Маржинальный анализ. Основные положения маржинального анализа. Анализ безубыточности продаж. Анализ соотношения затраты – объем продаж -

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 07:14, контрольная работа

Краткое описание

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретический анализ…………………………………………………...........4
1.1 Основное понятие и определение маржинального анализа…………….4
1.2 Безубыточный объем продаж. Зона безопасности предприятия…....10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….17

Файлы: 1 файл

Маржинальный анализ моя 3 3YFXFKJ1 печать.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

                          1.2   БЕЗУБЫТОЧНЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ.

ЗОНА  БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между  фактическим количеством реализованной  продукции и безубыточным объемом  продаж продукции - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный  объем продаж и зона безопасности предприятия - основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании  управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать  которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер. 

Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

  • поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
  • переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.
 

    Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

    1. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты - объем производства - прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

    - на графике строится линия  постоянных затрат (FC), для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс;

    - на оси абсцисс выбирается  какая-либо точка, то есть какая-либо  величина объема. Для нахождения  точки безубыточности рассчитывается  величина совокупных затрат (постоянных  и переменных). Строится прямая ТС на графике, отвечающая этому значению;

    - вновь выбирается любая точка  на оси абсцисс и для нее  находится сумма выручки от  реализации. Строится прямая (TR), отвечающая  данному значению.

    

    Рис.1 Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели 

    Изображенная на рис.1 точка безубыточности (порог рентабельности) - это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат.

    Точка безубыточности, на графике это точка  А, расположенная на пересечении  прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис.1).

    Размер  прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его  совокупным затратам, при этом прибыль  равна нулю. Выручка, соответствующая  точке безубыточности, называется пороговой  выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль. 

2.Аналитический  способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении(2.1):

VРПкр = А / Ц – b

А- постоянные затраты

Ц- Цена изделия

b- Переменные  затраты на единицу продукции 

Критический объем  производства и реализации продукции  можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении(2.2):

S = СуммаA/Дмд

где S — критический  объем производства и реализации продукции.

СуммаA-сумма постоянных затрат

Дмд- доля маржинального дохода в выручке:

Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток.

Для расчета  точки критического объема реализации в процентах к максимальному  объему, который принимается за 100%, может быть использована формула(2.3):

Т = А/МД*100%

А-постоянные затраты 

Мд-маржинальный доход

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет такой (2.4)

УРП = А+П/Ц-b

П-прибыль от реализации продукции

Для определения  зоны безопасности аналитическим методом  по стоимостным показателям используется следующая формула(2.5):

ЗБ = В-S/В

Для одного вида продукции зону безопасности можно  найти по количественным показателям(2.6):

ЗБ = УРП-УРПкр/УРП

Данные о величине маржинального дохода и других производных  показателей получили довольно широкое  распространение для прогнозирования  затрат, цены реализации продукции, допустимого  удорожания ее себестоимости, оценки эффективности  и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

Во многом это  объясняется сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам. Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу.

При расчете  точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта.При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.

Анализ точки  безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни. 
 

Заключение 

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует  экономически грамотного управления их деятельностью, которое во много  определяется умением ее анализировать. С помощью метода маржинального анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль  за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития

Внедрение этой методики в практику работы предприятий будет способствовать более эффективному управлению процессом формирования прибыли.

Маржинальная  прибыль (валовая  маржа, маржа покрытия) - это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Маржинальный  анализ широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

А) более точно  исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

Б) определить критический  уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

В) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

Г) исчислить  необходимый объем продаж для  получения заданной величины прибыли;

Д) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли .

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

    1.Батрин Ю. Д. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий.- М.: Высшая школа, 2007,- 283с.

    2.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Омега - Л, 2004. - 576с.

    3.Грищенко О. Маржинальный анализ в диагностике финансово-хозяйственного состояния предприятия //Бухгалтерский учет и налогообложение. - 2005. - 12. - С. 33-47.

    4.Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2001.

    5.Косьмина О.И. Экономический анализ в системе управления: опыт применения методики маржинального анализа //Проблемы современной экономики. - 2005. - 5. - С. 37-52.

    6.Кондратова И. Г.Основы управленческого учета.- М.: Финансы и статистика, 2008-144 с.

    7. Николаев  Игорь(автор статьи), финансовый директор медико-фармацевтической фирмы «Аконит»,журнал «Консультант» № 3, 2006 год

    8.Савицкая Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2007.

    9.Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002. - 704 с.

    10..Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем..- М.: Финансы и статистика, 2007.- 800 с.

    11.Янковский К.П., Музсарь И. Ф.Управленческий учет. - СПб: Питер, 2007.- 128 с.

    12. www.zis.by.ru  статья –«Метод маржинального анализа продуктов и направлений»,рубрика «финансы», автор:Вадим Омельянович

    13. www.cfin.ru.

Информация о работе Маржинальный анализ. Основные положения маржинального анализа. Анализ безубыточности продаж. Анализ соотношения затраты – объем продаж -