Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:16, курсовая работа
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Введение.
Основная часть:
1. Определение и сущность предпринимательства.
2. Функции и роль предпринимательской деятельности.
3. Виды предпринимательства.
4. Организационно-правовые формы предпринимательства. Виды предпринимательских фирм.
5. История предпринимательства в России.
6. Анализ рынка.
7. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты.
8.Перспективы развития предпринимательства в РСО-Алании.
9. Малое предпринимательство Северной Осетии в системе Южного Федерального округа.
Заключение.
Система
государственной поддержки и
развития малого предпринимательства
в республике стала целенаправленно
формироваться с 1995 г. в связи
с принятием федерального закона
N 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации». Этот закон впервые определил
понятие малого предпринимательства в
Российской Федерации и принципы, направления
его государственной поддержки на территории
страны. Конечно, за 14 лет в республике
многое сделано для развития предпринимательства,
поэтому есть рост показателей количества
малых предприятий в 2 раза, объемов производства
товаров и услуг более чем в 10 раз, среднесписочной
численности занятых предпринимательской
деятельностью на 22 тыс. чел. или в 3,1 раза.
Но надо отметить, что качественного скачка,
который бы повлиял на динамику развития
всей экономики республики, не произошло.
По-прежнему малое предпринимательство
республики успешней развивается в сфере
торговли и услуг, чем в отраслях промышленного
производства. Если на Западе небольшие
предприятия формируют от 50 до 70% основных
экономических показателей национального
богатства, занятости населения, количества
предприятий на душу населения, то в Республике
Северная Осетия-Алания аналогичные показатели
колеблются в пределах 20%. В то же время
стратегическая роль малого предпринимательства
в экономическом развитии республики
с ходом административной и бюджетной
реформ значительно возрастает. Сегодня
малое предпринимательство должно стать
экономической основой местного самоуправления:
в большинстве муниципальных образований
принципы бюджетного самофинансирования
невозможно реализовать без развития
малого предпринимательства и создания
соответствующей налогооблагаемой базы.
Решение задачи повышения конкурентоспособности
республики, производимых на её территории
товаров и услуг также тесно связано с
государственной поддержкой и развитием
малого предпринимательства. Поскольку
предприниматель изначально стремится
к получению максимальной прибыли, то
в условиях усиливающейся конкуренции
он вынужден постоянно повышать конкурентоспособность
товаров и услуг, работников, усиливая
их мотивацию с помощью улучшения условий
и оплаты труда, отдыха, охраны здоровья
и т.д. Таким образом, конкурентоспособность
каждого предпринимателя становится составляющей
конкурентоспособности республики в целом.
Поэтому, чем больше у нас будет финансово
устойчивых предпринимательских и иных
структур, тем выше будут конкурентные
преимущества республики, шансы победить
в конкурентной борьбе и завоевать новые
рынки, получить дополнительные возможности
развития экономики. Кроме того, малое
предпринимательство - это сфера, которая
может обеспечить массовую занятость
населения и повлиять на положительное
регулирование внешней миграции (выезд)
трудовых ресурсов, стимулировать повышение
рождаемости, социально-экономическую
и политическую стабилизацию. Учитывая
состояние малого предпринимательства
в республике и необходимость более высоких
темпов его развития, на предстоящий период
планируются значительные изменения в
республиканской системе государственной
поддержки предпринимательства. Прежде
всего, законодательно определено, что
ежегодно в бюджете республики будут предусматриваться
и выделяться средства на государственную
поддержку и развитие малого предпринимательства.
Указанные средства планируется направить,
в том числе на финансирование начальных
этапов организации предпринимательской
деятельности, конечно, по итогам конкурсного
отбора инвестиционных проектов. Для начинающих
предпринимателей будет создан бизнес-инкубатор,
в составе которого они смогут получать
всю необходимую организационную, информационную,
финансовую помощь, а затем, покидая стены
инкубатора, самостоятельно работать
и постепенно погашать государству понесенные
затраты. Решение о создании в республике
бизнес-инкубатора подтверждено на федеральном
уровне, на строительство бизнес-инкубатора
уже выделены средства федерального бюджета
в размере 44 млн. руб. Для действующих и
развивающихся предприятий, в первую очередь
производственной сферы, предусмотрены
меры по развитию системы приобретения
оборудования, технологий в лизинг на
долгосрочной основе - от 3 до 5 лет. По факту
заключения руководителем производства
договора лизинга с банком и поставщиком
необходимого оборудования, положительном
решении конкурсной комиссии об эффективности
и целесообразности реализации инвестиционного
проекта, лизинговые платежи будут погашаться
из бюджета республики до момента ввода
в действие новых мощностей и производства
продукции. При этом право собственности
на приобретение оборудования (технологии)
перейдет к предприятию только после погашения
бюджетной задолженности. Одним из основных
факторов успешного развития субъектов
малого предпринимательства является
их доступ к банковским кредитам. На сегодняшний
день более 85% субъектов малого предпринимательства
республики не удовлетворяют требованиям,
предъявляемым банковскими и лизинговыми
структурами, ввиду недостатка или отсутствия
надлежащего залогового обеспечения и
гарантий возврата заемных средств. С
целью развития системы финансово-кредитной
и имущественной поддержки субъектов
малого предпринимательства, создания
благоприятных условий для обеспечения
их доступа к кредитным ресурсам планируется
организация на территории Республики
Северная Осетия-Алания специализированной
структуры поддержки малого предпринимательства
ОАО «Агентство кредитно-лизингового
обеспечения», учредителем которого будет
выступать Правительство Республики Северная
Осетия-Алания. Одним из приоритетных
направлений деятельности Агентства будет
облегчение доступа субъектов малого
предпринимательства к ресурсам банковских
и лизинговых структур путем разделения
с ними финансовых рисков. То есть, в случае
нехватки необходимого залогового обеспечения
у малого предприятия, Агентство предоставляет
поручительства, гарантирующие выполнение
обязательств по кредитным и лизинговым
договорам. Наряду с указанными лизинговыми
механизмами по-прежнему будет действовать
система погашения разницы процентных
ставок по полученным предпринимателями
коммерческим кредитам. Расчет будет производится
с уплатой процентов не ниже одной четвертой
части ставки рефинансирования Центрального
банка России. В проекте республиканского
бюджета на 2006 г. на перечисленные финансово-кредитные
механизмы поддержки предприятий и организаций
предусмотрены средства в размере 72,5 млн.
руб. Самостоятельной формой государственной
поддержки предпринимательства должны
стать республиканские и муниципальные
заказы на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд. Вновь принятый
в июле 2005 года федеральный закон, регулирующий
процедуры и порядок размещения указанных
заказов, устанавливает обязанность государственных
заказчиков размещать у субъектов малого
предпринимательства не менее 15% объема
поставок товаров, выполнения работ и
оказания услуг. Причем Правительством
республики будет сформирован реестр
недобросовестных поставщиков, чтобы
ни одно предприятие, которое единожды
не выполнив своих обязательств по поставкам
для государственных и муниципальных
нужд, не смогло бы повторно участвовать
в конкурсе. В настоящее время у нас немало
фактов, когда товары, необходимые для
государственных, муниципальных нужд
и производимые на территории республики,
завозятся из других регионов. При этом
не всегда завозимые товары бывают более
высокого качества и конкурентоспособнее
по цене, чем у местных товаропроизводителей.
Такую практику игнорирования интересов
товаропроизводителей республики надо
прекратить. Работа по организации конкурсов
и отбору товаров (услуг) для республиканских
нужд должна быть централизована. Товаропроизводители
республики заблаговременно должны быть
извещены о перечне, объемах товаров (услуг),
необходимых для республиканских и муниципальных
нужд, иметь информацию о предъявляемых
конкурсных требованиях и возможность
активно участвовать в проводимых конкурсах.
При прочих равных условиях государственные
и муниципальные заказы должны размещаться
на предприятиях республики. Такой подход
к формированию заказов одновременно
решит несколько проблем, в том числе обеспечит
рациональное и целевое использование
бюджетных средств, создание дополнительных
рабочих мест, улучшит финансовое состояние
товаропроизводителей республики, а значит,
приведет к росту доходов в бюджет, ограничит
вывоз капитала (инвестиционных ресурсов)
за пределы республики и, наконец, более
полно удовлетворит государственные и
муниципальные нужды. В корне должна измениться
инвестиционная политика и механизмы
её реализации. На сегодняшний день реализация
инвестиционной политики ограничивается
работой конкурсной комиссии по отбору
инвестиционных проектов и субсидированию
разницы процентных ставок по привлеченным
предприятиями коммерческим кредитам.
Разработка адресных инвестиционных программ
- это тоже малая толика аналитической
работы, которая должна проводиться Министерством
экономики Республики Северная Осетия-Алания,
отраслевыми министерствами и ведомствами.
На постоянной основе должны изучаться
вопросы по улучшению инвестиционной
деятельности. Привлечение инвесторов
на Северный Кавказ, в частности, и в Республику
Северная Осетия-Алания - дело сложное,
поэтому требует всестороннего изучения
наших инвестиционных потребностей и
возможностей инвесторов, их требований
по защите интересов и возврату вложенных
средств. Сопровождение и контроль процессов
реализации инвестиционных проектов,
их бюджетной эффективности, должны стать
нормой и повседневной заботой, итогом
совместной работы Министерства экономики
РСО-Алания, отраслевых министерств и
ведомств, руководителей предприятий.
В ближайшее время необходимо определить
первоочередные меры по активизации инвестиционной
деятельности в зависимости от утвержденных
программ социально-экономического развития
республики. Большим подспорьем в привлечении
стран-доноров к выполнению указанных
программ и созданию новых систем поддержки
предпринимательства могут стать международные
организации, действующие на территории
республики, в том числе Программа Развития
ООН. Уже определены приоритеты нашего
сотрудничества, в ближайшее время надо
более активно перейти к практическим
шагам. Вопросы реализации инвестиционной
политики напрямую связаны с предоставлением
производственных помещений. Сложилась
совершенно недопустимая практика, когда
при наличии большого количества простаивающих
невостребованных производственных площадей,
предприниматель не в состоянии арендовать
площади на долгосрочной основе с целью
организации малых производств: или ставки
арендных платежей так завышены, что производство
становится нерентабельным, или помещения
требуют капитального ремонта, т. е. значительных
финансовых расходов, которые не зачитываются
в сумму арендных платежей и нет гарантий,
что договор аренды после понесенных предпринимателем
затрат, не будет расторгнут. Поэтому Министерствам
имущественных отношений, промышленности
и предпринимательства, сельского хозяйства
и продовольствия, архитектуры и строительной
политики, транспорта и дорожного хозяйства
РСО-Алания необходимо совместно сформировать
перечень неиспользуемых площадей, разработать
конкурсные требования и организовать
проведение открытых конкурсов на заключение
долгосрочных договоров аренды указанных
помещений с обязательным условием их
целевого использования. При этом предусмотреть
систему льгот для малых предприятий,
занимающиеся приоритетными для экономики
республики видами деятельности. Отдельной
проблемой, выросшей по важности для предпринимателей
в первостепенную, стала деятельность
контролирующих органов. Несмотря на прямое
указание Прокуратуры РФ «Об организации
прокурорского надзора за исполнением
законов о защите прав субъектов предпринимательской
деятельности» (приказ генерального прокурора
РФ от 17.08.2005 N29) количество нарушений прав
предпринимателей в республике по-прежнему
высоко. Это и постоянное хождение общественных
организаций, в частности, различных обществ
по защите прав потребителей, по торговым
организациям и факты подмены ими функций
государственных контролирующих служб,
и нарушение установленного порядка проведения
контрольных мероприятий представителями
действующих контролирующих организаций;
имеются факты коррупции, которые пока
не в полном объеме выявляются Прокуратурой
Республики Северная Осетия-Алания. Сегодня
здесь присутствуют руководители большинства
организаций, осуществляющих контролирующие
функции в сфере малого предпринимательства
и, обращаясь, прежде всего к ним, хочу
подчеркнуть: единым принципом для всех
контролирующих организаций должен стать
принцип поддержки, поощрения добросовестной
предпринимательской деятельности и пресечения
незаконных действий. Надо понимать, что
в сферу предпринимательства массово
пришли люди зачастую без профессиональной
подготовки, которые в силу сложившихся
обстоятельств стараются создать рабочие
места и прокормить семьи, стараются не
быть иждивенцами государственной казны.
Поэтому контроль их деятельности должен
включать не только акты запугивания и
взыскания штрафов, которые начисто отбивают
охоту чем-либо заниматься, но и знакомить
предпринимателей с новыми законодательными
требованиями. В рамках контрольных мероприятий
должна вестись работа по профилактике
нарушений. При этом предприниматель должен
знать, что если он несмотря на предупреждения,
систематически нарушает действующее
законодательство - наказание неминуемо.
Так же неминуемо должно быть и наказание
работников контролирующих органов, уличенных
в фактах вымогательства, коррупции и
других нарушений прав предпринимателей.
В подобных случаях у предпринимателей
есть законодательное право защищать
свои интересы и заявить о фактах нарушения
прав в Прокуратуру Республики Северная
Осетия-Алания. Хочу заверить, что каждый
заявленный факт будет внимательно рассмотрен
и доведен до логического конца. Подводя
итоги сказанного, еще раз повторю, государственная
поддержка и развитие малого предпринимательства
не разовое мероприятие, которое закончится
с завершением настоящего совещания. Это
многолетняя системная работы, включающая
участие государственных и негосударственных
структур, в первую очередь самих предпринимателей,
целью которой является наше общее благосостояние.
Чем больше у нас успешных предпринимателей
и производств, тем богаче будет республика,
тем больше шансов у каждого из нас достойно
жить и без страха смотреть в будущее.
И только понимание роли малого предпринимательства,
его всесторонняя совместная поддержка
смогут помочь предпринимателю преодолеть
трудности и обрести необходимую всем
нам устойчивость.
Малое
предпринимательство
Северной Осетии в
системе Южного Федерального
округа
Малый бизнес в развитых странах составляет костяк рыночной экономики, основу политической и социальной стабильности общества.
Для
Южного Федерального округа развитие
малого предпринимательства
Южный Федеральный Округ располагает огромным природным, ресурсным и кадровым потенциалом, а отдача в три - четыре раза ниже возможного. Здесь самая высокая безработица в стране, а доходы населения на треть ниже среднероссийских.
В структуре целевой программы "Юг России" главенствующее положение должны занимать вопросы развития личных подсобных и фермерских хозяйств, малых предприятий в сфере производства, подготовки и бытового обслуживания.
По Распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 марта 2000 года № 476-р в стране прошла экономическая перепись малых предприятий, организованная Госкомстатом РФ. По оценкам Госкомстата РФ в России на 1 января 2001 года было зарегистрировано 879,3 тыс. малых предприятий, в Южном Федеральном округе 82,2 тыс. малых предприятий (9,3% от общего числа зарегистрированных предприятий). На первое января 2002 г. в РСО-Алания зарегистрировано 27314 субъектов малого предпринимательства, в том числе 10688 малых предприятий, 166266 физических лиц, занимающихся бизнесом. О динамике развития малого предпринимательства по субъектам Южного Федерального Округа свидетельствует таблица 1.
Таблица 1. Число малых предприятий по годам регистрации
Число малых предприятий
В том числе зарегистрированных в: Из общего
числа приме
няющие УСН
1990
и ранее 1991-1992 1993 1994
Южный Федераль-
ный
округ 72691 2162 13386 8766
Республика
Адыгея 1208 21 275 178 89 103
Республика
Дагестан 1274 34 73 35 40 841
Республика
Ингушетия 320 9 73 35 45 48
Кабардино-Балкарская
Республика 2005 80 531 285
Республика
Калмыкия 179 5 26 28 23 21 17
Карачаево-Черкесская
Республика 914 894 3 0 2 1 1
Республика Северная Осетия-
Алания 1532 59 199 123 120
Краснодар
ский
край 23973 251 4929 3041 1993
Ставрополь
ский
край 7924 77 1660 1181 642
Астрахан-
ская
область 3338 113 525 396 265
Волгоград-
ская
область 10161 214 1646 1077
Ростов-
ская
область 19863 405 3446 2387
По сведениям органов статистики, малыми предприятиями нашей республики в 2001 году произведено товаров и услуг в действующих в ценах (без НДС и акциза) на сумму свыше 2 млрд. руб.
Малыми промышленными производствами обеспечено 15% республиканского объема промышленной продукции, произведенной в 2001 году. Налоговые поступления в доходную часть республиканского бюджета составили 65,5 млн. руб. Численность занятых в сфере малого предпринимательства достигла 20,8% от средней численности работающих в экономике республики. Но этого явно недостаточно.
В мировой хозяйственной системе по данным ООН, малые и средние предприятия являются производителями 50 - 60% ВВП и работодателями для 50% трудоспособного населения. Следовательно, в целом Российская Федерация, Южный Федеральный округ и наша Республика находятся по развитию малого предпринимательства в начале пути.
Необходимо отметить, что экономическая перепись малых предприятий подтвердила существующую дифференциацию в территориальном размещении малых предприятий по административным районам республики.
Основное
количество малых предприятий
В целом на малых предприятиях Южного Федерального округа занято более 6-7 тыс. чел. (8% от общей численности занятых в экономике округа). Из них 605 тыс. чел. (89,4%) постоянные работники, 51 тыс. чел.(7,5%) - совместители, 21 тыс. чел. (3,1%) выполняли работу по договорам подряда.
Из общего числа занятых на малых предприятиях округа 31,5% осуществляли свою деятельность в торговле, 23% было занято в промышленности и 21% в строительстве.
Во всех федеральных округах и в частности Северной Осетии более 60% списочного состава работников малых предприятий - мужчины.
Одной
из особенностей малого предпринимательства
Южного Федерального округа является
широкое распространение
Абсолютное большинство малых предприятий Северной Осетии (более 67%) имеют численность занятых до 10 человек. При этом численность работающих на этих предприятиях составляет около 30% от общей численности занятых в малом бизнесе.
Хуже обстоит дело в сельской местности. Поэтому в целях создания условий для самозанятости безработных граждан и организации и предпринимательской деятельности органы службы занятости в соответствии с Постановлением Правительства РСО-Алания от 19.02.99 г. № 41 "О некоторых мерах по снижению уровня безработицы в сельской местности по РСО-Алания" оказали практическую помощь безработным. Так, предприниматель Цебоев К.Ю. (Дигорский район) в 2002 г. получил субсидию на организацию предпринимательской деятельности, купил вязальную машину и наладил изготовление трикотажных изделий. Коновалова А.А. - фермер с Кировского района, ст. Змейская, получив субсидию, занялась разведением свиней. В январе 2002 г., закупив 5 супоросных свиноматок, в апреле получила приплод 52 поросенка; Кравченко Н. - фермер с Пригородного района, ст. Архонская. Вместе с семьей занимаются разведением крупного рогатого скота, свиней, кур. Помощь в организации предпринимательской деятельности оказал Центр занятости.
Финансовая поддержка малого предпринимательства еще незначительна.
Заслуживает
одобрения то, что основные объемы
инвестиций в основной капитал направлялись
в отрасли материального
В бюджете 2003 года по финансированию инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства было выделено 5 млн. руб. Что такое 5 млн. руб., если за 9 месяцев малые предприятия внесли в бюджет 900 - 383 млн. руб.
В республике идет целенаправленная работа по продвижению товаров, производимых предпринимателями, на региональные и международные рынки. Высокое качество товаров, производимых малыми предприятиями республики, подтверждено итогами Выставки "Всероссийская марка Ш тысячелетия. Знак качества ХХI века". По результатам экспертной оценки золотые награды присуждены ООО "GMM", ЗАО "Спецмаш", ООО "Изольда", ЗАО "С-Кристалл", ООО "Буревестник", ОАО "Чико". Остановимся на характеристике некоторых из них.
Общество с ограниченной ответственностью "Изольда" - член Ассоциации "Народные художественные промыслы России", Торгово-промышленных палат РФ и РСО-Алания. Предприятие ежегодно расширяется за счет собственных средств. ООО "Изольда" входит в число предприятий народных художественных промыслов Республики Северная Осетия-Алания и является единственным предприятием на Северном Кавказе, которое занимается пошивом национальной одежды для художественных коллективов всех республик Северного Кавказа, Закавказских государств. Предприятие организовало совместно с Мариинским театром филиал художественных мастерских по пошиву различной театральной одежды.
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Асик" - член Ассоциации "Народные художественные промыслы России", торговой палаты РФ и РСО-Алания. Фирма производит изделия декоративно-прикладного назначения с использованием исторического и национального наследия. Фима в своей деятельности успешно решает и многие социальные проблемы. Так, в 2000 году была осуществлена программа "Создание новых и дополнительных рабочих мест для вынужденных переселенцев в Пригородном районе РСО-Алания". Организовано 300 рабочих мест.
Участие в ХХХIV Международной Каирской вставке "Экспортные возможности России 2000 г." в марте 2001 г., в Греции позволило заключить договора с торговыми фирмами городов Стамбула, Салоники, что дает возможность осуществлять экспортные поставки и осваивать зарубежный рынок. Эти примеры очень яркие, но для такой республики, как Северная Осетия-Алания, их мало. Будем ссылаться на то, что малый бизнес является пионером в деле зарождения новой рыночной экономики.
В соответствии с новыми задачами дальнейшего развития малого предпринимательства, определенными на заседании Государственного Совета Российской Федерации в декабре 2001 года, резолюцией окружного совещания "О состоянии и перспективах развития малого и среднего бизнеса на Юге России" от 15 марта 2002 года в республике создано Министерство промышленности Республики Северная Осетия-Алания. Министерство решает проблемы развития инновационного предпринимательства, организации малых высокорентабельных производств на базе крупных и средних промышленных предприятий. Министерством промышленности были проведены выездные семинары - совещания по вопросам господдержки малого предпринимательства, в которых также приняла участие республиканская Торгово-промышленная палата. Организован единый центр обслуживания предпринимателей по принципу "одно окно".