Контрольная работа по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

Под инновацией (англ. «innovation» – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Оглавление

1. Содержание и организация инновационной деятельности предприятия 3
2. Источники и структура финансирования капитальных вложений 13
3. Экономический эффект полученный туристкой организацией 17
4. Разработайте производственную и организационную структуру сервисного предприятия салон мебели 18

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_po_ekonomike.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Содержание

Стр.

 

  1. Содержание и организация инновационной деятельности предприятия

Под инновацией (англ. «innovation» – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом.

В отличие от других видов творческой деятельности (научная, художественная, изобретательская и др.), для которых  характерен неочевидный результат  и высокая значимость его эмоциональной  оценки, инновационная деятельность ориентируется на рационально оцениваемые действия, позволяющие обеспечить уверенно прогнозируемый результат, реально зависящий от состояния внешней среды, в том числе от наличных ресурсов.

Открытия (установление неизвестных  ранее закономерностей, вносящих коренные изменения в уровень познания) осуществляются в сфере научной деятельности. К ней относятся также прикладные исследования, связанные с поиском возможностей применения научного знания в общественной практике. Следующая ступенька приближения к практике – инновационная деятельность. Она реализуется в рамках определенных экономических отношений и выступает как существенная предпосылка развития общественного производства, а также субъектов экономических отношений.

Субъектами инновационной деятельности являются:

  1. физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации;
  2. специализированные субъекты инновационной деятельности (технополисы, технологические, промышленные и агропромышленные парки (технопарки), технологические инкубаторы, инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной деятельности), основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом;
  3. государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности;
  4. общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций.

Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и (или) исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.

Предприниматель (не всякий, конечно) становится как бы персонифицированной экономической властью, вносящей элемент случайности в традиционные формы и методы производства, тогда как другие хозяйствующие субъекты, наоборот, стремятся к ее равновесию. Так, управляющий действует лишь в определенных, заранее заданных рамках, а предприниматель изменяет условия хозяйствования.

Не будучи сам изобретателем  и научным работником, предприниматель  претворяет новшества в жизнь. Результатом  предпринимательского труда становится нарушение рутинного процесса производства, появление новой комбинации различных его факторов. Менеджеры вынуждены распространять новое, чтобы не потерять рынки сбыта, прибыль и т.д.

Творчество сближает труд предпринимателя  и научного работника, однако первый в большей степени ориентирован на практическое воплощение все новых и новых замыслов. В мотивах предпринимательской деятельности велика роль социально-психологических аспектов, связанных со стремлением к успеху, власти.

Объектом инновационной деятельности закон определяет инновационный  продукт, который есть результатом выполнения инновационного проекта, и отвечает следующим требованиям:

  • он получается в результате реализации объекта интеллектуальной собственности (изобретения, полезной модели, промышленного образца и т.п.), на которые производитель продукта имеет патенты или лицензии;
  • разработка продукта повышает отечественный научно-технический и технологический уровень;
  • этот продукт выработан впервые, или сравнительно с другим аналогичным продуктом, представленным на рынке, он имеет существенно высшие технико-экономические показатели.

Для предпринимателей нововведения становятся инструментом развития бизнеса. Одни результаты инновационной деятельности реализуются  непосредственно в виде новых  технологий и продуктов, другие принимают  правовую форму (право на использование ноу-хау, патентов и т.д.).

В число основных целей организации  в рамках инновационной деятельности входят:

  • выпуск высококачественных продуктов заданного вида и объема в установленные сроки;
  • повышение эффективности использования научно-производственного потенциала;
  • активная внешнеэкономическая деятельность;
  • обеспечение экологической безопасности производства и устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности и т.д.

Помимо воздействия на производственную сферу, инновационная деятельность влияет на эффективность процессов реализации продукции (новые технологии продвижения товара и предоставления коммерческих услуг). Предметом инноваций могут быть также методы и процедуры подготовки и принятия решений.

Черты инновационного менеджмента:

  1. Имеет дело с особым видом ресурсов- научно-техническими (науку, информацию, технологии) и интеллектуальными. Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инновационный менеджер – предприниматель, и организация для него – все.
  2. Инновационный менеджмент – менеджмент системный, т. к. требует интеграции различных дисциплин и наук для решения важнейших проблем общества.
  3. Творческий инновационный менеджмент способен рассматривать проблему или кризис в целом. Его задача – сформулировать вопросы, выработать пути их решения и отобрать лучшие меры из набора альтернатив
  4. Гибкость структур как атрибут инновационного менеджмента.
  5. Инновационный менеджер – это специалист, способный выполнять нерутинные задачи, так как среда не является более традиционной, особенно в динамически растущих отраслях.

Субъектами управления в инновационном  менеджменте могут быть один или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т. п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объекты управления в инновационном  менеджменте – инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Третьим элементом инновационного менеджмента является информация, или информационный продукт.

Как наука и искусство управления, инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента. Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности.

Инновационный менеджмент включает следующие основные функции: планирование, организацию, контроль, мотивирование. Конкретное содержание этих функций различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, организация.

Планирование основано на предварительном  определении целей инновационной деятельности. Цель – это требуемое или желаемое состояние инновационной системы, выражаемое совокупностью характеристик. Планирование заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности для достижения целей в соответствии с имеющимися ресурсами и рыночным спросом.

Рисунок 1. Содержание процесса планирования в инновационном менеджменте

Процесс планирования по срокам подразделяется на краткосрочное, средне- и долгосрочное, по целям – на стратегическое и оперативное, по объектам – на планирование НИОКР, производства, снабжения, сбыта и т.п., по содержанию – планирование модернизации оборудования, совершенствования технологии, выпуска новой продукции и т.д.

Сложность, неопределённость, креативный характер труда по созданию новшеств делают организацию и координацию работы исполнителей одной из главных функций инновационного менеджмента.

Процесс организации включает формирование организационных структур, распределение материальных, информационных и инновационных потоков между исполнителями, распределение ответственности, риска, полномочий.

Фактически задачей инновационного менеджера на этом этапе становится повышение технико-организационного уровня производства.

Рисунок 2.  Виды организации инноваций

 

Контроль в инновационном менеджменте  выполняет функцию обратной связи  в процессе управления инновациями, является условием завершённости системы управления. В задачи контроля входит:

  • сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и её результатах;
  • анализ причин отклонения и факторов, влияющих на результаты деятельности;
  • подготовка и реализация решений, направленных на безусловное достижение целей развития.

В системе инновационного менеджмента мотивация выполняет задачу стимулирования сотрудников к качественному выполнению делегированных задач в пределах полномочий. Кроме распорядительных решений, менеджер должен создать условия, побуждающие всех участников к продуктивному сотрудничеству. Отсутствие стимулов способно разрушить самые перспективные организационные построения.

Рисунок 3. Виды контроля инноваций

 

 

Рисунок 4. Виды мотивации инновационной деятельности

 

К принципам инновационного менеджмента можно отнести следующее:

  1. Предвидение. Внимание менеджера должно быть постоянно направлено на поиск новых идей, оценку их реальности, перспективности. Это характеризуют позицию не только менеджера, но и всего персонала.
  2. Постановка неординарных сложных целей, требующих новых подходов и решений.
  3. Стратегический характер инновационного менеджмента.
  4. Поощрение инициативы, лояльность к идеям. На ранних стадиях созревания идеи трудно отличить глупость от гениальности.
  5. Ресурсная поддержка инноваций.
  6. Разделение традиционного и инновационного управления. Традиционное предполагает движение от существующего положения, имеющихся ресурсов к возможному результату; в отличие от него инновационное управление направлено от результата к определению необходимых для его достижения ресурсов. Различаются и цели управления: решение текущих задач производства и развитие.
  7. Преодоление психологического сопротивления инновациям, которое объясняется сложившимися привычками, опасениями, неопределённостью, свойствами инновационной деятельности.
  8. Вариантность управленческих решений, определяемая множеством и неопределённостью путей достижения инновационных целей.
  9. Постепенность, поэтапность инновационных преобразований, предварительная их подготовка.
  10. Отказ от фундаментального представления о равновесном состоянии управляемой системы в пользу её неравномерности.

В современной экономике, основанной на знаниях, успех бизнеса зависит как от созданного инновационного потенциала, так и от способности менеджмента реализовать его.

Осуществление инновационного менеджмента в целом  предполагает:

  • целенаправленный поиск инновационных идей;
  • организацию инновационного процесса (разработка планов и программ инновационной деятельности, проведение единой инновационной политики, обеспечение финансами, материальными ресурсами и квалифицированными кадрами программ указанной деятельности);
  • продвижение и реализацию инноваций на рынке.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"