Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа
Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения спроса со стороны и получения прибыли.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организационно-правовых форм…………….5
1.1. Организационно-правовые формы предприятий…………………………..5
1.2. Характеристика финансово-промышленной группы……………………..16
Глава 2. Экономическая характеристика ГУП ФАПК "ТУЙМААДА"……...22
2.1. Общие положения…………………………………………………………..22
2.2. Правовое положение и ответственность Предприятия…………………...23
2.3.Филиалы и представительства. Участие в коммерческих и некоммерческих организациях…………………………………………………24
2.4. Имущество и уставный фонд. Специальные финансовые фонды. Заимствования…………………………………………………………………...25
2.5. Цели, предмет и виды деятельности…………………………….…………28
2.6. Порядок управления деятельностью Предприятия……………………….30
2.7. Контроль за деятельностью Предприятия………………………………...32
2.8. Хранение документов Предприятия………………………….……………32
2.9. Заключительные положения…………………………………..……………33
2.10. Основные экономические показатели.………………………...…………33
Вывод/…………………………………………………………….………………42
Использованная литература………………………………….…………………44
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.
К наиболее существенным характеристикам ФПГ относятся следующие:
интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
наличие общей стратегии;
добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;
структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и объединениях.
ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.
Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики определяют специфику формирования ФПГ.
Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:
потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;
ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;
наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;
необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.
Кроме того, ФПГ часто рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.
ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать и государственные предприятия, стартовое участие последних наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.
Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.
В настоящее время в России зарегистрировано более 80 ФПГ. В целом ФПГ отличаются широкой диверсифицированностью, охватив более 100 направлений деятельности в разнообразных отраслях.
Существующие российские ФПГ можно классифицировать по различным признакам: масштабу деятельности, способу создания, типу организационного строения, специфике центра формирования ФПГ, видам и др.
По способу создания все действующие ФПГ можно подразделить на созданные:
по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т.д., на основе межправительственных соглашений);
в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе, рыночными методами консолидации пакетов акций).
На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. В основном в каждой из созданных групп использованы комбинации возможных вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.
ФПГ с точки зрения их центра создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, условно делятся так:
банковские;
промышленные;
торговые;
По масштабам деятельности ФПГ делятся на следующие виды:
региональные (58% всех созданных ФПГ);
межрегиональные;
транснациональные;
ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица стран СНГ. Основными задачами ФПГ в рамках СНГ являются восстановление традиционных хозяйственных связей между предприятиями стран СНГ, интенсификация интеграционных процессов, сохранение позиций на мировом и внутреннем рынках товаропроизводителей стран СНГ.
Организационное строение ФПГ может базироваться на развитии внутренних договорных отношений между участниками в форме консорциума, стратегического альянса, союза. Другим видом ФПГ является холдинг.
По способу устройства различаются:
Вертикальные ФПГ - объединения, в которых предприятия-участники выпускают, допустим, один вид изделия, участвуя в его производстве на разных стадиях.
Горизонтальные ФПГ - группы, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или выпускают одну и ту же продукцию.
Конгломераты представляют собой группы: в их состав включено несколько непосредственно не связанных между собой производств.
Универсальной схемы формирования ФПГ нет. Однако можно отметить ряд общих закономерностей:
широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;
селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.
В России в процессе формирования ФПГ сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные группы представляют собой механическое объединение технологически малосвязанных предприятий. Часто в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения ФПГ, вопросы их государственной поддержки.
Вместе с тем деятельность ФПГ очень важна для нашей экономики, так как в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств.
При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом объективных критериев - в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую очередь необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных нужд. ФПГ могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ. Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.[3]
Глава 2. Экономическая характеристика ГУП ФАПК "ТУЙМААДА".
2.1. Общие положения.
1.1. Государственное унитарное предприятие Финансовая агропромышленная компания «ТУЙМААДА», в дальнейшем именуемое Предприятие, создано на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) № 1119 от 25 июля 1995 года.[1]
1.2. Наименование Предприятия:
1.2.1. Полное наименование на русском языке: Государственное унитарное предприятие Финансовая агропромышленная компания «ТУЙМААДА».
1.2.2. Сокращенное наименование на русском языке: ГУП ФАПК «ТУЙМААДА».
1.2.3. Полное наименование на якутском языке: ГУП «ТУЙМААДА» Yп-Харчы Агропромышленнай компанията.
1.2.4. Сокращенное наименование на якутском языке: ГУП «ТУЙМААДА» YХАПК.
1.3. Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), в дальнейшем именуемое Отраслевое министерство (ведомство).
1.4. Почтовый и юридический адрес предприятия: 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская 26/4.
1.5. Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
1.6. Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.
1.7. Учредителем и собственником имущества Предприятия является Республика Саха (Якутия).
1.8. Правомочия собственника имущества Предприятия осуществляет Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).
2.2. Правовое положение и ответственность Предприятия.
2.1. Предприятие является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2.2. Предприятие создано без ограничения срока.
2.3. Предприятие имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.
2.4. Предприятие имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием. Оно вправе иметь собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
2.5. Предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в настоящем уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
2.6. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
2.7. Предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
2.8. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
2.9. Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам Предприятия.
2.3. Филиалы и представительства.
Участие в коммерческих и некоммерческих организациях.
3.1. Предприятие по согласованию с Отраслевым министерством (ведомством) может создавать филиалы и открывать представительства
3.2. Устав должен содержать сведения об его филиалах и представительствах.[3]
3.3. Филиалом Предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения Предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3.4. Представительством предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения Предприятия, представляющее интересы предприятия и осуществляющее их защиту.
3.5. Филиал и представительство Предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных Предприятием положений. Филиалы и представительства наделяются Предприятием имуществом, необходимым для осуществления их деятельности.
3.6. Руководитель филиала или представительства Предприятия назначается руководителем Предприятия и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства указанная доверенность отменяется предприятием. Филиал и представительство Предприятия осуществляют свою деятельность от имени предприятия. Ответственность за деятельность каждого своего филиала и представительства несет Предприятие.
Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий