Основные группы классификации затрат для целей управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:08, реферат

Краткое описание

По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.
В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.
К основным задачам управленческого учета относят:
‒ расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;
‒ принятие управленческого решения и планирование;
‒ контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 36.85 Кб (Скачать)

 

  1. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАТРАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

 

По видам затраты  группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить.

К основным задачам  управленческого учета относят:

‒ расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;

‒ принятие управленческого решения и планирование;

‒ контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Решению каждой из названных задач соответствует  своя классификация затрат.

Для расчета себестоимости  произведенной продукции, оценки стоимости  запасов и определения размера  полученной прибыли затраты классифицируют на:

‒ входящие и истекшие;

‒ прямые и косвенные;

‒ основные и накладные;

‒ производственные и внепроизводственные;

‒ одноэлементные и комплексные затраты

‒ текущие и единовременные.

Входящие затраты  ‒ это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.

Если же эти  средства (ресурсы) в течение отчетного  периода были израсходованы для  получения доходов и потеряли способность приносить доход  в дальнейшем, то они переходят  в разряд истекших. В качестве примера входящих затрат торгового предприятия можно привести одну статью актива баланса ‒ товары. Если зги товары не реализованы и хранятся на складе, то они регистрируются в балансе как входящие. Если же эти товары проданы, то понесенные в связи с ними закупочные затраты следует отнести к истекшим.

К прямым затратам относят прямые материальные затраты  и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» и их можно отнести непосредственно  на определенное изделие.

Косвенные затраты (общепроизводственные) ‒ это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. Они учитываются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» и распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной политике предприятия.

К основным относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг).

Накладные расходы  образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Производственные  затраты ‒ это материализованные затраты, состоящие из трех элементов:

‒ прямые материальные затраты;

‒ прямые затраты на оплату труда;

‒ общепроизводственные затраты.

Производственные  затраты овеществлены в запасах  материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой  продукции на складе. В управленческом учете их часто называют запасоёмкими.

Периодические затраты ‒ это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. Эти затраты называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые ‒ расходы по управлению предприятием.

Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены  на слагаемые.

Комплексные затраты  состоят из нескольких экономических  элементов (общепроизводственные расходы).

По периодичности  возникновения затраты делятся  на текущие и единовременные. К текущим расходам относятся расходы, имеющие частую периодичность, например расход сырья и материалов, а к единовременным (однократным) ‒ расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции и др.

Для принятия решения  и планирования различают:

‒ постоянные, переменные, условно‒постоянные (условно‒переменные) затраты;

‒ принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;

‒ безвозвратные затраты;

‒ вмененные затраты (упущенная выгода);

‒ предельные и приростные затраты;

‒ планируемые и непланируемые.

Переменные затраты  ‒ возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные (прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и полуфабрикаты), так и непроизводственные затраты (расходы на упаковку продукции, транспортные расходы, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара).

Разновидностью  переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия.

Производственные  затраты, которые остаются практически  неизменными в течение отчетного  периода, не зависят от деловой активности предприятия, их называют постоянными  производственными затратами (расходы  на рекламу, арендная плата, амортизация  основных средств и нематериальных активов).

В реальной жизни  чрезвычайно редко можно встретить  издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или  переменными. Экономические явления  и связанные с ними затраты  по своему содержанию значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев  издержки являются условно‒переменными (или условно‒постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно‒переменные (условно‒постоянные) затраты содержат как переменный, так и постоянный компоненты. Например, плата за телефон состоит из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменная часть).

Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью  выбора из них наилучшего, при этом показателей можно разбить на две группы: первые остаются неизменными  при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать между собой показатели второй группы, т.е. те, которые меняются от варианта к варианту. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках.

Безвозвратными  считаются истекшие затраты, которые  ни один альтернативный вариант не способен откорректировать, т.е. эти  произведенные ранее затраты  не могут быть изменены никакими управленческими  решениями.

В управленческом учете иногда для принятия решения  необходимо начислить или приписать (вообразить) затраты, которые могут  реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. Это упущенная выгода предприятия, это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого  решения.

Приростные затраты  являются дополнительными и появляются в результате изготовления или продажи  дополнительной партии продукции.

Предельные затраты  и доходы представляют собой дополнительные затраты и доходы в расчете  на единицу продукции (товара).

Планируемые ‒ это затраты, рассчитанные на определенный объем 1 производства. В соответствии с нормами, нормативами,, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые ‒ затраты, которые отражаются только в фактической себестоимости продукции.

Для осуществления  функций контроля и регулирования  в управленческом учете различают:

‒ регулируемые (контролируемые) затраты

‒ нерегулируемые (неконтролируемые) затраты.

Регулируемые  затраты подвержены влиянию менеджера  центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может.

  1. ПОНЯТИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

 

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе ее создания природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также  других затрат на ее производство и  реализацию.

Поскольку себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой выраженные в  денежной форме затраты на ее производство и реализацию, правильное исчисление этого показателя приобретает важнейшее  значение для управленческого персонала организации, так как эта информация используется при анализе рентабельности выпускаемой продукции, выявлении резервов снижения ее себестоимости, является исходным пунктом в процессе ценообразования.

Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся  резервы. Чем ниже себестоимость  продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле  обходится производство продукции.

Состав  затрат, включаемых в себестоимость  продукции основной деятельности предприятий  и организаций формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, осуществление которых связано с изготовлением данной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ЦИКЛА

 

Процесс составления организацией бюджета  называется бюджетным циклом, который  состоит из таких этапов, как:

1) постановка целей на бюджетный период;

2) сбор информации для разработки проекта бюджета;

3) анализ и обобщение  собранной информации, формирование проекта бюджета;

4) оценка проекта бюджета  и корректировка его при необходимости;

5) утверждение бюджета;

6) исполнение бюджета и  текущая корректировка показателей,

7) текущий и итоговый анализ отклонений;

8) представление отчета  о выполнении бюджета и анализ  достижения целей организации за отчетный период;

9) выработка рекомендаций  для корректировки бюджета текущего  периода и разработки будущих  бюджетов.

Все эти этапы объединяются в три основные фазы, четко разграниченные по времени. До начала бюджетного периода  этапы подготовки бюджета объединены в фазу планирования. С началом  бюджетного периода начинается фаза реализации, которая включает помимо исполнения бюджета все текущие  аналитические процедуры. Подготовка итоговых отчетов и анализ ex-post формируют завершающую фазу бюджетного цикла. Таким образом, бюджетный цикл, соответствующий одному бюджетному периоду, длится гораздо дольше, чем сам бюджетный период, поскольку начинается задолго до его начала и заканчивается после его завершения, когда уже длится фаза реализации следующего цикла. На практике получается, что через очень небольшой промежуток времени после завершения отчета об исполнении бюджета нужно начинать готовить следующий бюджет.

 

  1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ»

 

В бухгалтерском  управленческом учете одним из альтернативных традиционному отечественному подходу  к калькулированию является подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать только прямые затраты. Она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), даже если они косвенные. В каждом случае полнота включения затрат в себестоимость разная. Однако общим для этого подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки.

Одной из модификаций данной системы является система Direct Costing. Ее суть состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включаются и периодически списываются на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы - остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.

Информация о работе Основные группы классификации затрат для целей управления