Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Оглавление

Введение.
Основная часть:
1. Определение и сущность предпринимательства.
2. Функции и роль предпринимательской деятельности.
3. Виды предпринимательства.
4. Организационно-правовые формы предпринимательства. Виды предпринимательских фирм.
5. История предпринимательства в России.
6. Анализ рынка.
7. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты.
8.Перспективы развития предпринимательства в РСО-Алании.
9. Малое предпринимательство Северной Осетии в системе Южного Федерального округа.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая№1.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

   Система государственной поддержки и  развития малого предпринимательства  в республике стала целенаправленно  формироваться с 1995 г. в связи  с принятием федерального закона N 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон впервые определил понятие малого предпринимательства в Российской Федерации и принципы, направления его государственной поддержки на территории страны. Конечно, за 14 лет в республике многое сделано для развития предпринимательства, поэтому есть рост показателей количества малых предприятий в 2 раза, объемов производства товаров и услуг более чем в 10 раз, среднесписочной численности занятых предпринимательской деятельностью на 22 тыс. чел. или в 3,1 раза. Но надо отметить, что качественного скачка, который бы повлиял на динамику развития всей экономики республики, не произошло. По-прежнему малое предпринимательство республики успешней развивается в сфере торговли и услуг, чем в отраслях промышленного производства. Если на Западе небольшие предприятия формируют от 50 до 70% основных экономических показателей национального богатства, занятости населения, количества предприятий на душу населения, то в Республике Северная Осетия-Алания аналогичные показатели колеблются в пределах 20%. В то же время стратегическая роль малого предпринимательства в экономическом развитии республики с ходом административной и бюджетной реформ значительно возрастает. Сегодня малое предпринимательство должно стать экономической основой местного самоуправления: в большинстве муниципальных образований принципы бюджетного самофинансирования невозможно реализовать без развития малого предпринимательства и создания соответствующей налогооблагаемой базы. Решение задачи повышения конкурентоспособности республики, производимых на её территории товаров и услуг также тесно связано с государственной поддержкой и развитием малого предпринимательства. Поскольку предприниматель изначально стремится к получению максимальной прибыли, то в условиях усиливающейся конкуренции он вынужден постоянно повышать конкурентоспособность товаров и услуг, работников, усиливая их мотивацию с помощью улучшения условий и оплаты труда, отдыха, охраны здоровья и т.д. Таким образом, конкурентоспособность каждого предпринимателя становится составляющей конкурентоспособности республики в целом. Поэтому, чем больше у нас будет финансово устойчивых предпринимательских и иных структур, тем выше будут конкурентные преимущества республики, шансы победить в конкурентной борьбе и завоевать новые рынки, получить дополнительные возможности развития экономики. Кроме того, малое предпринимательство - это сфера, которая может обеспечить массовую занятость населения и повлиять на положительное регулирование внешней миграции (выезд) трудовых ресурсов, стимулировать повышение рождаемости, социально-экономическую и политическую стабилизацию. Учитывая состояние малого предпринимательства в республике и необходимость более высоких темпов его развития, на предстоящий период планируются значительные изменения в республиканской системе государственной поддержки предпринимательства. Прежде всего, законодательно определено, что ежегодно в бюджете республики будут предусматриваться и выделяться средства на государственную поддержку и развитие малого предпринимательства. Указанные средства планируется направить, в том числе на финансирование начальных этапов организации предпринимательской деятельности, конечно, по итогам конкурсного отбора инвестиционных проектов. Для начинающих предпринимателей будет создан бизнес-инкубатор, в составе которого они смогут получать всю необходимую организационную, информационную, финансовую помощь, а затем, покидая стены инкубатора, самостоятельно работать и постепенно погашать государству понесенные затраты. Решение о создании в республике бизнес-инкубатора подтверждено на федеральном уровне, на строительство бизнес-инкубатора уже выделены средства федерального бюджета в размере 44 млн. руб. Для действующих и развивающихся предприятий, в первую очередь производственной сферы, предусмотрены меры по развитию системы приобретения оборудования, технологий в лизинг на долгосрочной основе - от 3 до 5 лет. По факту заключения руководителем производства договора лизинга с банком и поставщиком необходимого оборудования, положительном решении конкурсной комиссии об эффективности и целесообразности реализации инвестиционного проекта, лизинговые платежи будут погашаться из бюджета республики до момента ввода в действие новых мощностей и производства продукции. При этом право собственности на приобретение оборудования (технологии) перейдет к предприятию только после погашения бюджетной задолженности. Одним из основных факторов успешного развития субъектов малого предпринимательства является их доступ к банковским кредитам. На сегодняшний день более 85% субъектов малого предпринимательства республики не удовлетворяют требованиям, предъявляемым банковскими и лизинговыми структурами, ввиду недостатка или отсутствия надлежащего залогового обеспечения и гарантий возврата заемных средств. С целью развития системы финансово-кредитной и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, создания благоприятных условий для обеспечения их доступа к кредитным ресурсам планируется организация на территории Республики Северная Осетия-Алания специализированной структуры поддержки малого предпринимательства ОАО «Агентство кредитно-лизингового обеспечения», учредителем которого будет выступать Правительство Республики Северная Осетия-Алания. Одним из приоритетных направлений деятельности Агентства будет облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к ресурсам банковских и лизинговых структур путем разделения с ними финансовых рисков. То есть, в случае нехватки необходимого залогового обеспечения у малого предприятия, Агентство предоставляет поручительства, гарантирующие выполнение обязательств по кредитным и лизинговым договорам. Наряду с указанными лизинговыми механизмами по-прежнему будет действовать система погашения разницы процентных ставок по полученным предпринимателями коммерческим кредитам. Расчет будет производится с уплатой процентов не ниже одной четвертой части ставки рефинансирования Центрального банка России. В проекте республиканского бюджета на 2006 г. на перечисленные финансово-кредитные механизмы поддержки предприятий и организаций предусмотрены средства в размере 72,5 млн. руб. Самостоятельной формой государственной поддержки предпринимательства должны стать республиканские и муниципальные заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Вновь принятый в июле 2005 года федеральный закон, регулирующий процедуры и порядок размещения указанных заказов, устанавливает обязанность государственных заказчиков размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг. Причем Правительством республики будет сформирован реестр недобросовестных поставщиков, чтобы ни одно предприятие, которое единожды не выполнив своих обязательств по поставкам для государственных и муниципальных нужд, не смогло бы повторно участвовать в конкурсе. В настоящее время у нас немало фактов, когда товары, необходимые для государственных, муниципальных нужд и производимые на территории республики, завозятся из других регионов. При этом не всегда завозимые товары бывают более высокого качества и конкурентоспособнее по цене, чем у местных товаропроизводителей. Такую практику игнорирования интересов товаропроизводителей республики надо прекратить. Работа по организации конкурсов и отбору товаров (услуг) для республиканских нужд должна быть централизована. Товаропроизводители республики заблаговременно должны быть извещены о перечне, объемах товаров (услуг), необходимых для республиканских и муниципальных нужд, иметь информацию о предъявляемых конкурсных требованиях и возможность активно участвовать в проводимых конкурсах. При прочих равных условиях государственные и муниципальные заказы должны размещаться на предприятиях республики. Такой подход к формированию заказов одновременно решит несколько проблем, в том числе обеспечит рациональное и целевое использование бюджетных средств, создание дополнительных рабочих мест, улучшит финансовое состояние товаропроизводителей республики, а значит, приведет к росту доходов в бюджет, ограничит вывоз капитала (инвестиционных ресурсов) за пределы республики и, наконец, более полно удовлетворит государственные и муниципальные нужды. В корне должна измениться инвестиционная политика и механизмы её реализации. На сегодняшний день реализация инвестиционной политики ограничивается работой конкурсной комиссии по отбору инвестиционных проектов и субсидированию разницы процентных ставок по привлеченным предприятиями коммерческим кредитам. Разработка адресных инвестиционных программ - это тоже малая толика аналитической работы, которая должна проводиться Министерством экономики Республики Северная Осетия-Алания, отраслевыми министерствами и ведомствами. На постоянной основе должны изучаться вопросы по улучшению инвестиционной деятельности. Привлечение инвесторов на Северный Кавказ, в частности, и в Республику Северная Осетия-Алания - дело сложное, поэтому требует всестороннего изучения наших инвестиционных потребностей и возможностей инвесторов, их требований по защите интересов и возврату вложенных средств. Сопровождение и контроль процессов реализации инвестиционных проектов, их бюджетной эффективности, должны стать нормой и повседневной заботой, итогом совместной работы Министерства экономики РСО-Алания, отраслевых министерств и ведомств, руководителей предприятий. В ближайшее время необходимо определить первоочередные меры по активизации инвестиционной деятельности в зависимости от утвержденных программ социально-экономического развития республики. Большим подспорьем в привлечении стран-доноров к выполнению указанных программ и созданию новых систем поддержки предпринимательства могут стать международные организации, действующие на территории республики, в том числе Программа Развития ООН. Уже определены приоритеты нашего сотрудничества, в ближайшее время надо более активно перейти к практическим шагам. Вопросы реализации инвестиционной политики напрямую связаны с предоставлением производственных помещений. Сложилась совершенно недопустимая практика, когда при наличии большого количества простаивающих невостребованных производственных площадей, предприниматель не в состоянии арендовать площади на долгосрочной основе с целью организации малых производств: или ставки арендных платежей так завышены, что производство становится нерентабельным, или помещения требуют капитального ремонта, т. е. значительных финансовых расходов, которые не зачитываются в сумму арендных платежей и нет гарантий, что договор аренды после понесенных предпринимателем затрат, не будет расторгнут. Поэтому Министерствам имущественных отношений, промышленности и предпринимательства, сельского хозяйства и продовольствия, архитектуры и строительной политики, транспорта и дорожного хозяйства РСО-Алания необходимо совместно сформировать перечень неиспользуемых площадей, разработать конкурсные требования и организовать проведение открытых конкурсов на заключение долгосрочных договоров аренды указанных помещений с обязательным условием их целевого использования. При этом предусмотреть систему льгот для малых предприятий, занимающиеся приоритетными для экономики республики видами деятельности. Отдельной проблемой, выросшей по важности для предпринимателей в первостепенную, стала деятельность контролирующих органов. Несмотря на прямое указание Прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности» (приказ генерального прокурора РФ от 17.08.2005 N29) количество нарушений прав предпринимателей в республике по-прежнему высоко. Это и постоянное хождение общественных организаций, в частности, различных обществ по защите прав потребителей, по торговым организациям и факты подмены ими функций государственных контролирующих служб, и нарушение установленного порядка проведения контрольных мероприятий представителями действующих контролирующих организаций; имеются факты коррупции, которые пока не в полном объеме выявляются Прокуратурой Республики Северная Осетия-Алания. Сегодня здесь присутствуют руководители большинства организаций, осуществляющих контролирующие функции в сфере малого предпринимательства и, обращаясь, прежде всего к ним, хочу подчеркнуть: единым принципом для всех контролирующих организаций должен стать принцип поддержки, поощрения добросовестной предпринимательской деятельности и пресечения незаконных действий. Надо понимать, что в сферу предпринимательства массово пришли люди зачастую без профессиональной подготовки, которые в силу сложившихся обстоятельств стараются создать рабочие места и прокормить семьи, стараются не быть иждивенцами государственной казны. Поэтому контроль их деятельности должен включать не только акты запугивания и взыскания штрафов, которые начисто отбивают охоту чем-либо заниматься, но и знакомить предпринимателей с новыми законодательными требованиями. В рамках контрольных мероприятий должна вестись работа по профилактике нарушений. При этом предприниматель должен знать, что если он несмотря на предупреждения, систематически нарушает действующее законодательство - наказание неминуемо. Так же неминуемо должно быть и наказание работников контролирующих органов, уличенных в фактах вымогательства, коррупции и других нарушений прав предпринимателей. В подобных случаях у предпринимателей есть законодательное право защищать свои интересы и заявить о фактах нарушения прав в Прокуратуру Республики Северная Осетия-Алания. Хочу заверить, что каждый заявленный факт будет внимательно рассмотрен и доведен до логического конца. Подводя итоги сказанного, еще раз повторю, государственная поддержка и развитие малого предпринимательства не разовое мероприятие, которое закончится с завершением настоящего совещания. Это многолетняя системная работы, включающая участие государственных и негосударственных структур, в первую очередь самих предпринимателей, целью которой является наше общее благосостояние. Чем больше у нас успешных предпринимателей и производств, тем богаче будет республика, тем больше шансов у каждого из нас достойно жить и без страха смотреть в будущее. И только понимание роли малого предпринимательства, его всесторонняя совместная поддержка смогут помочь предпринимателю преодолеть трудности и обрести необходимую всем нам устойчивость. 
 
 

   Малое предпринимательство  Северной Осетии в  системе Южного Федерального округа 

   Малый бизнес в развитых странах составляет костяк рыночной экономики, основу политической и социальной стабильности общества.

   Для Южного Федерального округа развитие малого предпринимательства приобретает  особую значимость.

   Южный Федеральный Округ располагает  огромным природным, ресурсным и  кадровым потенциалом, а отдача в  три - четыре раза ниже возможного. Здесь  самая высокая безработица в стране, а доходы населения на треть ниже среднероссийских.

   В структуре целевой программы "Юг России" главенствующее положение  должны занимать вопросы развития личных подсобных и фермерских хозяйств, малых предприятий в сфере  производства, подготовки и бытового обслуживания.

   По  Распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 марта 2000 года № 476-р  в стране прошла экономическая перепись малых предприятий, организованная Госкомстатом РФ. По оценкам Госкомстата  РФ в России на 1 января 2001 года было зарегистрировано 879,3 тыс. малых предприятий, в Южном Федеральном округе 82,2 тыс. малых предприятий (9,3% от общего числа зарегистрированных предприятий). На первое января 2002 г. в РСО-Алания зарегистрировано 27314 субъектов малого предпринимательства, в том числе 10688 малых предприятий, 166266 физических лиц, занимающихся бизнесом. О динамике развития малого предпринимательства по субъектам Южного Федерального Округа свидетельствует таблица 1.

   Таблица 1. Число малых предприятий по годам регистрации

      

   Число малых предприятий

   В том числе зарегистрированных в: Из общего

   числа приме

   няющие  УСН

   1990 и ранее 1991-1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

   Южный Федераль-

   ный округ 72691 2162 13386 8766 5687 6949 5495 5752 6550 9171 8773 4702

   Республика Адыгея 1208 21 275 178 89 103 97 89 108 129 119 57

   Республика  Дагестан 1274 34 73 35 40 841 32 21 38 63 97 434

   Республика  Ингушетия 320 9 73 35 45 48 25 17 24 24 20 43

   Кабардино-Балкарская Республика 2005 80 531 285 178 235 130 153 124 155 134 402

   Республика Калмыкия 179 5 26 28 23 21 17 11 20 14 14 32

   Карачаево-Черкесская Республика 914 894 3 0 2 1 1 0 0 0 13 71

   Республика  Северная Осетия-

   Алания 1532 59 199 123 120 121 141 182 164 229 194 246

   Краснодар

   ский  край 23973 251 4929 3041 1993 2024 2071 1952 2123 2928 2661 274

   Ставрополь

   ский  край 7924 77 1660 1181 642 782 567 700 772 792 751 1126

   Астрахан-

   ская  область 3338 113 525 396 265 325 252 240 312 484 426 113

   Волгоград-

   ская  область 10161 214 1646 1077 791 810 867 895 1055 1477 1429 674

   Ростов-

   ская область 19863 405 3446 2387 1499 1638 1395 1492 1810 2876 2915 1230 
 

   По  сведениям органов статистики, малыми предприятиями нашей республики в 2001 году произведено товаров и  услуг в действующих в ценах (без НДС и акциза) на сумму  свыше 2 млрд. руб.

   Малыми промышленными производствами обеспечено 15% республиканского объема промышленной продукции, произведенной в 2001 году. Налоговые поступления в доходную часть республиканского бюджета составили 65,5 млн. руб. Численность занятых в сфере малого предпринимательства достигла 20,8% от средней численности работающих в экономике республики. Но этого явно недостаточно.

   В мировой хозяйственной системе  по данным ООН, малые и средние  предприятия являются производителями 50 - 60% ВВП и работодателями для 50% трудоспособного населения. Следовательно, в целом Российская Федерация, Южный Федеральный округ и наша Республика находятся по развитию малого предпринимательства в начале пути.

   Необходимо  отметить, что экономическая перепись малых предприятий подтвердила  существующую дифференциацию в территориальном размещении малых предприятий по административным районам республики.

   Основное  количество малых предприятий сосредоточено  в Моздокском районе (5239) и во Владикавказе (11187).

   В целом на малых предприятиях Южного Федерального округа занято более 6-7 тыс. чел. (8% от общей численности занятых в экономике округа). Из них 605 тыс. чел. (89,4%) постоянные работники, 51 тыс. чел.(7,5%) - совместители, 21 тыс. чел. (3,1%) выполняли работу по договорам подряда.

   Из  общего числа занятых на малых предприятиях округа 31,5% осуществляли свою деятельность в торговле, 23% было занято в промышленности и 21% в строительстве.

   Во  всех федеральных округах и в  частности Северной Осетии более 60% списочного состава работников малых  предприятий - мужчины.

   Одной из особенностей малого предпринимательства  Южного Федерального округа является широкое распространение вторичной  занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющую  дополнительные источники доходов  для населения наряду с основным местом работы. особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях образования (40%), науки и научном обслуживании - 30%, в сфере финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения - 23%, здравоохранения, физкультуры и соцобеспечения - 20%.

   Абсолютное  большинство малых предприятий  Северной Осетии (более 67%) имеют численность  занятых до 10 человек. При этом численность  работающих на этих предприятиях составляет около 30% от общей численности занятых  в малом бизнесе.

   Хуже обстоит дело в сельской местности. Поэтому в целях создания условий для самозанятости безработных граждан и организации и предпринимательской деятельности органы службы занятости в соответствии с Постановлением Правительства РСО-Алания от 19.02.99 г. № 41 "О некоторых мерах по снижению уровня безработицы в сельской местности по РСО-Алания" оказали практическую помощь безработным. Так, предприниматель Цебоев К.Ю. (Дигорский район) в 2002 г. получил субсидию на организацию предпринимательской деятельности, купил вязальную машину и наладил изготовление трикотажных изделий. Коновалова А.А. - фермер с Кировского района, ст. Змейская, получив субсидию, занялась разведением свиней. В январе 2002 г., закупив 5 супоросных свиноматок, в апреле получила приплод 52 поросенка; Кравченко Н. - фермер с Пригородного района, ст. Архонская. Вместе с семьей занимаются разведением крупного рогатого скота, свиней, кур. Помощь в организации предпринимательской деятельности оказал Центр занятости.

   Финансовая  поддержка малого предпринимательства еще незначительна.

   Заслуживает одобрения то, что основные объемы инвестиций в основной капитал направлялись в отрасли материального производства, что связано с большей заинтересованностью  этих предприятий в модернизации оборудования для обеспечения конкурентоспособности своей продукции.

   В бюджете 2003 года по финансированию инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства  было выделено 5 млн. руб. Что такое 5 млн. руб., если за 9 месяцев малые  предприятия внесли в бюджет 900 - 383 млн. руб.

   В республике идет целенаправленная работа по продвижению товаров, производимых предпринимателями, на региональные и  международные рынки. Высокое качество товаров, производимых малыми предприятиями  республики, подтверждено итогами Выставки "Всероссийская марка Ш тысячелетия. Знак качества ХХI века". По результатам экспертной оценки золотые награды присуждены ООО "GMM", ЗАО "Спецмаш", ООО "Изольда", ЗАО "С-Кристалл", ООО "Буревестник", ОАО "Чико". Остановимся на характеристике некоторых из них.

   Общество с ограниченной ответственностью "Изольда" - член Ассоциации "Народные художественные промыслы России", Торгово-промышленных палат РФ и РСО-Алания. Предприятие ежегодно расширяется за счет собственных средств. ООО "Изольда" входит в число предприятий народных художественных промыслов Республики Северная Осетия-Алания и является единственным предприятием на Северном Кавказе, которое занимается пошивом национальной одежды для художественных коллективов всех республик Северного Кавказа, Закавказских государств. Предприятие организовало совместно с Мариинским театром филиал художественных мастерских по пошиву различной театральной одежды.

   Общество  с ограниченной ответственностью фирма "Асик" - член Ассоциации "Народные художественные промыслы России", торговой палаты РФ и РСО-Алания. Фирма производит изделия декоративно-прикладного назначения с использованием исторического и национального наследия. Фима в своей деятельности успешно решает и многие социальные проблемы. Так, в 2000 году была осуществлена программа "Создание новых и дополнительных рабочих мест для вынужденных переселенцев в Пригородном районе РСО-Алания". Организовано 300 рабочих мест.

   Участие в ХХХIV Международной Каирской вставке "Экспортные возможности России 2000 г." в марте 2001 г., в Греции позволило заключить договора с торговыми фирмами городов Стамбула, Салоники, что дает возможность осуществлять экспортные поставки и осваивать зарубежный рынок. Эти примеры очень яркие, но для такой республики, как Северная Осетия-Алания, их мало. Будем ссылаться на то, что малый бизнес является пионером в деле зарождения новой рыночной экономики.

   В соответствии с новыми задачами дальнейшего  развития малого предпринимательства, определенными на заседании Государственного Совета Российской Федерации в декабре 2001 года, резолюцией окружного совещания "О состоянии и перспективах развития малого и среднего бизнеса на Юге России" от 15 марта 2002 года в республике создано Министерство промышленности Республики Северная Осетия-Алания. Министерство решает проблемы развития инновационного предпринимательства, организации малых высокорентабельных производств на базе крупных и средних промышленных предприятий. Министерством промышленности были проведены выездные семинары - совещания по вопросам господдержки малого предпринимательства, в которых также приняла участие республиканская Торгово-промышленная палата. Организован единый центр обслуживания предпринимателей по принципу "одно окно".

Информация о работе Малое предпринимательство