Несопоставимость показателей. Факторная модель материалоемкости

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

При экономическом анализе важное условие, которое нужно соблюдать,- необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.
Несопоставимость показателей может быть

Оглавление

Стр.
1 Чем может быть вызвана несопоставимость показателей? Каковы основные способы приведения показателей в сопоставимый вид? 3

2 Факторная модель материалоемкости продукции. 7

3. Задача. Провести факторный анализ формирования чистого дохода 11

Заключение 12

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР_экон_ан_сокр.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

  Стр.
1 Чем может быть вызвана несопоставимость показателей? Каковы основные способы приведения показателей в сопоставимый вид? 3
   
2 Факторная модель материалоемкости продукции. 7
   
3. Задача. Провести факторный анализ формирования чистого дохода 11
   
Заключение 12
   
Список  использованной литературы  
 
 

                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Чем может быть вызвана несопоставимость показателей? Каковы основные способы приведения показателей в сопоставимый вид? 

            При экономическом анализе важное условие, которое нужно соблюдать,- необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. 
            Несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами, такими как:

- разный уровень цен,

- разный объем деятельности;

- структурные изменения;

- неоднородность качества продукции;

- разные периоды времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;

- неодинаковость исходных условий деятельности  (технических, природных, климатических);

- разная методика расчета показателей;

- изменения  учетной политики предприятия

- другие причины.

           Для обеспечения сопоставимости сравниваемые показатели надо приводить к единой базе по перечисленным выше факторам. Существуют следующие способы приведения показателей в сопоставимый вид: 
- расчленение объектов на однородные группы по количественным критериям; 
- расчленение объектов на однородные группы по качественным критериям; 
- приведение объектов или явлений к одинаковым единицам измерения; 
- пересчеты несравнимых показателей по одному алгоритму.

     Прежде  всего, необходимо принимать во внимание рост цен в связи с инфляцией, оказывающей влияние на величину всех стоимостных показателей (стоимость произведенной и реализованной продукции, выручку, себестоимость, прибыль, размер материальных затрат, запасов, основных средств). Чтобы нейтрализовать влияние данного фактора, сравниваемые показатели выражают в одних и тех же ценах. 
           Например, несоответствие объемного фактора может значительно ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой продукции (Кз). Если сравнить фактическую сумму затрат Сфi с плановой Сплi, то разность этих показателей обусловлена не только изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для этого плановую сумму затрат надо пересчитать на фактический объем производства продукции  и затем сравнить с фактической суммой затрат.    
                                                                                                  (1) 
                Такая проблема возникает и при оценке изменений в объеме валовой продукции. Из-за возможности использования различных стоимостных измерителей (сопоставимые цены, плановые цены, действующие цены в отчетном периоде и др.), объем производства продукции может оказаться несопоставимым. Для нейтрализации влияния стоимостного фактора необходимо фактические объемы выпуска продукции выразить в плановой оценке и сопоставить с плановым объемом валовой продукции в той же оценке. 
Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример - базисная жирность молока (таблица 1). 
                                                                                                                                Таблица 1 - Нейтрализация влияния качества молока на объем его производства и себестоимости
 

Показатель Базисный    год Отчетный год Отчетный год  к базисному, в %
Затраты на производство молока, млн. тенге 75000 99000 132
Жирность  молока, % 3,5 3,3 94,3
Базисная  жирность, % 3,4 3,4 -
Объемы  производства молока:      

   по фактической  жирности, ц

   по базисной  жирности, ц 

 
25000

25735

 
30000

29117

 
120,0

113,1

Себестоимость 1 ц молока,

тенге:

  по фактической  жирности

  по базисной  жирности

 
 
3000

2915

 
 
3300

3400

 
 
110,0

116,6

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Как видно из таблицы, показатели, определенные с учетом жирности молока, существенно отличаются от показателей, определенных без нейтрализации качественного фактора: объем производства молока по фактической жирности выше планового на 20 %, а в пересчете на базисную жирность - на 13,1 %. Фактический уровень себестоимости 1ц молока при фактической его жирности составляет 3300 тенге., а в пересчете на базисную - 3400 тенге. В первом случае она выше плановой на 10 %, а во втором - на 16,6 %.

              В тех случаях, когда отсутствует базисный показатель качества и оно определяется распределением полученной продукции по сортам (например, упитанностью животного), то проблема нейтрализации качественных отличий может быть решена как нейтрализация структурного фактора.

               Когда учитывают структуру, то формула валовой продукции имеет вид 
 
                                                                                   (2) 

     где УДi - - удельный вес i-ro вида продукции  в общем объеме, %; Vобщ -общий объем  производства продукции. Для достижения сопоставимости следует использовать одинаковые цены, например плановые (Цпл). Потом объем продукции как по плану, так и фактически нужно определить в одинаковом составе. Последний получается путем распределения фактического общего объема продукции по видам соответственно плановой структуре. Сопоставление полученных таким образом показателей валовой продукции после исключения влияния структурного и стоимостного факторов позволяет правильнее оценить прирост объема продукции. 
 
                                                     (3) 
 
Когда показатели, взятые для сравнения, охватывают разные промежутки времени, то это несоответствие легко преодолеть путем корректировки. Если же они взяты на разные моменты времени, то сопоставимость может быть достигнута только путем замены одного из показателей. 
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин взять средние или относительные. Нельзя, например, сравнивать такие абсолютные показатели разных хозяйств, как объем производства продукции, стоимость основных средств, сумму прибыли и т.д. без учета их земельной площади. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, то их можно сопоставлять. 
                  В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты. 
Особенно нужно быть внимательным в отношении методического несоответствия показателей. Оно не только может исказить результаты сравнения, но и вообще изменить смысл. Например, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме основных фондов, по основным производственным фондам или только по активной их части. Поэтому не проверив тождества методики расчета показателей в плане и отчете текущего года, а также за прошлые периоды, можно дать неверную оценку динамики, поскольку в основу изменения изучаемого показателя будет положено различие в способе его расчета. Чтобы обеспечить правильность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета. Очень важно также при сравнении показателей обеспечить их сопоставимость по природно-климатическим условиям. Особенно это актуально для сельского хозяйства. Нахождение предприятий в различных природно-экономических зонах оказывает существенное влияние на выход продукции, уровень переменных и постоянных затрат, трудоемкость продукции и т.д. Для обеспечения сопоставимости показателей по этому фактору выделяют долю прироста показателей, обусловленную климатическими и территориальными особенностями, с последующим устранением их влияния. Нельзя также допускать, чтобы сравниваемые показатели были неоднородны по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др. Нельзя, например, сопоставлять показатели цеха с показателями завода в целом, себестоимость валовой и себестоимость реализованной продукции, балансовую и чистую прибыль предприятия и т.д.                  Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Дело в том, что определенные абсолютные показатели сравнивать без учета производственной базы предприятия нельзя. К таким показателям относятся объем производства продукции и сумма прибыли. 
Однако, вместо абсолютных показателей можно взять относительные, например, производство продукции на одного работника. В этом случае их

можно сравнивать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Факторная модель материалоёмкости продукции

     Необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т. д. Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей. Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения. К обобщающим показателям эффективности использования материальных затрат относится материалоемкость продукции. Материалоемкость продукции рассчитывается как отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции (и показывает материальные затраты, приходящиеся на 1 руб. выпущенной продукции):

МЕ=МЗ/П                                                                                                               (4)

     В процессе анализа фактический уровень  показателей эффективности использования  материалов сравнивается с плановым, изучается их динамика и причины  изменения. Также проводится факторный анализ показателей эффективности. Так, на изменение материалоемкости ресурсов оказывают влияние следующие факторы, изображенные на рисунке 1. Материалоемкость, в первую очередь зависит от объема выпуска продукции и суммы материальных затрат на ее производство. Объем же валовой (товарной) продукции в стоимостном выражении (ВП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VВП), ее структуры (Удi) и уровня отпускных цен (ЦП). Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материалов на единицу (УР), стоимость материалов (ЦМ). В итоге общая материалоемкость зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, норм расхода материалов не единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.  
Факторную модель материалоемкости можно представить следующим образом:

      
                                                                (5)
 

 Рисунок 1. Структурно – логическая схема факторного анализа материалоемкости 

      
Влияния факторов первого порядка  на материалоемкость можно определить способом цепных подстановок, используя  данные, приведенные в таблице 2, в рассмотрим их.
 
 
 
 
 
 

      
Таблица 2 - Данные для анализа материалоемкости продукции

Показатель  Алгоритм расчета  Сумма тыс. тенге 
I. Затраты  материалов на производство продукции:     
а) по плану  Σ(VВПjпл·УРjпл·ЦМjпл) 35 000
б) по плану, пересчитанном на фактический выпуск продукции при сохранении плановой структуры М3пл·ВПф/ВПпл 33 350
в) по плановым нормам и плановым ценам  на фактический выпуск продукции  Σ(VВПjпл·УРjпл·ЦМjпл) 39 050
г)фактически по плановым ценам  Σ(VВПjпл·УРjпл·ЦМjпл) 37 600
д)фактически Σ(VВПjпл·УРjпл·ЦМjпл) 45 600
II. Стоимость  валового выпуска продукции:     
а) по плану  Σ(VВПjпл·ЦПjпл) 80 000
б) фактически при плановой структуре и плановых ценах  Σ(VВПjф· ЦПjпл)±ΔВПстр. 76 000
в) фактически при фактической структуре и по плановых ценах Σ(VВПjф· ЦПjпл) 83 600
г)фактически Σ(VВПjф· ЦПjф) 100 320
 

На основании  приведенных данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции  рассчитаем показатели материалоемкости продукции, которые необходимы для определения влияния факторов на ее уровня (таб.3).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3 - Факторный анализ материалоемкости продукции

Информация о работе Несопоставимость показателей. Факторная модель материалоемкости