение ограниченных сфер деятельности и выдачу лицензий на нее; регламентирование организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; амортизационную политику, систему налогообложения; льготы по инвестициям. К этим же факторам относятся доступность капитала, определяемая фактическим его наличием на рынке финансовых ресурсов и величиной процентных ставок на его использование; максимально возможный масштаб выбранной деятельности.

Развитие фирмы зависит  от социально-общественного и экономического развития народного хозяйства. Возрастание  роли фирмы как основы хозяйственной  деятельности и растущее внимание государства  к социальным проблемам в современном  обществе ведут к более жесткому взаимодействию между фирмой и государством. Государство, с одной стороны, все  больше учитывает интересы фирмы, а  с другой - ставит больше задач и  устанавливает приоритеты в распределении  ресурсов. Нужды общества со временем заставят государство из соображения  общественной полезности включать фирму  практически в каждое серьезное решение.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании анализа  изложенных в настоящей работе сведений появляется возможность сделать  ряд четких и структурированных  выводов о роли и месте фирмы, как экономического института, в  условиях современной рыночной экономики. Эти заключения следующие:

В развитой рыночной экономике  фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг - финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских;

В условиях рыночной экономики  через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность "исходя из того, что предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке";

Организационно-правовая форма  предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требованиям  цивилизованной экономики;

Основные формы организации  бизнеса в современной рыночной экономике - это корпорация (акционерное  общество), индивидуальная фирма и  партнерство;

Фирма имеет свою организационно-правовую форму и цель деятельности, в соответствии с которыми создает свою внутреннюю структуру;

Фирма, не имея абсолютной гарантии в успехе при производстве одного вида товара (услуги), расширяет сферу  своей деятельности, т.е. происходит диверсификация производства и деятельности;

Фирма как важнейший экономический  институт требует создания и соблюдения ряда условий для своего развития в институциональной структуре  общества;

Фирмы пытаются удовлетворить  безграничные потребности общества и одновременно наиболее рационально  использовать ограниченные возможности  имеющихся факторов производства;

Фирма концентрирует и  через свою деятельность реализует  практически все экономические  интересы, возникающие в национальном хозяйстве;

Важное место в теории фирмы занимает проблема определения  ее целевой функции, критерия оценки результатов ее деятельности. В моделях  классической предпринимательской  фирмы критерий был один - максимизация прибыли. Последующие подходы не предполагают такого критерия.

В заключение, обобщая сказанное, можно сказать, что фирма (предприятие) занимает важнейшее место в институциональной  структуре рыночной экономики, она  действительно находится в центре рыночной экономики и без нее  не возможна предпринимательская деятельность. В противоположность рынку, фирма  представляет собой плановую или  иерархическую систему, где все  ключевые вопросы решаются собственниками.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2007.

2. К. Р. Маконнелли и С. Л. Брю Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс / -М.: Издательство: ИНФРА-М, 2003. - 983 с.

3. В. Е. Адамова Адамов В.Е., Ильенкова С. Д., Сиротина Т.П. Экономика и статистика фирм: Учебник для вузов Изд. 3-е, перераб., доп. / М.: Финансы и Статистика, 2002. - 288 с.

4. Коуз Р. Федеральная комиссия по связи. Фирма, рынок и право / - М.: Изд-во: , Директ-Медиа, 2010. - 234 c.

5. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2008.

6. Третьяк В. Фирма как субъект отраслевого рынка. // РЭЖ. - 2009. - № 2.

7. Непринцева Е. Фирма в рыночной экономике. // РЭЖ. - 2009. - № 6.

8. Курс экономической теории: учебник. - 5-е доп. и перераб. изд.. - Киров: «АСА», 2009.

9. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник, практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008.

10. Экономическая теория: Учебник /Б.В. Салихов. - М.: "Дашков и К", 2007.

11. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие / О.В. Баскакова; Изд. - торг. корпорация "Дашков и Кш". - М.: Дашков и Кш, 2009. - 268 с. - Библиогр.: с.265-267.

12. Экономическая теория: Учебник /Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2010.

13. Цахаев Р.К. Основы маркетинга: учебник / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева - 2е изд., стер. - М.: Изд-во «Экзамен», 2007 - 448 с.

14. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции.- М.: Перспектива, 2009

1 Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2007.

2 К. Р. Маконнелли и С. Л. Брю Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс / -М.: Издательство: ИНФРА-М, 2003. - 983 с.

3 В. Е. Адамова Адамов В.Е., Ильенкова С. Д., Сиротина Т.П. Экономика и статистика фирм: Учебник для вузов Изд. 3-е, перераб., доп. / М.: Финансы и Статистика, 2002. - 288 с.

4 Коуз Р. Федеральная комиссия по связи. Фирма, рынок и право / - М.: Изд-во: , Директ-Медиа, 2010. - 234 c.

5 Коуз Р. Федеральная комиссия по связи. Фирма, рынок и право / - М.: Изд-во: , Директ-Медиа, 2010. - 234 c.

6 Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2008.

7 Третьяк В. Фирма как субъект отраслевого рынка. // РЭЖ. - 2009. - № 2.

8 Непринцева Е. Фирма в рыночной экономике. // РЭЖ. - 2009. - № 6.

9 Курс экономической теории: учебник. - 5-е доп. и перераб. изд.. - Киров: «АСА», 2009.

10 Экономика / Под ред. Булатова А.С. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Экономистъ, 2008.

11 Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник, практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008.

12 Экономическая теория: Учебник /Б.В. Салихов. - М.: "Дашков и К", 2007.

13 Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие / О.В. Баскакова; Изд. - торг. корпорация "Дашков и Кш". - М.: Дашков и Кш, 2009. - 268 с. - Библиогр.: с.265-267.

Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике