Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:26, курсовая работа
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание. (2)
Управлять
конкурентоспособностью - значит обеспечивать
оптимальное соотношение
Параметры
конкурентоспособности продукции (рис.
1) подразделяются на
нормативные (соответствие товара стандартам,
техническим условиями, законодательству),
технические (технологические свойства
товара, определяющие область его применения,
надежность, долговечность, мощность и
т.д.), экономические
(уровень расходов покупателя на приобретение,
потребление и утилизацию товара, т.е.
цена потребления) и организационные
(система скидок, комплектность поставок,
сроки и условия поставок и пр.).
Международные требования
Нормативные
Государственные требования
Региональные требования
Требования потребителя
Параметры конкурентоспособности
Параметры назначения
Технические
Эргономические параметры
Конструктивно-технические параметры
Эстетические параметры
Экономические
Цена товара
Затраты на транспортировку
Затраты на обучение персонала
Прочие
Организационные
Система скидок
Условия платежей и поставок
Комплектность поставок
Сроки и условия гарантий
Прочие
Рисунок
1. Параметры конкурентоспособности продукции
Изучение
конкурентоспособности товаров
важно для предприятий-
Показатели конкурентоспособности.
Оценка
способности товара конкурировать
производится путем сопоставления
параметров анализируемой продукции
с параметрами базы сравнения. За
базу сравнения принимается либо
потребность покупателя, либо образец.
Обычно образец – это аналогичный
товар, имеющий максимальный объем
продаж и наилучшую перспективу
сбыта в будущем. Если за базу сравнения
принимается потребность, то расчет
единичного показателя конкурентоспособности
можно производить по формуле:
(3)
где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi, – величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n – количество анализируемых параметров.
Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах.
Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
Комплексный метод
, (4)
где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
- единичный показатель
- весомость i–го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;
- число параметров, участвующих
в оценке.
Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности:
, (5)
где i = 1, …, n – число параметров продукции, участвующих в оценке;
j = 1,…, n – виды продукции;
Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;
Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;
Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;
, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);
, если увеличение значения
параметра Pij приводит
к снижению конкурентоспособности продукции
(например, вес, габарит, цена и др.).
Показатели
качества продукции важны для
определения всей совокупности свойств
и характеристик изделия. Будучи
продуктом труда, качество товара неразрывно
связано как со стоимостью, так
и с потребительной стоимостью. Потребителя
интересует не природа продукта, а
то, что продукт становится товаром,
обладает потребительной стоимостью.
В момент совершения акта купли-продажи
покупатель подтверждает соответствие
данного товара условиям рынка. Чем
большее количество покупателей
подтвердило такое
Конкурентоспособность
продукции и
Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).
Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную ценность, обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления.
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
-
определяющими затратами
- конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).
Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества продукции следует с определения места этой системы в общей стратегии компании.
Качество продукции и ее конкурентоспособность существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.
Создание
и практическое использование системы
менеджмента качества продукции
зависит от людей, их квалификации и
способности постоянно учиться
и совершенствовать свои знания и
умение, от их реального вовлечения
в деятельность для решения проблемы
качества. Это обусловливает
Для
планирования мероприятий по улучшению
качества и устранению причин производства
некачественных продуктов (услуг), выделение
средств и людей для