Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Оглавление

Введение.
Основная часть:
1. Определение и сущность предпринимательства.
2. Функции и роль предпринимательской деятельности.
3. Виды предпринимательства.
4. Организационно-правовые формы предпринимательства. Виды предпринимательских фирм.
5. История предпринимательства в России.
6. Анализ рынка.
7. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты.
8.Перспективы развития предпринимательства в РСО-Алании.
9. Малое предпринимательство Северной Осетии в системе Южного Федерального округа.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая№1.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

    Современное понимание предпринимателя как человека, «который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.  Р. Хозрен, М.  прошли через длинный ряд исследований, раскрывающих и уточняющих отдельные функции и роль предпринимателя в процессе общественного воспроизводства.

    Автор книги «Курс предпринимательства» А. Хоскине относит к предпринимателям лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управление бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решение. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает занимаясь свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

    Обобщая позиции исследования, к наиболее характерным чертам предпринимателя  следует отнести:

    - инициативу соединения ресурсов земли, капиталов и труда в единый процесс производства товаров и услуги;

    - принятие на себя основных  но в первую очередь не рутинных  решений в процессе ведения  бизнеса;

            - нацеленность на создание новых  технологий, внедрение новых форм организаций бизнеса;

             - стремление к риску как неотъемлемому   элементу мироощущения.

    Предпринимательская деятельность часто обозначается              термином «бизнес», который по сути является синонимом, но не всегда предполагает «пионерский», новаторский характер, присущий предпринимательству.

    С позиции общесистемного подхода  принципиальной особенностью предприятия  торговли как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы. Это  общество обиловало наличие у рассмотренной системы особых свойств:

    - непостоянство отдельных параметров  и вероятного характера ее  поведения;

    - уникальности и неопределенности  поведения системы в конкретных  условиях при одновременном наличии  у нее предпринимательских возможностей, определенных имеющимися ресурсами и структурными связями.  
 

 Анализ  рынка. 

    Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Если предприниматель  не идет на риск, то он в конце концов терпит банкротство.

    Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов предпринимателями, что вынуждает их тщательно анализировать рентабельность проектов, разрабатывать инвестиционные сметы, нанимать соответствующие кадры. Каждое действие предпринимателя несет в себе возможность неудачи, потерь.

    Риск - это вероятность убытков или  недополучения доходов по сравнению  с вариантом, предусмотренным прогнозом, планом, проектом, программой. Риск можно  классифицировать по различным признакам. Так, по источнику возникновения  принято различать риск: хозяйственный, связанный с личностью человека, обусловленный природными факторами; по причине возникновения целесообразно вычленить риск как следствие: неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации. По мере развития рыночных отношений в нашей стране будет усиливаться конкуренция.

    Чтобы в ней выжить, нужно идти на инновации, что неизбежно усилит риск.

    Нужно не избегать риска, а уметь прогнозировать событие, оценивать его и не переходить за допустимые пределы.

    Анализ  риска начинается с выявления  его источников и причин. При этом важно определить, какие источники  являются преобладающими. Необходимо также сопоставить возможные  потери и выгоды. Риск по наитию, не подкрепленный расчетом, всегда чреват поражением и издержками, которых при разумном отношении к делу можно избежать. Вместе с тем при оценке риска не обойтись и без интуиции. Особенно она необходима в случае недостатка информации для расчета риска. Интуиция и расчеты взаимодополняют друг друга.

    При выработке стратегии поведения предпринимателя в условиях риска целесообразно различать и выделять определенные области, зоны риска в зависимости от величины ожидаемых потерь (рис.2).

    Наиболее  приемлем для предпринимателя вариант  действий, план проведения операции, в условиях которого ожидаемые, вероятные потери не превосходят прибыли, на которую рассчитана операция. В этом случае худшее, что угрожает предпринимателю, - это лишиться прибыли и остаться, как иногда говорят,

    "при  своих". Подобный исход операции неудачен, но терпим. Поэтому область, в которой величина вероятных потерь изменяется от нуля до значения расчетной прибыли, назовем зоной допустимого риска. Осторожные предприниматели стараются действовать таким образом, чтобы вероятная, возможная величина потерь не выходила за пределы зоны допустимого риска.

    Следующую, более опасную область назовем  зоной критического риска.

    Критический риск характеризуется возможностью потерь в размере выше величины прибыли  и вплоть до полной расчетной, ожидаемой  выручки, то есть всех денег, которые предприниматель намечал получить от операции. Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерять не только прибыль, но и средства, вложенные предпринимателем в дело. 

    Предпринимательский потенциал России и его характерные черты. 

    У России состояние ее предпринимательского потенциала |обусловлено переходным характером российской экономики. С  одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.

    Характерными  чертами предпринимательства в  России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число  полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.). Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из- за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом.

    В принципе, тесная связь бизнеса и  государственного аппарата может иметь  как позитивное воздействие на национальную экономику (пример Японии и в меньшей  степени — Южной Кореи), так и негативное (пример Индии, отчасти —

    Бразилии).

    Пример  Японии и Южной Кореи говорит  о возможности повышения эффективности  национальной экономической политики путем тесного взаимодействия между  предпринимателями и чиновниками  на основе высокого профессионализма, большого чувства ответственности у обеих групп, а также исторически сложившихся тесных связей между ними. Пример Индии и Бразилии свидетельствует об обратном — снижении эффективности экономической политики из-за переплетения предпринимателей и чиновников на основе их коррумпированности, в результате чего доходы национального бизнеса во многом зависят не от наличия предпринимательских способностей, а от близости к государственному аппарату.

    Как пишет известный американский специалист по вопросам управления Питер Друкер: «Опыт Японии учит нас одному: необходимо поддерживать самые тесные отношения между правительством и бизнесом. Но это возможно лишь в одном случае, если и правительство, и бизнес высокоразвиты и достаточно компетентны. В противном случае — как можно убедиться на примере Индии и Бразилии — эти отношения сведутся к панибратству и коррупции вместо выработки и проведения правильной политики и достижения успехов в развитии.

    Еще более опасной чертой российского  предпринимательства является его сильная криминализация и принадлежность целых секторов экономики к теневой экономике.

    Доля  неформального сектора теневой  экономики в России с 1997 г. оценивалась  в 25% ВВП. На подпольный (криминальный) сектор тогда же приходилось 15—20%ВВП. Таким образом, доля теневой экономики в России достигла 40-45% ВВП.

    Распространенность  теневого сектора экономики в  решающей степени зависит от ее общего состояния, уровня жизни населения, устанавливаемых государством ограничений  хозяйственной деятельности, а также  возможностей его подавлять теневую экономику. 
 

Перспективы развития предпринимательства  в  
РСО-Алании.
 

   В 2009 году увеличение оборота предприятий  малого бизнеса Северной Осетии планируется  на уровне 15%

   В Северной Осетии разработана программа  действий правительства республики, данная программа рассмотрена на заседании кабинета министров.

     При разработке программы действий проведен тщательный анализ показателей социально-экономического развития в 2008 году. индекс промышленного производства составил 104,7%. Темпы роста в сельском хозяйстве составили 120,5%. На 18,7% увеличились объемы работ и услуг, выполненных малыми предприятиями республики. По сравнению с 2007 годом, реальные денежные доходы населения выросли на 13,6%, реальная заработная плата увеличилась на 8,3%.

   Кризисные явления оказали свое негативное влияние на ряд показателей. На 13,9% снизился объем отгруженной продукции. Фактически не претерпел существенного увеличения объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. При подготовке программы действий правительства на 2009 год рассмотрены предложения, поступившие от министерств и ведомств. Работа велась по всем направлениям. обозначены все необходимые мероприятия, которые позволят преодолеть имеющиеся в настоящее время кризисные явления.

   Мероприятия по развитию промышленного сектора, реформированию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению энергообеспечению экономики. По-прежнему в центре внимания органов власти будет находиться реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования и здравоохранения.

   Правительство республики окажет весомую поддержку  учреждениям культуры и искусства. Важнейшей задачей считается  разработка и осуществление мер  государственной политики по вопросам трудоустройства, образования и  жилищного обустройства молодежи. В рамках административной реформы продолжится внедрение системы оценки деятельности министерств и ведомств по результатам, продолжится разработка программы повышения качества предоставляемых услуг на базе многофункциональных центров.

   Реализация намеченного плана действий на 2009 год предусматривает рост валового регионального продукта на 103,2%, рост индекса промышленного производства на 101%, рост инвестиций в основной капитал - 101,4%. По сравнению с 2008 года ожидается на 15% увеличение оборота предприятий малого бизнеса, на 4% увеличатся объемы продукции сельского хозяйства. Прогнозируемый рост среднемесячной заработной платы составит 15,4%, и на 16% возрастут налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

   Главная задача - обеспечение устойчивых темпов экономического роста в условиях мирового финансового кризиса. Показатели социально-экономического развития республики не должны отставать от среднероссийского уровня. По итогам прошлого года данную стратегическую задачу органам исполнительной власти республики удалось выполнить по подавляющей части показателей, за исключением роста инвестиций и объема работ по строительной отрасли.

   Сегодня нужен постоянный мониторинг ситуации, который позволить своевременно вносить коррективы в имеющийся план действий. Эта работа должна носить системный характер. Необходимо установить ежеквартальный контроль за ходом мероприятий, отраженных в программе действий. Следует установить перечень первоочередных проектов, по которым ведется работа, и определить ответственных лиц.

Информация о работе Малое предпринимательство