Организационно-правовые формы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения спроса со стороны и получения прибыли.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организационно-правовых форм…………….5
1.1. Организационно-правовые формы предприятий…………………………..5
1.2. Характеристика финансово-промышленной группы……………………..16
Глава 2. Экономическая характеристика ГУП ФАПК "ТУЙМААДА"……...22
2.1. Общие положения…………………………………………………………..22
2.2. Правовое положение и ответственность Предприятия…………………...23
2.3.Филиалы и представительства. Участие в коммерческих и некоммерческих организациях…………………………………………………24
2.4. Имущество и уставный фонд. Специальные финансовые фонды. Заимствования…………………………………………………………………...25
2.5. Цели, предмет и виды деятельности…………………………….…………28
2.6. Порядок управления деятельностью Предприятия……………………….30
2.7. Контроль за деятельностью Предприятия………………………………...32
2.8. Хранение документов Предприятия………………………….……………32
2.9. Заключительные положения…………………………………..……………33
2.10. Основные экономические показатели.………………………...…………33
Вывод/…………………………………………………………….………………42
Использованная литература………………………………….…………………44

Файлы: 1 файл

титульный лист.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

К наиболее существенным характеристикам ФПГ относятся следующие:

      интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;

      наличие общей стратегии;

      добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;

      структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и объединениях.

ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.

Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики определяют специфику формирования ФПГ.

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:

      потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;

      ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;

      наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;

      необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

Кроме того, ФПГ часто рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.

ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать и государственные предприятия, стартовое участие последних наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.

Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.

В настоящее время в России зарегистрировано более 80 ФПГ. В целом ФПГ отличаются широкой диверсифицированностью, охватив более 100 направлений деятельности в разнообразных  отраслях.

Существующие российские ФПГ можно классифицировать по различным признакам: масштабу деятельности, способу создания, типу организационного строения, специфике центра формирования ФПГ, видам и др.

По способу создания все действующие ФПГ можно подразделить на созданные:

      по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т.д., на основе межправительственных соглашений);

      в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе, рыночными методами консолидации пакетов акций).

На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. В основном в каждой из созданных групп использованы комбинации возможных вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.

ФПГ с точки зрения их центра создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, условно делятся так:

      банковские;

      промышленные;

      торговые;

По масштабам деятельности ФПГ делятся на следующие виды:

      региональные (58% всех созданных ФПГ);

      межрегиональные;

      транснациональные;

      ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица стран СНГ. Основными задачами ФПГ в рамках СНГ являются восстановление традиционных хозяйственных связей между предприятиями стран СНГ, интенсификация интеграционных процессов, сохранение позиций на мировом и внутреннем рынках товаропроизводителей стран СНГ.

Организационное строение ФПГ может базироваться на развитии внутренних договорных отношений между участниками в форме консорциума, стратегического альянса, союза. Другим видом ФПГ является холдинг.

По способу устройства различаются:

      Вертикальные ФПГ - объединения, в которых предприятия-участники выпускают, допустим, один вид изделия, участвуя в его производстве на разных стадиях.

      Горизонтальные ФПГ - группы, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или выпускают одну и ту же продукцию.

      Конгломераты представляют собой группы: в их состав включено несколько непосредственно не связанных между собой производств.

Универсальной схемы формирования ФПГ нет. Однако можно отметить ряд общих закономерностей:

      широкое развитие трастовых отношений внутри группы;

      целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;

      долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;

      высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;

      селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;

      совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.

В России в процессе формирования ФПГ сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные группы представляют собой механическое объединение технологически малосвязанных предприятий. Часто в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения ФПГ, вопросы их государственной поддержки.

Вместе с тем деятельность ФПГ очень важна для нашей экономики, так как в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств.

При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом объективных критериев - в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую очередь необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем  рынках, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных нужд. ФПГ могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ. Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в  конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая характеристика ГУП ФАПК "ТУЙМААДА".

2.1. Общие положения.

1.1.           Государственное унитарное предприятие Финансовая агропромышленная компания «ТУЙМААДА», в дальнейшем  именуемое  Предприятие,  создано  на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) № 1119 от 25 июля 1995 года.[1]

1.2.           Наименование Предприятия:

1.2.1.     Полное наименование на русском языке: Государственное унитарное предприятие Финансовая агропромышленная компания «ТУЙМААДА».

1.2.2.     Сокращенное наименование на русском языке: ГУП ФАПК «ТУЙМААДА».

1.2.3.     Полное наименование на якутском языке: ГУП «ТУЙМААДА» Yп-Харчы Агропромышленнай компанията.

1.2.4.     Сокращенное наименование на якутском языке: ГУП «ТУЙМААДА» YХАПК.

1.3.           Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), в дальнейшем именуемое Отраслевое министерство (ведомство).

1.4.           Почтовый и юридический адрес предприятия: 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская 26/4.

1.5.           Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

1.6.           Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.

1.7.           Учредителем и собственником имущества Предприятия является Республика Саха (Якутия).

1.8.           Правомочия собственника имущества Предприятия осуществляет Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

 

2.2. Правовое положение и ответственность Предприятия.

2.1.           Предприятие является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет    самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком  в суде.

2.2.           Предприятие создано без ограничения срока.

2.3.           Предприятие имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.

2.4.           Предприятие имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием. Оно вправе иметь собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства  индивидуализации.

2.5.           Предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в настоящем уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

2.6.           Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, предприятие  может осуществлять только на основании лицензии.

2.7.           Предприятие вправе  в установленном порядке  открывать  банковские  счета на территории  Российской Федерации  и за ее пределами.

2.8.           Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

2.9.           Собственник имущества не несет ответственности  по обязательствам Предприятия.

 

 

 

 

2.3. Филиалы и представительства.

Участие в коммерческих и некоммерческих организациях.

3.1.           Предприятие по согласованию с Отраслевым министерством (ведомством) может создавать филиалы и открывать представительства

3.2.           Устав должен содержать сведения об его филиалах  и представительствах.[3]

3.3.           Филиалом Предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения Предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3.4.           Представительством предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения Предприятия, представляющее интересы предприятия и осуществляющее их защиту.

3.5.           Филиал и представительство Предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных Предприятием положений. Филиалы и представительства наделяются Предприятием  имуществом, необходимым для осуществления их деятельности.

3.6.           Руководитель филиала или представительства  Предприятия назначается руководителем Предприятия  и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем  филиала или представительства указанная доверенность отменяется предприятием. Филиал и представительство Предприятия осуществляют свою деятельность от имени предприятия. Ответственность за деятельность каждого своего филиала и представительства несет Предприятие.

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий