Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:35, реферат
«Нева» была основана в Петербурге в 1990 году, и местные жители всегда составляли большую часть ее клиентов. Из-за остановки работы туроператора в середине июля 16,5 тыс. человек не смогли воспользоваться купленными турами. Еще 6,5 тыс. туристов в тот момент находились за границей. Петербургский фотограф Татьяна Мейснер с другими туристами записала на острове Родос видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину: у них были не оплачены отели и обратные билеты.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ туристического рынка…………………………………4
Анализ положения туристического рынка в 2009- 2012г……….4
Создание отраслевой ассоциации «Турпомощь»………………..8
Причины краха туроператоров в 2014г…………………………...10
Глава 2. Туристическая фирма или финансовая пирамида…………….13
1) Нева, сфинксы, пирамиды…………………………………………13
2) Сам себе турист ……………………………………………………14
3) «Белый» платит дважды……………………………………………15
4) Пирамида на песке………………………………………………….16
Заключение…………………………………………….…..……………….17
Список использованных источников……………..………………………18
Большая часть игроков рынка — добропорядочные компании, ведущие бизнес по всем правилам, заботящиеся о своей репутации и о клиентах. Но соглашусь, что на рынке уже много компаний, работающих по принципу финансовой пирамиды. Вообще, практика контрактных отношений туроператора со своими контрагентами в виде отеля и авиаперевозчика — это общепринятая мировая норма. Оплата обычно происходит в течение 30–60 дней после оказания услуги. Для того чтобы лучше понять, как действует эта система, нужно взглянуть на ситуацию в ее историческом развитии. Российская отрасль выездного туризма начала формироваться в начале 1990-х, когда рухнул железный занавес. На мировом рынке нас тогда никто не знал, ни о каких контрактных отношениях не могло быть и речи. Туроператор обычно приезжал в отель вместе с группой туристов и чемоданом денег, все отношения строились на условиях полной предоплаты. Ситуация стала меняться в конце 1990-х — начале 2000-х. В это время начался бурный рост туристического рынка — он прирастал на 20–30 процентов ежегодно. Российским туроператорам стали доверять, российские туристы оказались привлекательной аудиторией. Страны массового отдыха уже сами старались привлечь партнеров из России, помочь им увеличить потоки; отношения между российскими и западными контрагентами становились все лояльнее. Впрочем, все контракты с отелями очень индивидуальны. Новый отель, заинтересованный в партнерах, предлагает более мягкие условия по срокам оплаты, по размеру депозита. А давно известный российским туристам отель с устойчивой положительной репутацией может выдвигать очень жесткие условия. В любом случае на нашем рынке практика контрактов с отсрочкой платежей уже вошла в норму. Оборотные средства туркомпании тратили на развитие, наращивали свои доли на растущем рынке — вкладывали в рекламу, маркетинг, в привлечение новых отелей, новых агентов по продаже путевок, в развитие новых для себя туристических направлений. В случае возникновения кассовых разрывов использовались кредиты — банки давали достаточно средств под оборот компании, по 10–20 процентов от суммы оборота. Уровень доходности при таком агрессивном поведении и высокой конкуренции за клиента в 2000-х годах составлял в среднем по рынку 3–4 процента. Для того чтобы увеличивать доходы, нужно было наращивать продажи, все больше вкладывать в развитие, все агрессивнее конкурировать за клиента, по большей части низкой ценой. В какой-то момент агрессивно растущим компаниям стало не хватать привлеченных цивилизованным путем финансовых ресурсов. Тут и возник соблазн воспользоваться клиентскими деньгами для покрытия возрастающих кассовых разрывов. При этом зачастую бурный рост объемов бизнеса по массовым направлениям существенно превышал рост платежеспособного спроса и обеспечивался только ценовым демпингом. Ситуация все больше накалялась, но схема работала стабильно, практически без сбоев, пока рынок продолжал бурно расти — вплоть до кризиса 2008 года.
— Обо что споткнулись в кризис — уменьшился спрос?
— Нет, даже не это было главным. Как ни парадоксально, но 2009 год в плане доходности был для турбизнеса одним из самых лучших, маржа достигала пяти процентов. Произошло следующее. Участники рынка, испугавшись схлопывания спроса, стали вести себя очень осторожно, забыв на время об агрессивном развитии. Почти все резко сократили объемы бронирования номеров в отелях, авиарейсов (чартеров) или блоков мест на регулярных авиарейсах. Количество туров резко сократилось, туристы раскупали их как горячие пирожки, туркомпании даже сумели немного повысить цены, рентабельность возросла. И уже в 2010 году наступила эйфория — игроки рынка решили, что спрос сохранился, к тому же увеличилось количество ранних бронирований туров, возникло ощущение некоего отложенного спроса. Операторы снова сильно нарастили объемы бронирования в отелях и у авиаперевозчиков. И тут началось: революция в Тунисе, вулкан в Европе, акулы в Египте, наводнение в Таиланде, под конец года банкротство «Капитал-тура», и все это на фоне роста цен на топливо и авиаперевозки. Все эти факторы негативно влияют на потребительский спрос, который в начале года турфирмы сильно переоценили. Далее, надо отметить, что контракты туроператоров с авиаперевозчиками в нашей стране довольно жесткие: забронированные места и рейсы ты должен оплатить в любом случае, отправляешь ты туристов в затопленный Таиланд или нет. На Западе, к примеру, существует практика, когда 10–20 процентов брони мест ты сможешь снять без финансовых потерь, еще какой-то существенный блок — со штрафными санкциями, но ты не теряешь всех денег. Для понимания уровня убытков в нашей стране: объем брони у серьезных туроператоров составляет от пяти тысяч кресел в неделю. При цене кресла, условно, от 400 до 500 долларов размер прямых потерь в случае чрезвычайных ситуаций (которые по контракту с авиаперевозчиком тем не менее не являются форс-мажорами) может достигать десятков миллионов долларов в месяц. Я не могу винить авиаперевозчиков — это их бизнес, они тоже планируют свою деятельность под заявки туроператоров, покупают новые самолеты, открывают новые линии, вводят регулярные рейсы. Их можно понять, им тоже невыгодно оставлять свои самолеты на «бетонке». И я считаю, что для изменения ситуации, в которой оказалась отрасль, следует пересмотреть условия взаимоотношений с авиаперевозчиками.
2) Создание отраслевой ассоциации «Турпомощь».
Из-за громких банкротств «Капитал тура» в 2010 году и «Ланты-тур» в 2012-м пострадали около 15 тыс.человек. Но на туристическом рынке после этого ничего принципиально не изменилось: была только создана отраслевая ассоциация «Турпомощь».
|
Информация о работе Кризис в туристической отрасли или сгоревшие путёвки