Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:39, курсовая работа
Предпринимательская деятельность, по Й. Шумпетеру – это не должность и даже не профессия, а скоре, уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инновации на рынок посредством рискового бизнеса. [1]
ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную
на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке
1. Малый бизнес в России как вид предпринимательской деятельности
Сущность и функции и проблемы малого бизнеса в экономике России
Предпринимательская деятельность, по Й. Шумпетеру – это не должность и даже не профессия, а скоре, уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инновации на рынок посредством рискового бизнеса. [1]
ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную
на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.[2]
Малое предпринимательство – субъект рыночной экономики, социально- экономический институт, которому присуща специфика национальных традиции и норм поведения, психологического уклада индивидуумов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, повышенная степень риска, инициативности, инновационности. [3]
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году, в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых предприятий не превышало 100 человек.[4]
Последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990, 1991, 1993,1995,2007 гг.
Последние изменения были приняты 24.07.2007 года, вступившие в силу 1 января 2008года в законе № 209- ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 4 ФЗ -№ 209 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а так же физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям[5]:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организации (объединений), благотворительных или иных фондов в уставном (складочном) капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия- до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предусмотренные пунктом 3 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.[6]
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские ( фермерские) хозяйства в течении того года, в котором они зарегистрированы , могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки о реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов ( остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший о дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 ФЗ №209.[7]
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.[8]
В соответствии со статьей 4 пунктом 7 ФЗ № 209 выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. [9]
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.[10]
Во всех промышленно развитых странах сектору малого и среднего предпринимательства уделяется большое внимание. Начиная с 70х - 80х годов прошлого века государство считает необходимым с помощью разнообразных мер прямой и косвенной поддержки способствовать развитию малого предпринимательства.
Малое предприятие является базовой ячейкой рыночной экономики. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом, формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции, в том числе и структуры производства.
Чем устойчивее позиции малого бизнеса в экономике и чем активнее его участие в рыночной конкуренции, тем сильнее противодействие, которое он оказывает тенденции к монополизации рынка, изначально присущей крупному бизнесу. Способность к быстрому восприятию распространению технических новшеств, а нередко к самостоятельной деятельности в сфере НИОКР делает этот сектор полноправным участником инновационного процесса. Обеспечивая преобладающую часть рабочих мест и выплачивая налоги, он служит главной опорой социальной политик государства. В периоды спада конъюнктуры именно малый бизнес оказывает стабилизирующее влияние на производство, поглощая растущую безработицу и смягчая удары, наносимые кризисом отдельным отраслям и регионам.[11]
Выделим основные функции малого бизнеса:
1. Антимонопольная функция.
Сектор малого и среднего предпринимательства – носитель конкурентного начала в экономике. Его присутствие на рынке способствует снижению уровня цен, поддерживает структурную гибкость экономики и постоянное внимание производителей к потребительскому спросу и качеству продукции.[12]
Малые предприятия, в отличие от крупных, не могу диктовать рынку уровень цен на свою продукции. При этом любые просчеты крупных предприятий, включая установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества, выпуск морально устаревшей продукции, используется субъектами малого предпринимательства для выхода на традиционные рынки сбыта продукции крупных компании и «отнятия» у них части прибыли. Многие новые ниши на рынке, образующиеся в результате инновационных продвижений, или временно опустевшие рыночные сегменты оказываются сферой именно субъектов малого бизнеса. Тем самым малые предприятия вносят свой вклад в обеспечение конкурентной среды в национальной экономике, « подстегивают» крупные предприятия к проведению регулярных модернизации, к максимальному использованию и внедрению в производство новинок технического прогресса. [13]
2. Инновационная функция.
Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени, поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно- технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотации, дополнительного субсидирования и т.д. [14]
В последние два- три десятилетия малые предприятия прочно заняли место лидера прорывных научно-технических разработок. Возник новый термин – венчурный бизнес. Его смысл заключается в организации в форме малого предприятия группы исследователей, инженеров, ученых для разработки той или иной идеи проекта. [15]
Инновационная функция малого бизнеса часто реализуется в кооперации с крупным бизнесом. Взаимодействие крупного и малого бизнеса в сфере НИОКР необходимо и экономически оправданно с точки зрения развития и поддержки малого инновационного предпринимательства. [16]
3. Социальная функция.
Социальная значимость малого предпринимательства обусловлена, прежде всего, самим фактором сосредоточения в этом секторе преобладающей части рабочих мест. Немалая часть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без квалификации, иммигрантами. Женский бизнес в его различных формах образует весомую составляющую сектора малого и среднего предпринимательства во всем мире.[17]
Малый бизнес как «губка» способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических депрессий) рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, расширяет средний класс.
Кроме того, малые предприятия выполняют еще и функции социально- психологической помощи населению. Исследования показывают, что постоянные клиенты ходят в небольшие магазины, в мастерские не только для покупок или получения необходимых услуг, но и для живого общения с хозяином и работниками как со старыми знакомыми. Необходимость в такой психологической помощи возрастает во всех странах. [18]
4. малый бизнес - источник налоговых поступлений.
Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компании, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. [19]
Развитие малого предпринимательства и реализация им своих функции способствует решению следующих задач:[20]
1. формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах;
2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;
3. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
4. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы, включение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает отдельные ограничения;
5. формирование социального слоя собственников;
6. быстрая реализация инновации; [21]
7. производство внутреннего валового продукта в виде заработной платы, косвенных налогов и возможной прибыли.
Как показывает мировая практика малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, так как ему свойственны определенные преимущества:[22]
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требование местных рынков;
- относительно высокая оборачиваемость собственного капитала;
большая возможность для индивидуума реализовывать свои идеи, проявить свои способности.
По сравнению с крупным бизнесом малое предпринимательство имеет три бесспорных преимущества. Во – первых, предприниматель инвестирует свои средства и, как правило, лично занимается продуктивной деятельностью.
Во – вторых, лучше знает финансовые возможности и запросы широких масс населения. В- третьих, непосредственно контактирует с потребителями. Именно по этому во многих странах (США, Европа, Япония) средний и малый бизнес составляет социально- экономический фундамент общества, в котором занято от 50 до 70% трудоспособного населения. [23] В России занятость в малом бизнесе относительно низкая, так как большинство людей не готовы создавать свой бизнес или работать в малых предприятиях, предпочитая работать в более крупных и стабильных организациях. Показатели занятости в малом бизнесе на территории страны в различных регионах сильно отличаются. Почти 30% населения, занятого в малом бизнесе, проживает в Центральном районе, 11% населения, работающего, а малом бизнесе, проживает в Кавказском районе, а на Урале и в Поволжье проживают по 9% работников малого бизнеса. Такое неравномерное распределение связанно, прежде всего, с тем, что в Центральном районе страны созданы наилучшие условия для развития малого бизнеса. В этой части страны проживает наиболее экономически активная часть населения, которая потребляет большее количество товаров и услуг, предлагаемых предприятиями малого бизнеса.[24]
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны определенные недостатки, среди которых можно выделить:[25]
Информация о работе Малый бизнес в России как вид предпринимательской деятельности