Контрольная работа по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:38, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие планирования и прогнозирования. Принципы и методы планирования.
2. Результаты производственно-хозяйственной деятельности. Показатели объема выпуска и методика их определения.

Файлы: 1 файл

Билет 7.Билет 8.docx

— 391.48 Кб (Скачать)

 

Билет 8

  1. Результаты производственно-хозяйственной деятельности. Показатели объема выпуска и методика их определения.

 

Результат производственно-хозяйственной  деятельности достигается в процессе создания (производства) благ, которые принимают вид продукции. Потребителя интересует натурально-вещественный, реальный вид продукции, поскольку именно совокупность свойств продукции позволяет ему удовлетворить потребности и поэтому продукция обладает потребительской ценностью. За это потребитель готов отдать некоторое количество денежных знаков. Но в условиях несовершенной Конкуренции количество денег за продукцию определят продавец. Блага, потребительские ценности, создаваемые на предприятии, представляют собой продукцию предприятия. В натуральном выражении в каждый определенный период времени результат деятельности предприятия — готовая продукция, неготовая продукция — незавершенное производство и продукция, сделанная для себя. Готовая продукция, предназначенная для продажи, называется товаром. С точки зрения изготовления, всю продукцию можно разделить на изделия и услуги (работы). Изделие — продукция, получаемая из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукция приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Услуга — это вид деятельности, результатом которой является удовлетворение потребностей и при которой происходит улучшение потребительской ценности продукта. Торговля, перевозка товара, расфасовка товара в тару, ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств (мойка машин, полировка

и т.п.), рекламирование товара, организация  его продаж — примеры услуг Для характеристики объемов производства внутри предприятия применяют понятия незавершенного производства, полуфабрикатов и готовой продукции. Незавершенное производство — предметы труда, переданные в производственное подразделение для обработки и находящиеся в этом подразделении до стадии ее завершения. Полуфабрикаты — продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного производственного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других подразделениях в соответствии с принятой последовательностью технологических процессов в рамках данного предприятия. Готовые изделия — продукты, полностью законченные обработкой в данном подразделении, признанные годными для использования и соответствующими принятым стандартам, сданные на склад готовой продукции с соответствующим оформлением. Как синонимы употребляются термины ≪продукт≫ и ≪продукция≫. Однако в последнее время термин ≪продукт≫ приобрел самостоятельное значение и включает в себя не только непосредственно само изделие или услугу, но также и так называемые периферийные факторы, без которых потребитель не будет полностью удовлетворен. Например, туристский продукт — это и проживание в отеле, и экскурсия, и проезд и еще многое другое. Услуги в гостинице и ресторане — собой продукт, включающий в себя качество обслуживания, питание, окружающую обстановку, дизайн и т.д. С развитием информационных услуг появился термин ≪информационный продукт≫ (компьютерная программа, телематериалы, методические разработки и т.д.). Продукция производится в определенной номенклатуре и ассортименте. Номенклатура — перечень видов продукции, выпускаемой предприятием. Ассортимент — состав и соотношение отдельных видов продукции в продукции определенного вида в рамках одной позиции номенклатуры. Экономические отношения — это отношения по поводу благ, поэтому основным результатом деятельности предприятия являются созданные блага, имеющие потребительскую ценность. В этом смысле и создание космического корабля, и организация концерта, и торговля мороженым процесс создания блага. В нашем пособии под производством мы будем понимать создание любого блага. Рассматривая блага как диполь, будем выделять их реальную, натурально- вещественную форму и стоимостную, денежную форму.

Потребитель заинтересован в натурально-вещественной форме блага, поскольку именно это является

олицетворением благ, необходимых  потребителю для удовлетворения потребности (необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент; важен маникюр, а не его стоимость). От стоимостной, денежной формы блага зависит возможность достижения цели создания предприятия — получение прибыли. Прибыль — основной финансовый результат деятельности предприятия.

Показатели  объема продукции

Система показателей измерения  объема продукции должна характеризовать этот объем с количественной и качественной стороны и состоит из натуральных, условно- натуральных, трудовых и стоимостных показателей. Продукция в количественной, натурально-вещественной форме характеризуется натуральными (физическими) единицами измерения (шт., тонны, кв.м., количество клиентов и т.д.). Если производится несколько разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств, то в целях упрощения учета и технико- экономических расчетов может использовать условно- натуральные единицы измерения (условные банки консервов, вес удобрений одного типа в пересчете на содержание основного питательного вещества и т.д.). Использование условных натуральных единиц измерения позволяет выразить весь объем производства в едином измерении, в натурально-вещественной форме.

Трудовые показатели выражают объем производства во временных показателях — нормо^часах, станко-часах, машино-сменах, человеко-днях, трудоднях и т.п. Стоимостные показатели выражают объем производства в денежных единицах и характеризуют его как валовая, товарная, реализованная и чистая продукция.

Валовая продукция (ВП) — это денежное выражение всего результата производственно-хозяйственной деятельности фирмы за определенный период, т.е. всей продукции, произведенной на предприятии, включая незавершенное производство (НП) и работы и услуги, выполненные для себя (СП). ВП = ТП + НП + СП. Показатель валовой продукции используется для расчета сметы затрат по экономическим элементам. На крупных предприятиях принято выделять валовой и внутрипроизводственный оборот. Валовой оборот — полная стоимость продукции данного предприятия. Определяется как сумма валовых оборотов всех производственных подразделений

предприятия и включает в свой состав все произведенные готовые изделия, полуфабрикаты независимо от того, предназначены они для отпуска на сторону, для переработки или другого использования внутри фирмы, а также изменение остатков незавершенного производства во всех подразделениях.

Внутрипроизводственный  оборот — общая стоимость потребленных в данном периоде в пределах__

предприятия полуфабрикатов и услуг. В общем объеме произведенной предприятием продукции значительная часть ее может быть в этом же периоде переработана (потреблена) в других подразделениях. Такая же картина может наблюдаться и в отношении услуг, произведенных одним подразделением для другого. Внутрипроизводственный оборот -— разность между стоимостью валового оборота и стоимостью валовой продукции. Товарная продукция, (ТП) — денежное выражение продукции, имеющей вид товара, включая готовую продукцию на складе.

Отгруженная продукция (ОП) — денежное выражение продукции, отправленной потребителям вне зависимости от того, оплачена она или нет. Определяется как разница остатков готовой продукции на складе фирмы. Реализованная продукция (РП) — денежное выражение проданной продукции или выручка от реализации. В странах с развитой рыночной экономикой большое количество товаров продается в кредит, с рассрочкой или отсрочкой платежа. Поэтому в объем реализации включаются как продукция, за которую получены деньги, так и дебиторская задолженность. Это важнейший стоимостный показатель результата деятельности предприятия, так как на его основе рассчитывается прибыль. Планирование этого показателя базируется на маркетинговых исследованиях, осуществляемых в рамках товарной политики предприятия, которые предшествуют разработке плана производства и реализации продукции. Чистая продукция (472) — стоимость реализованной продукции без учета материальных затрат (МЗ). ЧП = РП-МЗ. Все стоимостные показатели связаны между собой. Количественное выражение экономического содержания таких взаимосвязей определяется через показатели- коэффициенты: • коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота. Показывает, сколько рублей валовой продукции приходится на 1 рубль валового оборота; • коэффициент внутрипроизводственного кооперирования — обратный первому; • коэффициент товарности. Характеризует стоимость товарной продукции, приходящейся на 1 рубль валовой продукции; • коэффициент отгрузки. Определяет соотношение стоимости отгруженной и товарной продукции; • коэффициент реализации. Показывает соотношение стоимости реализованной и отгруженной продукции. Чем больше реализованная продукция приближается к отгруженной, тем эффективнее работают соответствующие отделы (службы) предприятия. Создание системы показателей объема продукции для целей внутрифирменного планирования очень важная задача. Менеджер, оказывая целенаправленное воздействие на подчиненных, выдает им задания ввиде показателей. И работники будут стремиться к достижению заданных показателей. Так как показатель — это всего лишь отражение состояния чего-то, то система показателей объема должна обеспечивать изменение состояния.

 

 

  1.  Системы и формы оплаты труда. Тарифная система оплаты.

 

Рыночная цена единицы данного  товара — ставка заработной платы — определяет воспроизводственный минимум и формируется на основе сложившегося уровня оплаты труда данного качества, уровня потребления данной социальной группы и является основной частью оплаты труда. В структуру заработной платы включается ее переменная часть (премия, надбавки). Однако в оплату труда могут включаться и другие доходы

в силу того, что работник работает на данном предприятии (материальная помощь, оплата питания, путевок и т.д.). Оплата труда — более широкое понятие, чем заработная плата. Применительно  к работодателю оплата труда —  плата за купленный ресурс — рабочую

силу, и которая (кроме заработной платы) включает в себя различные  начисления — на обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование.

Формы и системы оплаты труда

Последовательность работы по организации  заработной платы предполагает выбор  систем и формы оплаты труда. Различают тарифную, бестарифную оплаты труда. Выделяют также смешанные системы, содержащие одновременно признаки тарифной и бестарифной

систем оплаты труда, коллективной и индивидуальной организации заработной платы. Среди смешанных систем выделяют — комиссионную форму оплаты и так называемый дилерский механизм. Комиссионная форма предполагает оплату труда работника по заключению какой-либо сделки (договора) от лица предприятия в комиссионных процентах отразмера этой сделки. Такой метод расчета заработной платы возможен и в пределах самого предприятия, например, для работников подразделений сбыта, внешнеэкономической службы и др. Дилерский механизм предусматривает закупку работником части продукции предприятия за свой счет с последующей его реализацией

собственными усилиями. В этом случае последний рассчитывается с предприятием после реализации продукции по заранее оговоренной цене.

Тарифная система  оплаты труда

Основа системы оплаты труда  — тарифная система. Тариф — абсолютный размер оплаты. Основные элементы тарифной системы: тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, тарифные справочники должностей служащих, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, районные коэффициенты к заработной плате. Основу тарифной системы составляют тарифные ставки. Различают две основные формы тарифной системы оплаты труда: • сдельная — тариф устанавливается за каждую единицу продукции или выполненный объем работ; • повременная — тариф устанавливается за единицу отработанного времени. Для повышения мотивационной функции зарплаты на предприятиях применяют различные модификации сдельной и повременной оплаты труда. Основные модификации этих форм оплаты труда представлены в таблице.

Для руководителей, специалистов и  служащих используется система должностных окладов. Должностной оклад — абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый

в соответствии с занимаемой должностью; может составлять определенный диапазон — от минимального до максимального значений. Применение тех или иных форм и модификаций оплаты труда обусловлено задачами фирмы и особенностями форм оплаты. Повременная оплата используется обычно при оплате работ, где скорость работ, следовательно, количество продукции, произведенной в единицу времени, не зависит от индивидуальных усилий рабочегфо (например, на конвейере); там, где трудно или невозможно рассчитать объем выполненной работы (например, для врача скорой помощи или пожарного). Главное преимущество повременной оплаты труда в том, что работник имеет гарантированный еженедельный или ежемесячный доход, не зависящий от возможного снижения уровня производства в данный период времени.

С точки зрения фирмы, главный недостаток повременной оплаты — она не стимулирует повышение индивидуальных усилий рабочего. Для эффективного использования сдельной формы оплаты труда необходимо, чтобы машины, инструменты и материалы были одного качества; чтобы соглашения о сдельной оплате между предприятием и работником имели под собой четкую нормативную базу для поддержания нормальной производительности труда (темпы работ, перерывы и пр.). Основу подобного рода соглашений составляют осуществляемые специалистами расчеты времени и нормативов.

С точки зрения работника, сдельная форма оплаты труда дает возможность повышения заработка. Недостаток ее в жестких темпах работы, как следствие этого, сопровождающем ее риском несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Для предприятия существенное преимущество сдельной оплаты — возможность стимулировать работника добиваться большей выработки. В результате основной капитал используется лучше, постоянные издержки на единицу продукции снижаются, но появляется риск снижения качества производимой продукции.

Встречаются и смешанные формы  оплаты труда, включающие элементы сдельной и повременной, например, сдельная оплата с гарантированным минимумом.

В этой связи обычно говорят о стимулирующих формах оплаты или формах вознаграждения, стимулирующих повышение производительности труда. Так, в розничной торговле используются смешанные формы твердых окладов в различном

сочетании с комиссионными, так как продавец, кроме своих реализационных функций, зачастую выполняет функцию консультанта, которого покупатель всегда мог застать на рабочем месте. Эти условия говорят в пользу твердых окладов. Но твердый оклад не стимулирует усилий продавца по достижению большего объема реализации. Комиссионные, как правило, составляют определенный процент от величины оборота, достигнутого продавцом. Твердые оклады относятся к постоянным издержкам предприятия, а комиссионные — к переменным.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"