Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

Файлы: 1 файл

курсовая эк.предприятия.docx

— 343.11 Кб (Скачать)

     И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению  конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем  обслуживание на высшем уровне создает  большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем  виде:

     Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.   (2)

     Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных  составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение  качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности  и уровня обслуживания.

     Параметры конкурентоспособности продукции (рис. 1) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.). 

Международные требования

Нормативные

  

Государственные требования

Региональные  требования

Требования  потребителя

Параметры конкурентоспособности

Параметры назначения

Технические

Эргономические  параметры

Конструктивно-технические  параметры

     

Эстетические  параметры

Экономические

Цена товара

Затраты на транспортировку

Затраты на обучение персонала

Прочие 

     

Организационные

Система скидок

Условия платежей и поставок

Комплектность поставок

Сроки и условия  гарантий

Прочие 

       

     Рисунок 1. Параметры конкурентоспособности продукции 

     Изучение  конкурентоспособности товаров  важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

     Показатели  конкурентоспособности.

     Оценка  способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный  товар, имеющий максимальный объем  продаж и наилучшую перспективу  сбыта в будущем. Если за базу сравнения  принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности  можно производить по формуле: 

             (3)  

     где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

     Пi, – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

     Пin величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n – количество анализируемых параметров.

     Если  за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует  поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

     Иногда  параметры продукции не имеют  физической меры. В этом случае для  оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах.

     Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

      
             

              Комплексный метод основывается  на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так,  например, расчет группового показателя  по техническим параметрам производится  по формуле:

      ,       (4)

     где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

      - единичный показатель конкурентоспособности  по i–му техничес-кому параметру;

      - весомость i–го параметра в общем наборе технических параметров,    характеризующих потребность;

      - число параметров, участвующих  в оценке. 

     Смешанный метод позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный  количественный показатель – коэффициент  конкурентоспособности:

      ,     (5)

     где i = 1, …, n – число параметров продукции, участвующих в оценке;

     j = 1,…, n – виды продукции;

     Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

     Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;

     Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;

      , если увеличение значения  параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

      , если увеличение значения  параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.). 

     Показатели  качества продукции важны для  определения всей совокупности свойств  и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так  и с потребительной стоимостью. Потребителя  интересует не природа продукта, а  то, что продукт становится товаром, обладает потребительной стоимостью. В момент совершения акта купли-продажи  покупатель подтверждает соответствие данного товара условиям рынка. Чем  большее количество покупателей  подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность  продукции.

     Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

     Поскольку конкуренция предприятий на рынке  принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

     Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).

     Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную ценность, обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

     Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления.

     Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

     - полезностью (качество, эффект от  использования и т.п.);

     - определяющими затратами потребителя  при удовлетворении его потребностей  посредством данного изделия  (затраты на приобретение, использование,  техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

     - конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

     Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества продукции следует с определения места этой системы в общей стратегии компании.       

     Качество  продукции и ее конкурентоспособность  существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.

     Создание  и практическое использование системы  менеджмента качества продукции  зависит от людей, их квалификации и  способности постоянно учиться  и совершенствовать свои знания и  умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.

     Для планирования мероприятий по улучшению  качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделение  средств и людей для осуществления  улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и  эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтерского и управленческого учета в рамках системы менеджмента качества продукции.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции