Мотивация предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в теоретическом и методологическом анализе мотивации предпринимательской деятельности.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
Дать определение предпринимательской деятельности и бизнеса;
Рассмотреть структуру предпринимательской деятельности;
Описать теоретические и методологические основы мотивации предпринимательства, основные мотивы предпринимательской деятельности;
Выявить оценку эффективности предпринимательской деятельности.

Оглавление

Часть 1
Введение
1. Понятие предпринимательской деятельности
2. Мотивы и стимулы предпринимательской деятельности
3. Цели организации предпринимательской деятельности
Часть 2
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КР 2.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный  экономический университет 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине экономика организация

На тему «Мотивация предпринимательской деятельности»

Вариант 1 
 

                                                                            Студентки 1 курса гр. ФК-10 Р

                                              Борисовой Е.И.                               

                                                                           Преподаватель:  Ошкордина А.А. 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

Содержание 

Часть 1

Введение

  1. Понятие предпринимательской деятельности
  2. Мотивы и стимулы предпринимательской деятельности
  3. Цели организации предпринимательской деятельности

Часть 2

Заключение

Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Основным двигателем развития и обновления экономической жизни на современном этапе являются инициатива и творчество предпринимателей, осуществляющих ту или иную деятельность. Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование и анализ мотивации современного предпринимателя в частности и предпринимательской деятельности в целом.

Рыночная система  хозяйствования, все более утверждающаяся в России, основывается на предпринимательском типе экономической системы с сохранением в руках государства регулирующих функций. В настоящее время предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического процесса.

        Предпринимательство является главной опорой для рыночной экономики страны. Именно поэтому государственные органы стараются стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, что бы в итоге налоговые платежи этих предприятий стали лептой государственного бюджета, и ощущался прирост ВВП в экономике страны.

         С экономической точки зрения предполагается, что хозяйственное действие мотивировано экономическим интересом.

        Определяющей чертой социологии является сфокусированность на мотивации предпринимателя к той или иной хозяйственной деятельности. 

При таком подходе  мотивация предпринимателей превращается в социологическую проблему.

Объектом  работы является предпринимательская деятельность.

Предметом является мотивация предпринимателей в их экономической деятельности.

Цель  работы состоит в теоретическом и методологическом анализе мотивации предпринимательской деятельности.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие  задачи:

  1. Дать определение предпринимательской деятельности и бизнеса;
  2. Рассмотреть структуру предпринимательской деятельности;
  3. Описать теоретические и методологические основы мотивации предпринимательства, основные мотивы предпринимательской деятельности;
  4. Выявить оценку эффективности предпринимательской деятельности.

В данной работе попытаемся раскрыть сущность и содержание понятия предпринимательства, выделить особенности предпринимательского бизнеса, предпринимательских структур. И определить общее положение  дел предпринимательской деятельности в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие предпринимательской  деятельности

     Предпринимательство является сферой профессиональной деятельности особой группы людей – предпринимателей. Предприниматель является самостоятельным экономическим агентом, действующим на свой собственный страх и риск и под свою ответственность, в том числе и материальную1. Он должен обладать правами на использование функционирующего капитала, состоящих из четырех прав:

1) права владения, то есть права исключительного  физического контроля над благами;

2) права использования,  то есть права применения полезных  свойств благ для себя;

3) права управления, то есть права решать, кто и  как будет обеспечивать использование  благ;

4) права на  доход, то есть права обладать  результатами от использования  благ.

        Чтобы получить возможность использовать указанные права, предприниматель должен оплатить полному собственнику отчуждение этих прав в его пользу (например, в виде арендной платы). Кроме этого, потребуется еще и определенного размера оборотный капитал (например, затраты на сырье, материалы, рабочую силу и др.). Приступая к предпринимательской деятельности (или к видоизменению прежней деятельности), предприниматель должен решить извечные проблемы рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить?

         Наиболее типичное и емкое определение предпринимательства дано в работе американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым»2.

          Предпринимательство в нашей стране находится вместе с развитием рыночной экономики в стадии становления. Для развития предпринимательства в нашей стране существенное значение, по мнению российских исследователей, имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством.

         Поступательное развитие предпринимательства направлено на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), их доведение до конкретных потребителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами и является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и национального дохода, повышения эффективности общественного производства.

Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений хозяйствующих  субъектов на основе действия экономических  законов рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, конкуренции и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения (цены, денег, финансов, кредита и т.д.).

          Предпринимательство, как социальное явление, отражает возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, проявлять с наибольшей отдачей свои индивидуальные способности, творчество. Оно проявляется в формировании нового слоя людей – предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленных целей. При этом оно способствует увеличению численности наемных работников которые, в свою очередь экономически и социально заинтересованы в устойчивости предпринимательской деятельности.

           Развитие предпринимательства, предполагая эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в то же время требует и государственного регулирования в направлении создания определенных благоприятных для этого условий.

Предпринимательство успешно развивается при наличии  определенных условий и факторов, в совокупности обеспечивающих формирование определенной предпринимательской  среды. Последнюю следует понимать как интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателю добиваться успеха в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров с получением достаточной прибыли (дохода).

В известной  мере предпринимательство отражает и политическую ситуацию в стране. С одной стороны, условия и факторы его развития зависят от политической обстановки в стране (благоприятной или неблагоприятной), а с другой стороны, предпринимательские ассоциации, объединения, союзы сами оказывают влияние на формирование политической обстановки в стране, принимая участие в политической деятельности государства.

Предпринимательство – по сути, тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, и поэтому должно быть тщательно обоснованно, опираясь на знания рынка сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом собственной интуицией и, безусловно, поддержкой государственных органов.

         Таким образом, предпринимательство в обобщенном смысле отражает совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемых результатов в виде прибыли (дохода)3. 

  1. Мотивы  и стимулы предпринимательской  деятельности

     Человеческая  деятельность всегда обусловлена определенной мотивацией, т.е. каким-то конкретным интересом, удовлетворение которого побуждает индивида к определенным действиям с целью желательного или еще лучше – обязательного его достижения.

     Разумеется, интересы могут быть разные, но в  нашем исследовании речь будет идти об исключительно экономическом  интересе.

     Сам по себе интерес заключается в удовлетворении определенных потребностей, классификация которых в соответствии с теорией А. Маслоу и с учетом иерархии значимости для конкретного человека представляет собой следующую систему:4

     1) физиологические потребности,

     2) безопасность,

     3) социальные потребности,

     4) уважение,

     5) самовыражение.

     Первые  три позиции представленного  списка потребностей отражают в совокупности экономические интересы. Поэтому  остановимся на рассмотрении именно последних.

     Перечислим  основные показатели, которые в той или иной степени характеризуют экономические интересы конкретных предпринимателей независимо от того, какую организационно-правовую форму бизнеса они представляют:5

     • размер оплаты труда;

     • величина валового дохода предприятия;

     • величина балансовой и чистой прибыли предприятия;

     • величина предпринимательского пакета и дивидендов по акциям;

     • риск производства и реализации продукции;

     • окупаемость инвестиций в создание нового дела;

     • длительность производственного цикла;

     • финансовое состояние предприятия;

     • рыночная стоимость предприятия  и его ликвидность.

     Представленный  перечень показателей составлен  с точки зрения комплексности экономических интересов и не отражает их иерархической приоритетности, ибо для каждого конкретного дела значимость отдельных показателей для предпринимателей может существенно меняться.

     Показатель  размер оплаты труда, думается, не нуждается  в каком-либо объяснении, ибо текущая  личная доходность предпринимателя  имеет для него исключительно важное значение. И чем выше эта доходность, тем при прочих равных условиях выше интерес предпринимателя в данном бизнесе и выше мотивация по созданию его дела.

     Величина  валового дохода предприятия – показатель, незаслуженно обойденный вниманием  и теорией и практикой бизнеса. А между тем для некоторых форм предпринимательской деятельности (для частных семейных предприятий и предприятий коллективно-долевой собственности) он имеет чрезвычайно важное значение. Величина его исчисляется как разность между выручкой предприятия и затратами материально-энергетических ресурсов предприятия. Из оставшейся части предприниматель выплачивает налоги и другие обязательные платежи, а остальное распределяется им по собственному усмотрению (например, на инвестиции, на приобретение свободно конвертируемой валюты). Нет необходимости доказывать, что рост валового дохода – мощный стимул предпринимательской деятельности.

Информация о работе Мотивация предпринимательской деятельности