Оценкаэффективности проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 20:20, доклад

Краткое описание

В процессе разработки проекта производится оценка его социальных и экологических последствий, а также затрат, связанных с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.Различают следующие показатели эффективности инвестиционного проекта:
1.Показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
2.Показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для государственного, регионального или местного бюджета.
3.Показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное изменение

Файлы: 1 файл

ТЕМА 3 эффективность.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

       Учет  инфляции при подсчете Ф(t) и b(t) производится путем вычисления входящих в них элементов в прогнозных ценах. Их приведенные значения обозначаются соответственно через Ф(t) и b(t).

             Целью обеспечения сравнимости  результатов расчета и повышения  надежности расчетной оценки  эффективности инвестиционного  проекта рекомендуется:

    • определять поток реальных денег в прогнозных ценах с использованием тех денежных единиц (рублей, долларов и т.д.), которые фактически будут его образовывать в соответствии с проектом;
    • вычислять интегральные показатели эффективности в расчетных ценах;
    • производить расчет при разных вариантах набора значений исходных данных.

       Минимальный набор исходных данных, подлежащих варьированию, должен включать в себя:

    • цены реализации продукции;
    • издержки производства;
    • общие инвестиционные затраты;
    • нормы запасов и задолженностей;
    • процент за кредиты.

       Пределы варьирования исходных данных определяются на стадии технико-экономического исследования инвестиционных возможностей.

       Необходимым критерием принятия инвестиционного  проекта является положительность  сальдо накопленных  реальных денег в  любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных реальных денег свидетельствует о необходимости привлечения участником дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих средств в расчетах эффективности.

      Для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) и обоснования  размеров и форм участия в их реализации рекомендуется использовать критерии  Чистого дисконтированного дохода (ЧДД)индекса доходности (ИД) и Внутренней нормы доходности (ВИД).

      Для дополнительной оценки коммерческой эффективности  могут определяться также:

      Срок  полного погашения  задолженности. Определяется только для участников, привлекающих кредитные и заемные средства (например, для финансирования). Проект может рассматриваться как эффективный с точки зрения кредитного учреждения, если срок полного погашения задолженности по кредиту, предоставляемому в рамках данного проекта, отвечает (с учетом риска несвоевременного или неполного погашения задолженности) интересам и политике этого кредитного учреждения. Обоснованность потребности в заемных средствах проверяется при этом по минимальному из годовых значений сальдо накопленных реальных денег, которое должно быть положительным, но не чрезмерно большим;

      Доля  участника в общем  объеме инвестиций. Определяется только для участников, предоставляющих свое имущество или денежные средства для финансирования проекта как отношение интегральных дисконтированных затрат участника на указанные цели (стоимость переданного или вложенного имущества и денежных средств) к интегральному дисконтированному общему объему инвестиций по проекту.

      Выбор проекта (варианта проекта) и принятие решения об инвестировании должны производиться  на основании всех приведенных выше показателей коммерческой эффективности, среди которых есть определенные отношения приоритетности. Помимо этого должна, учитываться структура потока и сальдо реальных денег. 
 

      Показатели  бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (государственного, регионального или местного) бюджета.

      Основным  показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер государственной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

       Бюджетный эффект t) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета t) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта:

Бt = Дt - Рt  (3.14)

       Интегральный  бюджетный эффект Бинт рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Динт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт .).

    В состав расходов бюджета включаются:

      средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;

       кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

      прямые  бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

       выплаты пособий для лиц, оставшихся без  работы в связи с осуществлением проекта (в том числе — при  использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

    выплаты по государственным ценным бумагам;

      государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;

      средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий, возможных при осуществлении  проекта чрезвычайных ситуаций и  компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта.

    В состав доходов бюджета включаются:

       налог на добавленную стоимость, специальный  налог и все иные налоговые  поступления (с учетом льгот) и рентные  платежи данного года в бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм-участников в части, относящейся  к осуществлению проекта;

      увеличение (уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

       поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

       эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг  под осуществление проекта;

      дивиденды по принадлежащим государству, региону  акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

      поступления в бюджет подоходного налога с  заработной платы украинских и иностранных  работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;

       поступления в бюджет платы за пользование  землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, зависящей от осуществления проекта;

      доходы  от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

      погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;

      штрафы  и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

       К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды — пенсионный фонд, фонды занятости, медицинского и социального страхования — в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.

      На  основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:

       внутренняя  норма бюджетной эффективности;

      срок  окупаемости бюджетных затрат;

      степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, рассчитываемая по формуле:

где Рннт — интегральные бюджетные расходы,

Зинт — интегральные затраты по проекту, рассчитываемые на уровне государства и региона. 

      Показатели  народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов государства), отраслей, организаций и предприятий.

      Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего их них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производится по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного экономического эффекта.

       Расчеты показателей экономической эффективности для указанных субъектов производятся по общим формулам данной темы.

       При расчетах показателей экономической  эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

       конечные  производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей произведенной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими предприятиями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

      социальные  и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия  всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

    прямые  финансовые результаты;

       кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления импортных пошлин и т.п.

       Необходимо  учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта, изменения доходов сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затрат на обусловленную реализацией проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества) от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

       Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной  оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.

       В состав затрат проекта включаются предусмотренные  в проекте и необходимые для  его реализации текущие и единовременные затраты всех украинских участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников. В этой связи не включаются в расчет:

       затраты предприятий-потребителей некоторой  продукции на приобретение ее у изготовителей — других участников проекта;

      амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками  проекта и используемым другими  участниками;

      все виды платежей украинских предприятий-участников в доход государственного бюджета, в том числе — налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений указанных норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;

      проценты  по кредитам Национального банка  Украины, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта;

      затраты иностранных участников. 

      Основные  средства, временно используемые участником в процессе осуществления инвестиционного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов:

      остаточная  стоимость основных средств на момент начала их использования включается в единовременные затраты; на момент прекращения использования единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств;

Информация о работе Оценкаэффективности проекта