Малый бизнес в России как вид предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность, по Й. Шумпетеру – это не должность и даже не профессия, а скоре, уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инновации на рынок посредством рискового бизнеса. [1]
ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную
на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке

Файлы: 1 файл

глава 1.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

- более высокий уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;

- зависимость от крупных компаний;

- недостатки в управлении делом;

- слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении  договоров;

Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними  причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью  собственников малых и средних предприятий. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмой участвует не один человек,  а предпринимательская команда, которая состоит их двух или трех лиц шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений  более профессионально. На живучесть малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, тем больше у нее возможность сохранения деятельности  в кризисные периоды.

- низкий уровень технической оснащенности.[26] 

Закупка необходимого современного оборудования требует наличия большого объема свободных денежных средств. Так же серьезной проблемой малых предприятий, работающих в научно- технической сфере, является отсутствие лицензионного программного обеспечения, которое стоит довольно дорого.

Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который с одной стороны не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет  быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.

В процессе создания и функционирования малому бизнесу присущ ряд проблем и рисков:

1. налоговый риск[27] - сопутствующая осуществлению предпринимательской деятельности измеримая неопределенность наступления неблагоприятных последствии для субъектов налоговых правоотношений вследствие нарушения законодательства о налогах и сборах.

Можно выделить такие риски как:

- риск переплаты налогов и сборов;

- риск неуспешной оптимизации;

- риск некорректного толкования НК РФ;

- риск совершения правонарушения;

- риск несоответствия заявленному налоговому потенциалу;

- риск усиления налогового контроля;

- риск банкротства;

- риски, связные с условиями финансово- хозяйственной деятельности.

Главная причина возникновения налогового риска у субъектов малого предпринимательства связанна с неопределенностью финансово- хозяйственной среды, в которой осуществляет свой бизнес налогоплательщик.  Неопределенность обусловлена действием и объективных и субъективных факторов. К объективным относят неопределенность элементов внешней и внутренней среды предприятия  (это может быть неопределенность отдельных вопросов налогового  и других видов законодательства, влияющих на процесс налогообложения). Субъективные факторы обусловлены тем, что всегда есть конкретные лица, которые принимают при выборе «схемы» сделки, специального налогового режима. Много зависит от действий менеджеров и бухгалтеров, от оценки ими налоговых баз, исчисления сумм налогов на основе данных налогового и бухгалтерского, что в свою очередь зависит от компетентности, уровня квалификации субъекта, принимающего решения.

Налоговый риск можно характеризовать как отклонение фактической величины налоговых платежей от тех платежей, на которые рассчитывали лица, принимающие решения, связанные с налогообложением. Такое отклонение для предприятия будет либо экономией на налоговых платежах, либо финансовыми потерями.

Для управления рисками в сфере малого бизнеса, следует учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на величину налоговых рисков. Внешние факторы связаны со следующими обстоятельствами:

- с качественными изменениями налогового законодательства, касающегося вопросов налогообложения субъектов малого бизнеса;

- частотой изменения налогового законодательства, в результате которого меняется отношение к тому или иному специальному налоговому режиму;

- нечеткими формулировками отдельных положений налоговых законодательных документов, приводящих к разночтениям, неоднозначности толкования и использования;

- политической и экономической обстановкой, влияющей на улучшение (ухудшение) экономических условий хозяйствования субъектов малого бизнеса.

К внутренним факторам относятся:

- ответственность руководителей к исполнению обязанности по уплате налогов;

- отсутствие или недостаточная организация бухгалтерского учета и налогообложения, непонимание принципов и особенностей ведения бухгалтерского учета, сущности и целевой направленности бухгалтерской и налоговой отчетности.

При управлении налоговыми рисками необходимо постоянно отслеживать изменения внешних факторов и принимать соответствующие меры по снижению последствии налоговых рисков, осуществлять мониторинг состояния расчетов с бюджетом по налогам и т.д. На любом предприятии должна быть налажена работа по учету налоговых рисков при принятии управленческих решений. Можно выделит специальную группу, которая будет вести налоговый учет, или ввести в штат бухгалтера по налоговым расчетам. Выбранный способ должен быть указан в приказе об учетной политике предприятия.

Важным направлением снижения налогового риска является организация системы внутреннего контроля, в том числе контроля за состоянием налогового учета.

2.      Финансовые проблемы.[28]

Малые организации сталкиваются с проблемами формирования финансовых ресурсов, как в период становления, так и в период развития и роста. Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный капитал. Источниками уставного капитала в зависимости от организационно- правовой формы выступают: паевые взносы, акционерный капитал, долгосрочный кредит, бюджетные средства, собственные средства. Соответственно возникает проблема с собственными  финансовыми ресурсами для образования основного и оборотного капиталов из-за низкого стартового капитала. Первые стадии существования малой организации сопровождаются сочетанием наибольшего риска с наименьшей доходностью.

Для малых организаций доступность на финансовый и денежный рынки затруднительна, что связанно со следующими проблемами:

-  процентные ставки по кредита высокие, а рентабельность капитала у малых организации низкая;

- рискованное финансовое положение малой организации;

- отсутствие кредитной истории у малой организации.

Среди источников финансирования, по данным статистики основное место занимают собственные средства (70%) , в то числе: амортизация - 40%, прибыль - 30%. Привлеченные средства составляют 30%, из них кредиты банков - 20% и эмиссия ценных бумаг - 10%. В составе кредитов долгосрочные обязательства составляют 2,6%, краткосрочные - 17,4%. Для малых организаций внешнее финансирование является  дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия:

- коммерческие банки требуют кредитной истории и оценки финансового состояния по определенным показателям;

- кредитные союзы выдают ссуды только после уплаты членских взносов участника кредитного кооператива;

- региональные банки выдают кредиты на 2 условиях: соответствия программам развития региона и оценки финансового состояния;

-  фонды поддержки малого предпринимательства выделяют средства при условии постоянного соответствия критериям оценки функционирования малых организаций.

Следует учитывать, что не вся прибыль остается в распоряжении организации, часть в виде налогов и налоговых платежей поступает в бюджет. Для малых организации, даже использующих льготное налогообложение, налоговая нагрузка составляет от 40 до 50%, что негативно отражается на ее финансовом состоянии. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, распределяется на цели накопления  и потребления. Характерной особенностью и одновременно проблемой является то, что малые организации ориентированны на текущую прибыль, как правило, на накопление не направляется. 

С позиции кредитных организации наиболее существенным фактором, сдерживающим кредитно - инвестиционную активность банковского сектора по отношению к малому бизнесу, является его финансовое состояние, так как около 1/3 малых  организаций убыточны.

Среди проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, необходимо выделить  недостаточную инвестиционную и финансово- кредитную поддержку малых организации как со стороны государственных, так и коммерческих структур.

Например, размер выделенной государственной поддержки на развитие малого бизнеса в 2007 году в пересчете на одну малую организацию составляет 2830 рублей, чего явно недостаточно даже для небольших фирм. 

Но  в 2009 году на финансирование программ поддержки малого предпринимательства выделилось 10,5 млрд. рублей. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб. Правительство уделяет большое внимание программам микрофинансирования, выдаче грантов. [29]

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организации. Общий объем заявок на участие в этой программе составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 % , а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается 13-14%).    

Планируется, что в 2010 году через банки-партнеры «Российского банка развития» малому бизнесу будет выделено кредитов на сумму не менее 100 млрд. руб., через гарантийные фонды малый бизнес в виде кредитов получит около 80 млрд. руб.[30]

В июле 2009 года вступил в силу закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вмененный доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателя. [31]

Министр экономического развития России Э.С Набиуллина во встрече с Председателем Правительства В.В Путиным обратила внимание на положительный эффект этой меры «по предварительным итогам, принятая мера дает эффект, потому что впервые количество кассовых аппаратов, которые становятся на учет, стало меньше, чем количество кассовых аппаратов, которые снимаются с учета. То есть на 60 тысяч аппаратов предприятия больше сняли с учета, чем поставили. Это просто перелом тенденции. Мы и дальше будет отслеживать эту ситуацию, потому что она важна для малого бизнеса, который занят в самых массовых видах деятельности».  [32]

3.      большое количество проверок малых предприятий.

Одной из проблем малого бизнеса является обилие проверок со стороны контролирующих органов, которые значительно замедляют развитие предприятий. [33] В 2009 году Правительством РФ было принято решение о сокращении видов проверок, их количества и самого порядка их проведения. Внеплановые проверки теперь проводятся через процедуру Генеральной прокуратуры, в результате чего Генеральная прокуратура отклонила 48% заявок ведомств на внеплановые проверки. С 1 января 2010 года вводится новый порядок  по плановым проверкам. Согласно этому порядку, ведомства должны заранее составить свой план и направить его в Генеральную прокуратуру, которая вывешивает его на свой сайт. И ведомства уже не могут изменить этот план. Что касается внеплановых проверок, то они проводятся только с согласования с Генеральной прокуратурой.[34]

По словам В.В Путина: «Самое важное сейчас, чтобы чиновники всех уровней осознали, что запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность – это не временное « антикризисное» действие со стороны правительства, не временное послабление для бизнеса. А суть политики государства, рассчитанной на длительную перспективу, навсегда. Особенно обращаю внимание наших муниципальных властей. Именно здесь решаются все основные вопросы, связанные с работой малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей.  Нужно создать нормальные условия для работы людей, а не мешать им, не заниматься административной самостоятельностью и, вместо отмененных на федеральном уровне, не вводить ограничений на местах».[35]

4.      Проблемы с помещениями.

Одной из острых проблем, которая стоит перед владельцами малого и среднего предприятия, является отсутствие подходящего помещения для открытия собственного дела.  

На практике с предприятиями малого и среднего бизнеса ведется неформальная борьба: через повышение тарифов аренды,  предъявление многочисленных претензий к объектам (торговли, строительства), закрытие рынков. Идет скрытый интенсивный процесс монополизации сферы обслуживания. В частности долю открытых рынков в России предполагалось сократить с 43% в 2006 г. до 15% в 2010г. [36]

Информация о работе Малый бизнес в России как вид предпринимательской деятельности